Святая, как хлеб, деревенька моя...

Женские судьбы
Женские судьбы

Так зачинает свой незамысловатый рассказ о прошлом и прожитом, увиденном и пережитом человек, у которого за плечами восемь десятков лет. С первых строк своих воспоминаний она по-учительски, как многие годы, входя в новый класс, представляется скромно и просто: «Я, Елена Васильевна Бычкова (в девичестве Ежкова), родилась в период коллективизации, в 30-е годы XX века, а потому не могу помнить истории наших Полянок. Спросить у старожилов тогда, в юной поре, не было разума, как-то это не нужно было никому. Все были заняты одним - как бы выжить и своих деток вырастить, с голоду не умереть.

Свое повествование начинаю с самого главного - с места своего рождения. Увы, моя родная деревенька, что располагалась в двадцати пяти километрах от Кузнецка, стерта с лица земли и уж более не отмечена на картах района и области. Не осталось почти никаких следов ни в архивах, ни в краеведческих музеях, ни в сельских Советах окружающих поселений».

…Когда я взяла в руки стопку листов рукописи, то не знала, что за человек доверил мне свое самое сокровенное… А, когда наша совместная работа с Еленой Васильевной подошла к завершению, не хотелось расставаться. Для меня автор воспоминаний «Святая, как хлеб, деревенька моя…» стала родным и хорошо знакомым человеком.

На фотографии, которые любезно предоставила для книги ее самая близкая подруга детства, я взглянула только в конце, когда уже заканчивала набор текста и верстку материала. И невольно залюбовалась точеными чертами красивого и одухотворенного лица, чуть грустным взглядом прекрасных глаз. Сквозило во всем этом облике и мудрость, и живое биение жизни, и угадывалась какая-то неизбывная печаль.

Все, что рассказала Елена Васильевна в своей книге, потрясает и призывает чутко прислушаться к ее голосу. Без прикрас, порой скуповатыми фразами, неброскими образами она рисует мир, который для нее и в зрелой поре остается понятным, близким, дорогим и узнаваемым. Снова и снова она мысленно очерчивает круг бытия своей милой деревеньки и ее трудолюбивых обитателей. Светлы и негасимы в памяти образы дедки, бабани, отца, матери, первых учителей, односельчан. А еще она бережно прорисовывает картины раннего детства, очень светлого, озаренного заботой близких людей, но и горького, сиротского, военного, изредка наполненного тихими и маленькими радостями.

Детские впечатления - самые сильные, самые запоминающиеся. Особенно в преклонные годы человек все чаще и чаще обращает свой взор именно на эту золотую пору своей жизни, осознавая, что все хорошее он получил в дар от матушки-земли, малой своей родины и всех, кто его растил, учил, вел по жизни.

Удивительно и другое явление. Записки о своем детстве Елена Васильевна показала своей подруге, мол, вот для детей, внуков, правнуков кое-что вспомнила да на бумаге, как могла, выразила свое горячее желание о том, чтобы потомки помнили и знали свои корни, истоки. И тут у Раисы Сергеевны родилась идея. Летом 2010 года Елене Васильевне исполняется восемьдесят лет. К такому знаменательному событию решила подружка подарить книгу. Да, ту самую, что в набросках Елена Васильевна показывала ей, мечтая о сохранении памяти дорогих для нее людей и родных местечек в Кузнецком районе Пензенской области.

Ну, а дальше за дело взялась ваша покорная слуга. По сути это была для меня проба пера, ибо подобные сборники я еще ни разу не делала. И, скорее всего, от некоторой робости и нерешительности меня встряхнула и отрешила сама летописица Елена Васильевна.

Как я уже ранее заметила, ее простая и чистая речь, искреннее восхищение своими близкими, родными - бабаней, дедкой, сельскими тружениками, владеющими разными профессиями - все это и меня настроило на определенный лад. Так рождается созвучие сердец и душевного настроя, а далее – удачное соавторство.

Мне пришлось погрузиться в историю деревни Полянки, разыскать старые фотографии в Интернет, подобрать подходящий по теме, событиям разных лет и по географии старые снимки, карты, рисунки.

Кстати, по примеру своей подруги и землячки Раиса Сергеевна начала работать над своей родословной, готовит также подборку очерков, рассказов и новелл, принадлежащих перу талантливого журналиста и любимого супруга Василия. В память о нем, для детей и внуков, мечтает она оставить эту крохотную частичку.

Антонида Бердникова г.Нефтегорск


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: