Вера Дулова

Знаменитые женщины
Знаменитые женщины

Веру Дулову нельзя назвать коллекционером, скорее - любителем художеств. Ее коллекция складывалась, как бы сама собой. Что-то в подарок друг другу покупали Вера Георгиевна и ее муж - оперный певец Александр Осипович Батурин, например, к юбилею свадьбы. Так, на обороте одной из работ Константина Коровина можно прочесть трогательную надпись: «Дорогому мужу и другу, родному Шурочке от Веры в ознаменование 10-летия 31/XII 1940». В результате получилось собрание, которое было изящным украшением гостиной или музыкального салона гостеприимного дома.

Большинство имен художников известны каждому школьнику, но их работы настолько камерны, что вряд ли впишутся в постоянную экспозицию Третьяковки. Поэтому так важно было показать коллекцию Веры Дуловой, как единый организм, который, скорее, говорит о вкусах, возможностях и круге общения знаменитой московской музыкальной семьи, чем дает представление о художниках, направлениях и эпохах.

Здесь и джентльменский набор передвижников (Саврасов, Репин и Крамской), и несколько откровенно салонных вещей - от практически неизвестного брюлловского эпигона Н.М.Козакова до В.А.Котарбинского. Есть работы художников начала прошлого века - К.А.Коровина, С.В.Малютина, К.Ф.Юона. Но лучше всего графика: эскиз декораций М.В.Добужинского, историческая гуашь М.В.Нестерова и одетый в оригинальную раму эпохи модерна изумительной красоты большой лист Г.Б.Якулова "Гуляние в парке".

Экспозиция напоминает увеличенную до размера музейного зала гостиную. Зрителя-гостя встречает и сопровождает по ней хозяйка, которую портретировали И.Э.Грабарь, П.В.Вильямс и В.Н.Яковлев. Еще два портрета Дуловой, написанные П.П.Кончаловским и А.В.Лентуловым, уже давно находятся в Третьяковской галерее, поэтому на выставку не попали.

Самой Вере Георгиевне больше других нравился портрет Вильямса, поскольку он единственный изобразил ее без непременного атрибута - арфы. Все работы, кроме, пожалуй, странного и пугающего итальянского "Уличного певца" кисти В.Н.Яковлева, подобраны для жилого интерьера. Они красивы, милы, но среди них нет вещей, способных конкурировать с музейными. Поэтому уже сейчас можно предсказать, что отреставрированные и изученные картины и графика из собрания В.Г.Дуловой пополнят фонды Третьяковки, изредка отправляясь на выставки.

Музей, сам родившийся из частной коллекции купца Павла Третьякова, последние сто лет строится по хронологическому принципу. А между тем этот принцип не единственно возможный для музейной экспозиции. В московском Музее личных коллекций каждое из подаренных собраний получило отдельный зал и сохранилось в целости. Это не в традициях Третьяковской галереи, поэтому выставка и издание каталога - лучшее, что можно было сделать, чтобы почтить память Веры Георгиевны.

Вера Дулова - русская арфистка. Родилась в Москве 14 (27) января 1910, в семье потомственных музыкантов. Ее бабушка – Александра Юрьевна Зограф-Дулова – была пианисткой, ученицей Н.Г.Рубинштейна

П.И.Чайковский посвятил ей Салонную польку (op. 9). Ее отец – Георгий Николаевич Дулов – скрипач, 1-я скрипка петербургского «Мекленбургского квартета», позднее профессор Московской консерватории, мать – Мария Андреевна Буковская – певица, была солисткой Мариинского театра.

В 1920–1922 Дулова обучалась игре на арфе у К.А.Эрдели, затем в 1922–1925 у М.А.Корчинской. Большую роль в ее творческой карьере сыграл народный комиссар просвещения А.В.Луначарский: на средства учрежденного им «Фонда помощи молодым дарованиям» Дулова была направлена в Германию, где до 1929 совершенствовалась у М.Зааля в Берлине. В 1929 стала солисткой Советского филармонического акционерного общества.

С 1934 по 1985 Дулова была солисткой оркестра Большого театра. В 1935 Дулова завоевала 1-ю премию на II Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, разделив ее с Д.Ф.Ойстрахом и Я.В.Флиером. Активно концертировала по всему СССР, в апреле 1955 была участницей концерта на дрейфующей льдине «Северный полюс-4», за что ей было присвоено звание «Почетный полярник».

Дулова гастролировала и за рубежом – в Великобритании, Италии, Франции, Бельгии и др. странах Европы, а также в Японии, Израиле, США, Австралии, она являлась членом жюри многих международных конкурсов. Дулова была первой исполнительницей в СССР многих арфовых сочинений зарубежных композиторов (П.Хиндемита, Б.Бриттена, А.Жоливе и др.).

В ее репертуаре было более 300 произведений. Ряд советских композиторов посвятили ей свои сочинения. С 1943 Дулова преподавала в Московской консерватории (в 1958 получила звание профессора), воспитав плеяду талантливых исполнителей (среди ее учеников ок. 30 лауреатов и дипломантов различных конкурсов и фестивалей).

Дулова, как консультант, принимала участие в конструировании отечественной арфы. В 1964 по ее инициативе при Центральном доме работников искусств было создано Всероссийское общество арфистов. В 1973 ей была присуждена Государственная премия СССР, а в 1976 присвоено звание народной артистки СССР. Дуловой принадлежат многочисленные обработки и переложения для арфы (в том числе произведений французских клавесинистов).

Умерла Вера Дулова в Москве 5 января 2000.

разместил(а)  Александров Илья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: