Маргерит Лонг

Знаменитый женщины
Знаменитый женщины

19 апреля 1955 года в Московской консерватории собрались представители музыкальной общественности нашей столицы, чтобы приветствовать выдающегося мастера французской культуры - Маргерит Лонг. Ректор консерватории А. В. Свешников вручил ей диплом почетного профессора - знак признания ее выдающихся заслуг в развитиии и пропаганде музыки.

Этому событию предшествовал вечер, надолго запечатлевшийся в памяти любителей музыки: М. Лонг играла в Большом зале Московской консерватории с оркестром. «Выступление прекрасной артистки, - писал тогда А. Гольденвейзер, - было поистине праздником искусства. С изумительным техническим совершенством, с юношеской свежестью Маргерит Лонг исполнила Концерт Равеля, посвященный ей знаменитым французским композитором. Многочисленная переполнившая зал публика восторженно приветствовала замечательную артистку, повторившую финал Концерта и сверх программы сыгравшую Балладу Форэ для фортепиано с оркестром».

Трудно было поверить, что этой энергичной, полной сил женщине уже больше 80-ти лет - так совершенна и свежа была ее игра. Между тем Маргерит Лонг завоевала симпатии аудитории еще в начале нашего века. Игре на фортепиано она училась у сестры - Клэр Лонг, а затем в Парижской консерватории у А. Мармонтеля.

Отличные пианистические данные позволили ей быстро овладеть обширным репертуаром, включавшим произведения классиков и романтиков - от Куперена и Моцарта до Бетховена и Шопена. Но довольно скоро определилось и главное направление ее деятельности - пропаганда творчества современных французских композиторов.

Тесная дружба связывала ее с корифеями музыкального импрессионизма - Дебюсси и Равелем. Именно она стала первой исполнительницей ряда фортепианных сочинений этих композиторов, посвятивших ей немало страниц прекрасной музыки. Лонг познакомила слушателей с произведениями Роже-Дюкаса, Форэ, Флорана Шмитта, Луи Вьерна, Жоржа Миго, музыкантов знаменитой «Шестерки», а также Богуслава Мартину.

Для этих и многих других музыкантов Маргерит Лонг была преданным другом, музой, вдохновлявшей их на создание замечательных сочинений, которым она первой давала жизнь на эстраде. И так продолжалось многие десятилетия. В знак признательности к артистке восемь видных французских музыкантов, в том числе Д. Мийо, Ж. Орик и Ф. Пуленк, преподнесли ей в качестве подарка к 80-летию специально написанные Вариации.

Концертная деятельность М. Лонг была особенно интенсивной до первой мировой войны. Впоследствии она несколько сократила число своих выступлений, отдавая все больше сил педагогике. С 1906 года она вела класс в Парижской консерватории, с 1920 года стала профессором высшего курса. Здесь под ее руководством прекрасную школу прошла целая плеяда пианистов, наиболее талантливые из которых снискали широкую известность; в их числе Ж. Феврие, Ж. Дойен, С. Франсуа, Ж.-М. Дарре. Все это не мешало ей время от времени гастролировать в Европе и за океаном; так, в 1932 году она совершила несколько поездок вместе с М. Равелем, познакомив слушателей с его Фортепианным концертом соль мажор.

В 1940 году, когда в Париж вошли фашисты, Лонг, не желая сотрудничать с оккупантами, вышла из состава педагогов консерватории. Позднее она создала собственную школу, где продолжала готовить пианистические кадры для Франции. В те же годы выдающаяся артистка стала инициатором еще одного начинания, увековечившего ее имя: вместе с Ж. Тибо она основала в 1943 году конкурс пианистов и скрипачей, проведение которого призвано было символизировать нерушимость традиций французской культуры. После войны конкурс этот стал международным и проводится регулярно, продолжая служить делу распространения искусства и взаимопониманию. Его лауреатами стали многие советские артисты.

В послевоенные годы все новые и новые ученики Лонг занимали достойное место на концертной эстраде - Ю. Буков, Ф. Антремон, Б. Рингейссен, А. Чикколини, П. Франкль и многие другие в огромной степени обязаны ей своими успехами. Но и сама артистка не сдавалась под напором молодежи. Ее игра сохраняла свою женственность, чисто французское изящество, но не утеряла и мужественной строгости, силы, и это придавало особую привлекательность ее выступлениям.

Артистка активно гастролировала, сделала ряд записей, среди которых не только концерты и сольные сочинения, но и камерные ансамбли - сонаты Моцарта с Ж. Тибо, квартеты Форэ. В последний раз она выступила публично в 1959 году, но и после этого продолжала принимать активнейшее, участие в музыкальной жизни, оставалась членом жюри конкурса, носившего ее имя. Итог своей педагогической практике Лонг подвела в методическом труде «Le piano de Margerite Long» («Фортепиано Маргерит Лонг», 1958), в воспоминаниях о К. Дебюсси, Г. Форэ и М. Равеле (последние вышли уже после ее смерти в 1971 году).

Совершенно особое, почетное место принадлежит М. Лонг в истории франко-советских культурных связей. И до своего приезда в нашу столицу она радушно принимала у себя коллег - советских пианистов, участников конкурса ее имени. Впоследствии эти контакты стали еще теснее. Один из лучших учеников Лонг Ф. Антремон вспоминает: «Тесная дружба связывала ее с Э. Гилельсом и С. Рихтером, талант которых она сразу же оценила». Близкие артистки вспоминают, с каким восторгом встречала она представителей нашей страны, как радовалась каждому их успеху на конкурсе, носившем ее имя, называла их «мои маленькие русские».

Незадолго до смерти Лонг получила приглашение быть почетной гостьей Конкурса имени Чайковского и мечтала о предстоящей поездке. «Они пришлют за мной специальный самолет. Я должна дожить до этого дня», - говорила она... Ей не хватило нескольких месяцев. После ее смерти французские газеты поместили слова Святослава Рихтера: «Не стало Маргерит Лонг. Золотая цепь, связывавшая нас с Дебюсси и Равелем, разорвалась»...

Цит.: Хентова С. "Маргарита Лонг". М., 1961

Григорьев Л., Платек Я.


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Loading...

Вам будет интересно: