Маленькие уроки жизни

Воспитание детей
Воспитание детей

После работы, забрав детей из детского сада, а у меня их двое, шестилетний сын Саша и четырехлетняя Ксюша, я с ними пошла на детскую площадку возле нашего дома. С другими мамами рядом села на лавочку, а дети отправились в песочницу играть.

Через некоторое время с площадки донеслись какие-то крики, улюлюканье, я оглянулась и увидела мальчишек, среди которых, кстати, был и мой сын, машущих палками и кидающих камни в сынишку наших соседей Витю, который гулял один. Мальчишка плакал, его буквально трясло. Отогнав и пристыдив детвору, я, как могла, успокоила Витюшу, но на вопрос, что же произошло, он отвечать отказался.

Приближалось время ужина, мы с детьми вернулись домой. Вечером, из разговора с сыном, я поняла, что причиной безобразной сцены в песочнице, были всего-навсего большие, оттопыренные уши соседского мальчика. Наверное, это многим знакомая история, но я впервые столкнулась с вот такой детской жестокостью. Дети очень обостренно чувствуют, когда кто-то выделяется из общей компании и сначала начинают подшучивать над этой «белой вороной», а потом эти шутки переходят в оскорбления. При этом ребят совершенно не волнует, что их жертва страдает.

Перед сном я решила еще раз поговорить с сыном. Саше я сказала, как мне больно и неприятно, что у меня такой жестокий и злой сын, я объяснила ему, как тяжело и обидно Вите, и предложила подумать, что было бы с ним самим, окажись он на месте этого мальчика. Какова же была моя радость, когда на следующий день, вечером, я увидела, как мой сын сам подошел к Вите и стал с ним играть, ведь это был его первый шаг к совершению добрых поступков.

У нас очень красивый, зеленый двор с хорошими детскими площадками и я часто там гуляю с детьми. Однажды, на очередной прогулке, я услышала из песочницы истошный крик моей дочери: «Отдай! Это мои игрушки! Уходи, ты плохой мальчишка!». Я была очень огорчена и удивлена и даже растеряна. Ксюша спокойная девочка и я ни разу не видела, что – бы она так отчаянно защищала свои игрушки. Я насторожилась, что это - жадность, или, как это не смешно звучит, защита своего права на собственность?

Время было обеденное, я забрала Ксюшу и мы пошли домой. По дороге я ей сказала: - «Ксюша, вот представь себе, что завтра мы пойдем гулять, тебе захочется сделать куличики из песка, а окажется, что совочек ты забыла дома. Ты попросишь его у других деток, а тебе его никто не даст, всем будет жалко, как тебе сегодня. Ты понимаешь меня?».

По ее нахмуренным бровкам, я поняла, что дочка задумалась. На следующий день, придя в песочницу, Ксюша высыпала игрушки и сказала: «Берите детки, мне не жалко». Я была очень рада, что урок не прошел даром, ведь это очень важно научить ребенка делиться игрушками, сладостями и при этом испытывать радость от общения со сверстниками. Но нельзя забывать, что есть игрушки и вещи, которые очень близки ребенку. Ведь вы же не отдаете все свои вещи друзьям во временное пользование? Ребенок тоже имеет право на собственность.

Столкнулась я и еще с одной историей. В наш дом переехала молодая пара, их пятилетний сын стал часто играть с детьми в песочнице, но при этом брал игрушки без спроса, всеми старался командовать, придумывал игры со своими правилами. Родители очень гордились своим сыном и поощряли его поведение, называли его «личностью». Но однажды все дети отказались с ним играть, кто отворачивался, кто уходил в другую песочницу. Родители были очень удивлены.

А по моему здесь нечему удивляться, просто этому мальчику вовремя не объяснили, что можно делать, а что ни в коем случае нельзя, вот он и привык получать все, что ему угодно и любым способом, даже не задумываясь, что кому – то может быть плохо от его желаний.

Все это важно объяснить ребенку, иначе ему в будущем будет очень трудно найти общий язык со сверстниками. Я уже говорила, что у меня двое детей. Старшего сына я всегда учу уступать младшей сестренке, заботится о ней, защищать ее, но ведь и она должна научиться о ком-то заботится.

Однажды я вместе с Ксюшей посадила кустик герани, и рассказала дочке, как нужно ухаживать за цветком, беречь, поливать и объявила ей, что теперь она будет отвечать за то, что бы он ни погиб, а рос и пышно цвел. Я была поражена тому какую радость испытывала дочка, когда поливала цветок, мыла его листики и опрыскивала. Она даже песенки пела этому цветку. Ребенку очень важно ощущать свое значение и ответственность за кого либо, он должен научиться заботится о ближнем.

Спок пишет, что обязанность родителей вырастить своих детей такими, чтобы их любили все другие люди. Наверное, это самая главная цель воспитания. Мы часто твердим нашим малышам, что нельзя обижать тех, кто слабее, надо помогать окружающим, и нельзя делать больно близким. Но как это донести до них на деле? Как показать, где находится грань между добром и злом, когда и сами не всегда это знаем? Как научить ребенка отвечать за свои поступки?

Мы хотим, что бы дети росли здоровыми, умными, воспитанными и счастливыми, а это возможно только в одном случае, если мы поймем насколько хрупка и податлива детская душа.

Олеся Круглова


Коментарии

Вика Крайгород Спасибо вам дорогая Олеся, спасибо. Я вам очень юлагодарна. Вы молодцы, все правильно сделали что написали.

Светлана Крайгород Все это прекрасно. Возможно я упустила своего ребенка. Но, объяснить десятилетнему мальчику что такое хорошо и что за это бывает мне уже тяжело. Мой сын не понимает когда ему объясняеш на примерах только личный горький опыт его чему то учит. А годы идут и чем дальше тем сложнее и непредсказуемее опыты проводят эти "дети". Что мне делать?

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: