Каэтана де Альба

Знаменитые женщины
Знаменитые женщины

Будущую герцогиню Марию Тересию Каэтану де Альба выдали замуж тринадцатилетней за человека, который был старше ее на шесть лет. Вскоре она поняла, что ошиблась в выборе... К двадцати годам Каэтана стала самой известной женщиной в Испании, а ее поведение не раз становилось предметом ожесточенных споров.

Она любила жестоко подшутить над близкими людьми и случайными знакомыми. Однажды, например, встретившись на прогулке с молодым семинаристом, притворилась бедной девушкой и попросила отвести ее в кафе, где заказала такое количество блюд, что студент не смог расплатиться с хозяином. По ее коварной подсказке хозяин кафе заставил молодого человека оставить в залог свои штаны. Однако и это не остудило пыла ее нового обожателя, и на следующий день он отважился навестить герцогиню в ее дворце. Уверенный, что его знакомая – простая служанка, он самоуверенно появился перед ней и вдруг оказался посреди блестящего общества, где при всеобщем ликовании и его немалом смущении было поведано со всеми подробностями о его недавнем приключении.

Каэтана была не менее гордой, чем королева, и позволяла себе столь же дорогостоящие причуды. Несмотря на это, народ относился к ней с симпатией. Отец молодой женщины, герцог Хосе Альварес де Толедо Альба, почитывал Вольтера, других энциклопедистов и был, что называется, либералом, сторонником прогрессивных реформ. Эти же идеи приветствовала и его дочь, щедро занимавшаяся благотворительностью и искренне пытавшаяся помочь обездоленным.

Каэтану злобно ненавидела королева Мария-Луиза, выславшая ее на три года за пределы Мадрида. Ларчик открывался просто однажды любовник монархини перешел в постель к герцогине Альба... Симпатизирующих опальной красавице было немало. Художник Франсиско Гойя оказался не единственным человеком, посвящающим ей свои творения. Например, Хуан Мелендес Вальдес обращался к ней в своем произведении «Дни Сильвии» восхищаясь умом и красотой молодой женщины, назвал ее Венерой, звездой любви.

А Гойя? Неужели у кого-нибудь могли возникнуть сомнения в его отношении к Каэтане?! О далеких от целомудрия похождениях «бешеного Гойи» еще при его жизни ходили легенды. Отличавшийся незаурядной силой и ловкостью, он нередко становился виновником кровопролития – как правило, на любовной почве, из-за чего ему не раз приходилось скрываться из Мадрида. Помнит о Гойе и Вечный город Рим. Сын небогатой аристократки и простого крестьянина, человек взрывного темперамента, необузданных страстей и желаний, художник, несомненно, был личностью яркой и притягательной, но не очень удобной для каждодневного общения.

Создавая образ герцогини Альба, художник не только подчеркивал обаяние ее красоты, хрупкость и грацию фигуры, удлиненное бледное лицо с огромными глазами, пышные черные кудри, но и раскрывал своеобразие ее характера – капризность, черты своеволия и независимости, а иногда – веселой шаловливости. Наиболее известный из ее портретов – во весь рост, созданный в 1795 году.

Овдовев в 1796 году, герцогиня удалилась в одно из своих поместий, где в течение нескольких месяцев Гойя был ее гостем. Исследователи считают, что художник запечатлел самого себя рядом с герцогиней в чудесной жанровой картине, изображающей кавалера и даму на прогулке. Лица обоих персонажей отдаленно, но напоминают Гойю и Каэтану. Сценами из жизни герцогини считаются и замечательные рисунки Гойи, сделанные в том же поместье. Многие из них довольно интимны молодая женщина поправляет чулок или лежит на постели.

А на лучшем изображена юная, прекрасная, все с теми же локонами женщина, склонившая лицо к маленькой негритянке, сидящей у нее на коленях. Известно, что герцогиня купила на невольничьем рынке девочку-рабыню и взяла в свой дом. Неофициально она удочерила Марию де ла Лус и по-своему любила этого ребенка, но относилась к девочке как к экзотическому предмету домашнего обихода.

Каэтана не только открыто показывалась с художником судя по всему, она позволила рисовать себя обнаженной – неслыханное дело в тогдашней ханжеской Испании! «Маха одетая» и «Маха обнаженная» – сколько споров было вокруг этих полотен, сколько раз гадали исследователи, кто же изображен на них! Многим почему-то не верилось, что это Каэтана. Хотя легенду эту, дошедшую до наших дней, нельзя отметать.

Зарубежные исследователи выдвигают и такую версию знаменитая «Маха» – месть отвергнутого мастера, которому изменила непостоянная женщина, за что ее черты были приданы какой-то (наверняка невысокородной) девице...

Нет сомнений в том, что в сердце Гойи Каэтана Альба заронила самое большое чувство, когда-либо испытанное им в жизни. Он любил ее со всей страстностью своей натуры, о которой сам признавался в письме к другу «Я порой так взволнован, что не могу сам себя переносить. С трудом я немного успокоюсь, чтобы опять взяться за работу». Не исключено, что гордая герцогиня отвечала ему взаимностью...

Ярым противником любовной версии в свое время выступал художник и историк искусств Александр Бенуа. Он предполагал, что на двух полотнах с махами изображена одна из многочисленных пассий премьер-министра Годоя, развратника и сластолюбца. Именно из описанного имущества павшего фаворита эти картины и попали в казенные собрания.

Но во времена А. Бенуа, очевидно, еще не было известно о существовании главного свидетельства – портрета Каэтаны в национальном испанском наряде с черной мантильей на голове. На кольцах, надетых на ее правой руке, можно прочитать выгравированные имена Альба и Гойя. Мало того палец очаровательной герцогини указывает на песок. После реставрационных работ, проведенных уже в конце 60-х годов двадцатого века, стала видна и надпись «Только Гойя». Это полотно художник не выставлял, оно хранилось в доме Гойи до конца его жизни...

К сожалению, никакое счастье (пусть даже и призрачное!) не бывает вечным... Вскоре Каэтана заболела и умерла (по одной из версий, от подпольного аборта). Произошло это в 1801 году. Весь Мадрид провожал ее в последний путь, а похороны были торжественными и пышными, как и полагалось при погребении такой знатной дамы.

В ее завещании отразился взбалмошный нрав герцогини денежные суммы, порой весьма крупные, были оставлены людям, которых она почти не знала бедным студентам, выжившему из ума нищему монаху, подкидышу, найденному в одном из ее замков, различным актерам и тореадорам. Первому королевскому живописцу Франсиско де Гойя-и-Лусьентес донья Каэтана Альба оставила лишь простенькое кольцо, а его сыну Хавьеру – небольшую ренту...

разместил(а)  Александров Илья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: