Режим дня ребенка: сон, прогулки, кормление детей

Воспитание детей
Воспитание детей

Предлагаю сегодня поговорить о режиме дня маленького человека. Стало модным отрицать необходимость режима дня, дескать, организм ребенка сам подсказывает «когда есть, когда спать, когда на улице гулять». А я позволю себе с этим не согласиться - нужен режим, как распорядок дня. Кушать, спать, гулять лучше в определенное время. Почему?

Прежде всего, потому, что детки в детском саду живут по режиму. Вот и получается, что вместо того, чтобы вместе с мамой и папой приучиться к определенному ритму, ребенок сначала живет как ему вздумается, а потом вместе с чужими тетями в чужой обстановке привыкает к распорядку дня.

Наша задача, как мне кажется, постараться облегчить ребенку переход малыша из дома в детский сад. Хорошо, если на момент поступления в детское дошкольное заведение, ваш ребенок дома живет по тому же режиму, что и его сверстники в детском саду. И не надо будет форсировать это в последний месяц, если с самого начала правильно организовать режим сна и бодрствования.

Сначала о взрослых, о маме и папе. Режим дня, правильно организованный и соблюдаемый, позволяет высвободить массу свободного времени даже тогда, когда ребенок совсем мал. Просто, зная заранее о времени, когда ваш ребенок должен и будет спать, можно спланировать какие-то дела, требующие предварительной подготовки. А можно это время использовать для собственного отдыха, сна, чтения - кому что нравится.

Режим дня не является чем-то постоянным и неизменным. Он меняется в зависимости от возраста ребенка. Ваш малыш становится старше, увеличиваются промежутки бодрствования, уменьшается продолжительность сна.

Кстати, о сне. Вашему ребенку требуется крепкий и достаточно продолжительный сон, во время которого восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга. От того, выспался ваш малыш или нет, зависит его настроение, активность. Если не доспал или спал плохо, он начинает капризничать, становится вялым или перевозбужденным.

При этом страдает поведение малыша не только во время бодрствования, но и засыпания: перевозбудившись, ребенок плохо засыпает, когда наступает время следующего сна. А это, в свою очередь, может вызвать ложное впечатление, что нужно сокращать продолжительность сна.

Оберегайте сон ребенка. Укладывайте его спать днем столько раз, сколько предусмотрено режимом дня, соответствующим его возрасту.

Не затевайте с ним перед сном шумных веселых игр, физических упражнений. Переход от бодрствования ко сну должен быть постепенным. Не надо рассказывать перед сном новую сказку или историю, которая произведет на него сильное впечатление. Лучше посмотреть вместе картинки или вспомнить уже знакомую сказку.

Помните: возбужденный перед сном ребенок долго не может заснуть. Привычная обстановка, привычная последовательность приготовлений: туалет, переодевание (так же, как и определенное время укладывания) помогают ребенку быстрее заснуть. Важно создать у детей и соответствующий эмоциональный настрой: перед укладыванием спать исключить все, что может возбуждать, и не забыть напомнить, предупредить о том, что ему вскоре предстоит делать. Например, предложить уложить куклу или мишку, чтобы потом и самому тоже пойти спать.

Для спокойного сна требуется создать необходимые условия. Не приучайте малыша спать при абсолютной тишине и в темноте, иначе малейший шум и свет в другой обстановке будут нарушать его сон. Иногда родители боятся перевернуть страницу книги из боязни, что ребенок проснется от этого шороха.

Также ошибочно мнение, что ребенка надо приучать спать при ярком свете, включенном на полную громкость радио или телевизоре. Задайте себе вопрос, а смогли бы вы сами спать в таких условиях, выспались бы? Даже в тех случаях, когда дети внешне не реагируют на яркий свет или громкий звук, эти раздражители, тем не менее, действуют на мозг, и отдых становится неполноценным. Я была знакома с людьми, которые свою дочь укладывали и включали радио. Если вдруг радио замолкало, девочка просыпалась.

Во время сна маленьких детей можно вполголоса разговаривать, свет полностью не гасить, но позаботиться о том, чтобы он не падал на лицо малыша.

Не следует приучать ребенка засыпать при дополнительных воздействиях: укачивании, похлопывании и др. Сон является естественной потребностью организма, вызываемой утомлением в период бодрствования, и нет нужды приучать малыша к каким бы то ни было «снотворным» средствам. Если же малыш пассивен, недостаточно деятелен в часы, отводимые для игр, у него не возникает потребности в отдыхе, он медленнее засыпает и хуже спит.

Желательно укладывать ребенка спать в одно и то же время. Тогда, привыкнув к этому, ребенок и засыпать будет легче. Я думаю, излишне говорить, что ребенок должен спать в своей кроватке. И, конечно, очень хорошо, если малыш спит на свежем воздухе, при открытой форточке или в предварительно проветренном помещении.

Очень важны в любом возрасте прогулки на свежем воздухе. Пожалуй, только при сильном морозе с ветром или во время проливного дождя не стоит выходить на улицу. Помните, что не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда. Подбирайте одежду и обувь по погоде.

Иногда в прохладную погоду мамы бывают в затруднении как правильно одеть малыша, чтобы он не замерз. Самый простой выход – наденьте на ребенка на один слой одежды больше, чем на себя. Одежда должна быть по возможности легкой и не сковывать движения.

Выбирайте для прогулок места, удаленные от оживленных автомобильных магистралей, мест скопления народа. Надо, чтобы во дворе, в сквере, в парке, в лесу дети много двигались, учились преодолевать небольшие препятствия, общались со сверстниками.

Различные игрушки (в зависимости от времени года и возраста): машины, санки, совки, лопатки, формочки, мячи, обручи, велосипед, помогут ребенку провести время интересно и весело. Научите вашего малыша делать куличики из песка, постройте вместе город, снежную бабу, поиграйте в «снежки».

Во время таких прогулок можно наблюдать за природой, животными, растениями, набрать шишек, желудей для дальнейших занятий с малышом.

Чтобы у ребенка был хороший аппетит необходимо правильное кормление. Важно также вовремя приучить ребенка к пище, разнообразной по вкусу и по составу. Это развивает вкусовые ощущения и позволяет правильно составлять рацион ребенка. Новая пища обычно дается в самом начале кормления, потом докармливается привычной едой. Если по каким-то причинам не удается приучить ребенка к новой еде, не надо подслащивать ее, чтобы привлечь ребенка сладким вкусом. Лучше дать новую еду повторно через несколько дней.

Здоровые дети, если их правильно кормят, обычно едят с аппетитом. Если ребенок плохо ест, лучше пропустить одно кормление. Иногда мамы жалуются на плохой аппетит своих чад, при этом выясняется, что от кормления до кормления ребенок съел печенье, конфеты, фрукты. Конечно, он не будет хотеть кушать суп или кашу.

Не развлекайте ребенка во время еды, стараясь, как это делают иногда, незаметно вложить малышу лишнюю ложку каши. Не кормите ребенка в окружении предметов, которые отвлекут его от процесса приема пищи.

Не кормите ребенка насильно. Отказ от пищи обычно имеет причины: он может быть вызван непривычной обстановкой, новым блюдом, возможно, малыш не успел проголодаться или нездоров. Кормление через силу может привести к рвоте. Не старайтесь запихнуть в рот ребенку сразу много пищи, не старайтесь протолкнуть ложку в рот через плотно сжатые губы.

Собственно, правильное чередование сна, игр и прогулок, приемов пищи и составляет режим дня. Малыш охотно кушает, радуется, собираясь на прогулку, спокойно засыпает. Кроме того, это позволит избежать капризов и многих огорчений в отношениях ребенка и его родителей.

Ольга Барышева


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: