Анна Павловная Барыкова

Знаменитые женщины
Знаменитые женщины

Анна Павловна Барыкова родилась в 1839 году. Отец поэтессы Павел Павлович Каменский, из дворян, был литератором, написавшим несколько повестей и драм. Литературным трудом занималась и мать, урожденная Толстая, дочь известного художника-медальера Федора Толстого.

Родилась Анна Павловна в Петербурге, До десяти лет обучалась дома под руководством отца и гувернантки, затем поступила в Екатерининский институт и находилась там до 1856 года. Через год Анна вышла замуж за артиллерийского офицера Н. Н. Карлинского, в 1862 году вступила во второй брак— с присяжным поверенным С. Л. Барыковым.

Стихи Анна Барыкова стала сочинять в институте («пасквили» на классных дам). Первое стихотворение, подготовленное для печати («Птичница»), было запрещено цензурой. В 1877 году она выступила со стихами в «Отечественных записках». Наиболее плодотворная литературная деятельность Барыковой падает на 70—80-е годы.

Ее поэзия по содержанию и форме развивалась в некрасовских традициях. Сама поэтесса оказывала содействие организации «Народная воля». Многократно издававшаяся в России и за границей, написанная былинным стихом «Сказка про то, как царь Ахреян ходил богу жаловаться», служила делу революционной народнической пропаганды среди крестьян. Она была анонимно напечатана летучей типографией «Народной воли» в Петербурге (1883 г.).

В Ростове-на-Доиу, где Барыкова долго проживала, жандармы неоднократно привлекали ее к дознанию и арестовывали. Со второй половины 80-х годов в связи с разгромом народнического движения Барыкова отходит от социально-общественных тем, увлекается религиозно-нравственным учением Льва Толстого, сотрудничает в толстовском издательстве «Посредник». В эти годы она переводит стихи французских поэтов. Отдельным изданием стихотворения А. П. Барыковой выходили в 1897 и 1910 годах.

Анна Павловна Барыкова умерла 31 мая 1893 г.

ЛЮБИМЫЕ КУКЛЫ

Анна Барыкова

Двери отворила, ряды ребятишки... Елка вся огнями залита до пышки Елка — чудо-диво из волшебной сказки. У счастливцев малых разбежались глазки Прыгают, смеются, ушки на макушке, Мигом расхватали новые игрушки. Мальчик на лошадке молодцом гарцует В кивере уланском... Девочка целует Куклу из Парижа, очень дорогую, В завитом шиньоне, модницу большую, С синими глазами, шлейфом а лорнеткой (Ну. точь-в-точь, без лести, с Невского лоретка). Обнимая куклу ручкой белоснежной, Девочка ей шепчет в поцелуе нежном: «Лучше этой куклы в свете нет, конечно. Ты моей любимой будешь вечно, вечно!..» От больших, должно быть, девочка слыхала Это слово: вечно — и его сказала Кукле-парижанке важно так и мило. На ребенка с куклой я гляжу уныло: Жалко мне чего-то стало вдруг и больно... О судьбе обеих думалось невольно. Девочка и кукла! Ах, как вы похожи! В жизни ожидает вас одно и то же. Куколка-франтиха, предстоит вам горе, С красотой своею вы проститесь вскоре: Шелковое платье, сшитое в Париже, И шиньон изящный, модный светло-рыжий, Мигом все растреплет милая вострушка (Страшно и опасно в свете жить игрушкам)... На чердак вас стащат с головой пробитой — Кукла-парижанка будет позабыта... Девочка-шалунья в золотых кудряшках! Лет через десяток и тебя, бедняжка, Кто-нибудь обнимет, говоря, конечно, Что любить намерен пламенно и вечно... Чьей-нибудь игрушкой будешь ты, наверно,— Только ненадолго... вот что очень скверно. Молодость, надежды — будет все разбито... Старая игрушка будет позабыта... Елка догорела. Мальчик над лошадкой Приклонил головку и уж дремлет сладко, И с улыбкой счастья пробежала мимо В детскую малютке с куклою любимой. Да с чего же я-то хнычу понапрасну? Может быть, обеих встретит жизнь прекрасно! Ведь не всех же кукол дети разбивают... А счастливых женщин разве не бывает?..
Николай БАННИКОВ


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: