детская психология


Мир глазами ребенка

Можно сколько угодно говорить о падении уровня культуры среди молодежи, можно спорить по этому поводу и доказывать обратное. Но, согласитесь, сколько раз на дню мы сталкиваемся с проявлением этого самого падения, с безграмотностью и бездуховностью, с отсутствием даже просто интереса у молодежи к тому, что называется культурой и искусством.

Человечество веками накапливало духовные ценности, и каждое следующее поколение вносило свой вклад в эту сокровищницу. Современные дети куда как лучше разбираются в компьютерных «стрелялках» и «бродилках», чем в поэзии, в боевиках, «терминаторах» и «чужих», чем в сказках, в «рэпе», чем в Чайковском, в комиксах, нежели в живописи.

Все мы прекрасно понимаем, что, в конечном итоге, получим от детей то, что мы сами, родители (и, безусловно, школа и общество) в них заложили. Можно говорить о сложностях нашей жизни сколько угодно, но при этом остается вопрос – как растут и развиваются наши дети? И что из них, в конце концов, вырастет – роботы с единственной в жизни целью или духовно богатые люди, которые в состоянии сопереживать и понимать прекрасное?


Во что играют дети?

Недавно наблюдала сценку в автобусе: мама везла малыша лет четырех-пяти из детского садика домой, а тот, взахлеб, рассказывал, как день прошел. Смешно картавя и не выговаривая часть букв, малыш на весь автобус вещал, как хорошо прошел день, как они сегодня играли в бандитов: он был бандитом, а Васька был его "шапкой". Потом поправился - "крышей". Мама малыша мгновенно перестала дремать и стала уточнять некоторые детали: кто учил их играть, и где в это время была воспитательница. У мальчика тут же пропал весь запал, и он стал молча смотреть в окно - похоже, его во время игры научили "своих не закладывать".

Приятельница зашла с внуком. Замечательный мальчик пяти лет, воспитанный, развитый не по годам, стал делиться впечатлением от какого-то свежепросмотренного боевика. Он с таким упоением говорил про терминатора и иже с ним, пытаясь показать приемы единоборств, имитируя стрельбу и так далее. Я стала осторожно расспрашивать про сказочных героев - ребенок посмотрел на меня непонимающими глазками и продолжил про боевики.

Возле супермаркета, что по пути с работы домой, поставили будку с игровыми автоматами. В двух шагах школа. Естественно, вокруг этих автоматов постоянно кружится детвора - от младших до старших. Звенят жетоны, скрипят рычаги, ругаются совсем не по-детски проигравшие. Но кто-то остается в выигрыше. Нетрудно понять кто - взрослые, делающие свой бизнес.


Ваш ребенок: каким он вырастет?

Как часто мы сетуем, что мир вокруг нас жесток и безжалостен. Одно из самых замечательных человеческих качеств – это чуткость, отзывчивость, способность сопереживать, сочувствовать и понимать переживания других людей, внимательно и бережно относиться к ним, помогать, заботиться о них. Безусловно, это понимают все, и каждая мать хочет вырастить своего ребенка именно таким. Когда же начинать, как воспитывать эти качества в детях?

Каждый будущий новорожденным, еще находясь в утробе матери, уже обладает всем необходимым для того, чтобы из него можно было вырастить человека чуткого и отзывчивого. Еще в старину люди знали, что в утробный период своего развития будущий человек чрезвычайно чувствителен ко всяким воздействиям. Даже в семьях с суровым бытом «молодуху в тягости» по мере возможности старались освободить от изнурительного труда, от подъема тяжестей. Мало того, ее баловали «гостинчиками», подарками и угощением, чтобы была весела, чтобы радовалась.

В семьях других сословий, где нередким гостем были книги и картинки, молодой беременной женщине рекомендовалось читать «спокойные и добрые» книги, подолгу и пристально рассматривать красивые картинки. Если будущая мать была в какой-то степени музыкантшей, ей советовали исключить из своего репертуара шумные, чрезмерно трудные для исполнения и слуха пьесы.


Пусть детство будет счастливым

Начинается учебный год. После длительных каникул так трудно настроиться на учебу. Разве что первоклассник идут в школу с интересом, еще не очень представляя, что туда придется ходить целых десять лет. Родители тоже готовятся к школе, покупают все необходимое, добывают учебники, настраиваются на проверки домашних заданий и постоянный контроль успеваемости. Хорошо, когда такой контроль не давит, а помогает сосредоточиться и втянуться в учебный процесс.

Если вы действительно хотите помочь вашему ребенку, не старайтесь с первых дней добиться от него полной отдачи и абсолютной усидчивости и сосредоточенности. За время каникул наверняка был сбит распорядок дня, и теперь ребенку сложно заснуть в нужное время, а, соответственно, утром он с трудом просыпается, вялый и ленивый.

Если вы совсем недавно вернулись из отпуска, то должны понимать, что для ребенка потребуется некоторое время на акклиматизацию и привыкание к смене обстановки. Да и каникулярная вольница не сразу вытесняется напряженной необходимостью слушать внимательно на уроках, делать домашние задания, да еще все это делать хорошо, как требуют того родители.


Нужны ли карманные деньги детям?

Скажите, вы даете ребенку деньги на карманные расходы? Многие родители считают, что деньги давать совершенно незачем: они кормят, одевают, покупают все необходимое, а если на что-то нужно еще, так пусть спросит, тогда можно подумать и решить, давать или не давать требуемую сумму.

Но ребенок, на самом деле, с миром денег сталкивается рано, как только начинает самостоятельно гулять или пойдет в школу. Ему захочется и мороженое, жевательную резинку, может быть, сходить в кино, пока родителей нет дома, или купить диск с новой игрушкой. А еще есть дни рождения у родителей и друзей, 8 марта и 23 февраля.

И если у него нет денег, то он обязательно почувствует некую ущербность, сравнивая себя со своими сверстниками. Как он начнет решать эту проблему – неизвестно. Хорошо, если поговорит с родителями и попросит дать ему некоторую сумму, а если нет?