У вас ленивый ребенок?

Детская психология
Детская психология

Как часто родители жалуются на своих ленивых детей. Забывая о том, какими сами были в детстве, они требуют от детей постоянной и энергичной деятельности, немедленного выполнения всех распоряжений, высокой активности и постоянной занятости. А сидящий без дела ребенок, который, не спеша, словно нехотя пытается что-то сделать, забывает, копается, раздражает и вызывает массу упреков в свой адрес.

Безусловно, ленивые дети есть, но ведь есть и ленивые взрослые. Всегда ли именно лень – причина вашего недовольства? Во многом причины кажущейся детской лени нужно поискать в возрасте ребенка. Если вашему малышу от 3 до 6 лет, и он ходит в детский сад, то большую часть своего дня он проводит в подвижных играх, кроме того, много детей, шум, эмоциональные нагрузки тоже оказывают на него влияние.

И не нужно считать малыша ленивым, если дома у него сниженная активность, если он не спешит убирать свои игрушки или капризничает, когда вы пытаетесь его заставить это сделать. Для малыша в таком возрасте время, проведенное в детском саду, своего рода работа. И, как вы за свой рабочий день, он тоже устает, а накопленное за день раздражение и усталость – как раз и причина того, что родители считают ленью.

Дети в возрасте 7-10 лет в силу возрастных особенностей просто не могут заниматься одним и тем же, особенно неинтересным для них, делом больше часа подряд. И стоит задуматься, какие внеклассные занятия есть у вашего школьника? Ведь одной учебой в школе в наше время родители редко ограничиваются.

Дети в этом возрасте начинают посещать всевозможные кружки, секции, заниматься музыкой, иностранными языками и пр. Так что не удивительно, что дома ребенок не хочет садиться за инструмент или твердить иностранные слова – он просто устал, и его нежелание – это не лень, а, скорее, признак переутомления.

Когда ребенок становится старше, то, начиная с 10-11 лет, он начинает активнее общаться, растет круг его интересов и друзей. И понятно, что детям гораздо приятнее и интереснее общаться, чем разучивать гаммы или заниматься уборкой комнаты. Потому, чтобы не накалять атмосферу в семье, составьте вместе с ребенком четкий распорядок дня и объясните ему, что, кроме развлечений, существуют еще и обязанности, от которых не свободен ни один человек на свете.

Но случается и так, что ребенок целыми днями сидит дома, и друзей вроде нет, а как что-то сделать — не допросишься. Возможно, это свидетельство того, что у ребёнка появились проблемы. Если он с неохотой ходит в школу, отказывается делать уроки, дерзит, когда его посылают в магазин, - это может означать, что у него не сложные отношения с учителями или другими детьми.

Может быть, одноклассники его обижают или не позволяют учиться в полную силу. А, возможно, у ребенка не складывается взаимопонимание с собственными родителями, то есть, с вами. А это уже очень серьезно, и требует принятия срочных мер. Поэтому так важно разобраться, что же именно происходит с детьми, а уж потом решать, лень это или более глубокие проблемы.

С маленькими детьми, безусловно, проще. Родители часто обращаются к чувствам ребенка и, желая его что-то заставить делать, говорят, что иначе мама расстроится, или папа будет недоволен. Как правило, этот прием срабатывает, поскольку для всех малышей мамы и папы – главные люди в их жизни.

Но гораздо охотнее малыш будет заниматься делами, если в их выполнение привнести элемент игры или соревнования. Это касается и занятий музыкой, и рисования, и уборки. Какие приемы вы будете использовать, зависит от того, что интересно вашему ребенку, на что он больше обращает внимание. Ну и, конечно, от вашего воображения и терпения.

С детьми постарше легче договариваться, если подчеркивать значимость их поступков для семьи, а также обращать внимание на их успехи в заданной работе. Не стесняйтесь сказать ребенку: «Ты делаешь это лучше всех», «Ты мне очень помог, иначе я бы не успела!» «Надо же, как ты быстро научился». С одной стороны, это похвала, с другой - ребенок понимает, что его труд замечен и оценен.

Особенно важно не отбить желание у ребенка что-то делать. Понятно, что сразу не все получается, но будьте терпимы и терпеливы. Куда как важнее похвалить ребенка за приготовленный пирог, даже, если он не удался, чем отругать за перевод продуктов, иначе желание что-то приготовить в следующий раз у него точно пропадет. А тактичный совет, как испечь пирог вкуснее, он обязательно учтет в будущем. Ведь, в конечном итоге, важен не пирог, а стремление ребенка что-то сделать самостоятельно, порадовать вас.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него должно быть развито чувство ответственности за выполнение возложенных на него обязанностей. Если он не сделал того, что должен был, например, не вымыл посуду или не позанимался музыкой, то справедливо будет наказать его, лишив возможности поиграть в компьютерную игрушку или отменить поход в кино. Но наказание должно быть адекватным провинности, да и злоупотреблять ими не стоит — любой человек возненавидит того, от кого видит только плохое.

Ну и, конечно же, не стоит постоянно говорить о недостатках. Ежедневная ругань и скандалы только испортят ваши отношения. У ребенка может пропасть желание даже вообще приходить домой, не говоря уже о том, чтобы что-либо сделать. Более того, если вы с трех лет начнете твердить малышу: мол, он такой ленивый, и только это мешает ему достичь грандиозных результатов - ребенок и вырастет с уверенностью, что он – никчемный неудачник.

Дети воспринимают себя через свое отражение в глазах любимых родителей. И если его постоянно упрекать и ругать, то он перестанет верить, что его любят. А это уже проблема с тяжелыми последствиями и для детей, и для родителей.

разместил(а)  Филимонова Дарья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: