воспитание детей


Типы интеллекта у детей

О замечательном будущем для своего ребенка мечтают все родители. Все они хотят видеть детей успешными, состоявшимися, благополучными и на вершине карьеры. И ничего, что будущий академик или топ-менеджер еще весело гукает, ползая по манежу, мама уже рисует прекрасные картины его будущих достижений.

Ладно бы, если бы мамины и папины мечты не давили на ребенка, ломая его склонности, желания и потребности. Но ведь, как часто бывает, честолюбивые родители начинают формировать картину «прекрасного будущего» малыша с самого детства и по собственному разумению. В зависимости от выбранной стези, ребенка начинают терзать за фортепьяно или же в художественной школе, требуют отличных оценок по математике или пытаются навязать физматшколу или какие-то другие и занятия по собственному выбору. При этом зачастую совершенно не учитываются потребности и интересы самого ребенка, считая, что он еще мал, чтобы самому разобраться в таких сложных вещах.

И каково же разочарование родителей, когда все их усилия не только не приводят к желаемому результату, а, напротив, вызывают ожесточенное сопротивление детей, снижают успеваемость в школе, портят характер, а то и доводят ребенка до невроза и депрессии.


Вспоминая детство…

Как-то принято считать, что детство все люди вспоминают с благодарностью, считая его самым счастливым временем в жизни. Ну, еще бы – никаких проблем, все вокруг интересно, все вокруг любят и заботятся о тебе. Но чем взрослее ты становишься, тем больше у тебя обязанностей, забот и задач… Тем большие надежды на тебя возлагают родители, и тем страшнее становится заглядывать в будущее.

Часто в интервью люди, сделавшие блестящую карьеру, добившиеся многого в жизни, говорят, что обязаны этим пониманию и поддержке со стороны родителей, которые любили и верили в них, помогали в всех начинаниях, то, что называется, обеспечивали тылы.

Кто-то возразит, что любят детей все родители, но далеко не каждая судьба складывается удачно. Психологи отвечают на эти возражения, что мало любить ребенка, нужно уметь это делать не во вред. И особенно важно бережно относиться к нему, даже, если вы раздражены, а ребенок провинился.


Какой темперамент у вашего ребенка?

Каждый раз, забирая ребенка из детского сада, мне приходилось выслушивать, какая она непоседливая - все дети сидят рисуют, лепят, а этой все нужно что-то строить, бегать, лазить… Наконец, я не выдержала и попыталась объяснить воспитателям, что у нее такой темперамент, что ей трудно долгое время сидеть спокойно – она должна двигаться, проявлять активность, а тихие игры не для нее. И выход только один – занять ее делами, то есть, направить ее энергию в полезное русло.

Спустя какое-то время другие родители стали мне рассказывать, что моего ребенка заставляют работать в то время, когда остальные дети играют. Она собирает бумажки, переносит стульчики, кормит рыбок, поливает цветы и так далее. А воспитатели перестали жаловаться, более того, они начали хвалить мою дочку за помощь. А та, гордая и довольная собой, наконец-то, стала с радостью ходить в детский сад, а дома каждый вечер рассказывала, как помогала воспитателям и нянечке.

Свою проблему я решила, но сколько еще детей мучаются от того, что их пытаются заставить переломить себя, навязывают поведение, противное их темпераменту. В результате плохо всем – и детям, и взрослым – все испытывают дискомфорт, все недовольны друг другом.


Я сам!

Вы помните, как подрастал ваш ребенок? Ну, когда мир открывался перед ним во всей красе, и он пытался в нем найти себя?? Помните его первое "Я сам!"? Помните, как он старательно доказывал и вам, и самому себе, что он уже «большой» и все умеет?? Как учился что-то делать в первый раз?

Я помню... моя дочь, глядя на меня, захотела научиться стирать. Посредине кухни стоял на табуретке тазик с водой, а маленькая дочка отчаянно терла носочки, пытаясь довести их до абсолютной белизны. Я смотрела на все это с умилением и терпением, но не мешала. Когда носочки были отстираны, долго ее хвалила, а потом… потом отмыла ребенка, перестирала всю ее одежду, вымыла кухню, полностью забрызганную водой, но ни разу не дала понять, что от ее стирки вреда больше, чем пользы.

Сколько подобных случаев было потом – не расскажешь. И каждый раз я старательно давала возможность ребенку самому сделать что-то, самому принять решение, самому довести начатое дело до конца. Даже сейчас удивляюсь, откуда у меня было столько терпения и мудрости. Ведь куда проще сделать все самой побыстрее и отправиться смотреть телевизор или поваляться с книжкой на диване.


Я хочу быть самим собой!

Одна из основных воспитательных ошибок, которую многие родители совершают из самых лучших побуждений, это постоянный и строгий контроль, чрезмерная неусыпная бдительность, которая превращает жизнь ребенка буквально в хождение по одной половице.

Причем, часто именно эти родители по разным причинам уделяют детям слишком мало внимания. Подменяя искреннюю заинтересованность в делах ребенка установлением четкого распорядка и контролем над его выполнением, родители убеждены, что все делают правильно, и их чадо в таких условиях будет четко представлять свои обязанности и неукоснительно выполнять их.

Ребенку предписано строгим родительским указанием решительно все: во сколько надо приходить домой, сколько можно смотреть телевизор, когда надо мыть руки, ложиться спать, когда читать и играть... И он подчиняется, но вовсе не потому, что понимает правильность или полезность распорядка дня. И слушается не потому, что уважает родителей и доверяет им. Причина простая – он боится быть наказанным, страшится родительского гнева, скандалов, ругани, упреков.