ошибки воспитания


Во что играют дети?

Недавно наблюдала сценку в автобусе: мама везла малыша лет четырех-пяти из детского садика домой, а тот, взахлеб, рассказывал, как день прошел. Смешно картавя и не выговаривая часть букв, малыш на весь автобус вещал, как хорошо прошел день, как они сегодня играли в бандитов: он был бандитом, а Васька был его "шапкой". Потом поправился - "крышей". Мама малыша мгновенно перестала дремать и стала уточнять некоторые детали: кто учил их играть, и где в это время была воспитательница. У мальчика тут же пропал весь запал, и он стал молча смотреть в окно - похоже, его во время игры научили "своих не закладывать".

Приятельница зашла с внуком. Замечательный мальчик пяти лет, воспитанный, развитый не по годам, стал делиться впечатлением от какого-то свежепросмотренного боевика. Он с таким упоением говорил про терминатора и иже с ним, пытаясь показать приемы единоборств, имитируя стрельбу и так далее. Я стала осторожно расспрашивать про сказочных героев - ребенок посмотрел на меня непонимающими глазками и продолжил про боевики.

Возле супермаркета, что по пути с работы домой, поставили будку с игровыми автоматами. В двух шагах школа. Естественно, вокруг этих автоматов постоянно кружится детвора - от младших до старших. Звенят жетоны, скрипят рычаги, ругаются совсем не по-детски проигравшие. Но кто-то остается в выигрыше. Нетрудно понять кто - взрослые, делающие свой бизнес.


Цена слова

Утром, когда я иду на работу, впереди частенько идут папа с сынишкой. Я не первый раз вижу обоих – уже узнаю. Каждое утро отец весело разговаривает с сыном, отвечает на вопросы или рассказывает сказки. Они никогда не молчат, думая каждый о своем. Они общаются, причем с упоением и восторгом с обеих сторон.

Иногда, спотыкаясь, мальчишка старался забежать вперед, чтобы не упустить выражения папиного лица. А отец, совсем еще молодой, вдохновенно размахивая руками, рассказывает сказку, входя в роль, менял голоса и походку, раскованно и радостно чувствуя себя наедине с сыном.

Конечно, отец, как все, спешил на работу, но он не тянул (как это часто видишь) сынишку за руку и вместо стандартного «утреннего набора» указаний «умойся, оденься, скорее, опаздываем, ешь, застегни», наверное, говорил совсем другое, дружеское и доброе. И мальчик сам торопился, чтобы «выиграть» минуты для общения с отцом, минуты, важные и дорогие для обоих.


Маленькие уроки жизни

После работы, забрав детей из детского сада, а у меня их двое, шестилетний сын Саша и четырехлетняя Ксюша, я с ними пошла на детскую площадку возле нашего дома. С другими мамами рядом села на лавочку, а дети отправились в песочницу играть.

Через некоторое время с площадки донеслись какие-то крики, улюлюканье, я оглянулась и увидела мальчишек, среди которых, кстати, был и мой сын, машущих палками и кидающих камни в сынишку наших соседей Витю, который гулял один. Мальчишка плакал, его буквально трясло. Отогнав и пристыдив детвору, я, как могла, успокоила Витюшу, но на вопрос, что же произошло, он отвечать отказался.

Приближалось время ужина, мы с детьми вернулись домой. Вечером, из разговора с сыном, я поняла, что причиной безобразной сцены в песочнице, были всего-навсего большие, оттопыренные уши соседского мальчика. Наверное, это многим знакомая история, но я впервые столкнулась с вот такой детской жестокостью. Дети очень обостренно чувствуют, когда кто-то выделяется из общей компании и сначала начинают подшучивать над этой «белой вороной», а потом эти шутки переходят в оскорбления. При этом ребят совершенно не волнует, что их жертва страдает.


Что говорит ребенок?

Какая радость у родителей, когда ребенок сказал первое слово! Как интересно наблюдать, как дети начинают говорить, пытаются все повторять за взрослыми неумелым еще язычком. Проходит время, словарный запас ребенка быстро растет, он уже умеет правильно выражать свои чувства, просить, спрашивать, рассказывать, даже требовать.

Но может наступить и такой момент, когда мы, вслушиваясь в то, что говорят наши дети, приходим в ужас. Хорошо помню, как в детском саду на родительском собрании одна мамочка распекала воспитательницу за то, что ее сын говорит бранные слова. Красная, как рак, воспитательница оправдывалась и уверяла, что они никогда не ругают детей, тем более, такими словами!

А накануне по телевизору показывали фильм «Республика ШКИД», и я спросила у возмущенной мамы, смотрел ли этот фильм ее сын. Ответ был утвердительный, тогда я посоветовала ей самой посмотреть это кино и сравнить то, что говорит ее сын, с диалогами беспризорников.


Когда дети врут...

«Врать нехорошо! Не смей обманывать!» - учим мы ребенка с детства. А он смотрит на нас, верит и не верит. Почему? Да потому, что без лжи невозможно представить человека, и этот факт является неотъемлемой частью человеческого поведения. И если дети до какого-то возраста лгут бессознательно, придумывают, фантазируют, то взрослые, напротив, лгут по привычке.

Примеры? Да сколько угодно! Опоздав на работу, мы начинаем рассказывать про пробки на дорогах, про испортившийся будильник, про сложные, внезапно возникшие ситуации – у кого на что фантазии хватит. В гостях, пробуя то или иное блюдо, непременно хвалим хозяйку, закрывая глаза на то, что пересолено-недосолено, пригорело или недопеклось. Да на самый обычный вопрос: «Как дела?», предпочитаем ответить, что все в порядке, хотя не знаем, куда деться от проблем. И возражения, что не станешь же всем рассказывать, что у тебя настроение плохое, потому что сын от рук отбился, муж запил или на работе увольнение грозит, тут ничего не меняют – ложь есть ложь.

А почему люди врут? Психологи утверждают, что существует несколько причин. Так, большинство людей пытаются при помощи обмана хоть немного приукрасить свою жизнь. Например, на встрече одноклассников, в разговорах с коллегами, чтобы хоть как-то повысить самооценку, при виде более удачливых приятельниц, многие начинают рассказывать про придуманную жизнь, про то, как бы они хотели, мечтали жить…