Почему ребенок грубит?

Детская психология: отношения с подростками
Детская психология: отношения с подростками

Многие родители сталкиваются с тем, что как-то незаметно подросший ребенок, с которым раньше легко находился общий язык, вдруг начинает разговаривать в совершенно непозволительном тоне: кричит, огрызается, откровенно хамит и буквально нарывается на скандал и наказание.

Причем, такое происходит не только в семье, но и при посторонних в доме. При этом особенно пугает тон, с каким подросток общается – презрительный, цинично-равнодушный, а, временами полный злобы.

Что такое случилось с ребенком? Что произошло, что изменилось в нем или в вас? Почему вдруг так испортились отношения? Если вы задаете себе такой вопрос, значит, не все потеряно, потому что вы хотите не просто прекратить хамство сына или дочери, но и понять, почему такое вообще могло случиться.

К сожалению, подобные проблемы с подросшими детьми корнями уходят в ранее детство. Распространенное мнение, что, если ребенок здоров, сыт, одет, имеет игрушки, то родительский долг выполнен, огромная ошибка, за которую приходится расплачиваться впоследствии. Даже, если вы так не думаете, но, ссылаясь на усталость и дела, свели свое общение с сыном или дочерью до стандартных формальных вопросов и ответов о школьных делах, проверки дневника и выговоров за то, что, по вашему мнению, недопустимо, не ждите откровенности и доверчивости от вашего ребенка.

Случается, и довольно часто, что родители отмахиваются от детских проблем или, что еще хуже, не стесняются насмешливо говорить о них. То же самое можно сказать и о детских секретах, когда взрослые вдруг рассказывают их в присутствии гостей или других членов семьи. Насмешливо-ироническое, а то и презрительное отношение к детям, к их словам, высказанным предложениям, суждениям больно ранят детей и ожесточают их.

Ребенка нужно не только любить, заботиться о нем – его нужно уважать. Да, не всегда то, что он говорит, разумно, и может быть принято родителями в качестве совета или руководства к действию. Но ведь ребенок только учится жизни, у него нет опыта и жизненной мудрости. Его нужно учить, а не гасить инициативу и попытки разобраться в трудных вопросах иронией, насмешкой и невниманием.

Если суждение ребенка вам кажется наивным и даже глупым, не обрывать его надо, а выслушать, предложить рассмотреть другие варианты, объяснить, в чем именно его мнение ошибочно, и вместе с ребенком найти правильное решение. Да, это требует сил и времени, которого зачастую не хватает. Но при всем прочем, самое важное, что есть у родителей – их дети! И все, что мы делаем в этой жизни, так или иначе, делается для них.

Нужно научиться разговаривать с детьми уважительно и спокойно, не раздражаясь, даже, если вам не удается убедить ребенка в своей правоте. Нужно позволить ему совершить некоторые ошибки, так как именно они смогут убедить и заставить детей в следующий раз быть более внимательным к родительским советам и словам.

Право на ошибку имеет каждый человек, и, если она не грозит тяжелыми последствиями, а ребенок упорствует в своем заблуждении, дайте ему возможность поступить по-своему. Но и потом, не упрекайте его, что он сделал глупость. Не повторяйте, что вы были правы, а он, неразумный, не слушается, а сам ничего не может. Нужно просто спокойно вернуться к спорному вопросу и вместе проанализировать, почему получилось не так, как хотел ребенок, в чем именно состоит его ошибка, и как можно исправить случившееся.

Если для малышей папа и мама – абсолютный авторитет, то по мере взросления детей, родители перестают быть «истиной в последней инстанции». Мы ведь, формируя наши отношения на работе, в общении с друзьями, знакомыми, стараемся завоевать авторитет и их уважение именно своими поступками, принципами, рассуждениями – всем поведением. Так почему мы забываем об этом в общении с детьми? Почему мы так самоуверенны, и считаем, что наше мнение для подрастающих детей так и будет незыблемым и беспрекословным, как было в раннем детстве?

По мере расширения круга общения детей, появления возможности наблюдать и сравнивать поведение взрослых людей вокруг него, меняется и их отношение к родителям. Иногда дети даже начинают стесняться своих родителей, находя их поведение, высказывания и даже внешний вид нелепыми, несовременными или откровенно неправильными.

Родители могут потерять уважение собственных детей, но часто даже не замечают этого или не считают трагедией в отношениях. И, вместо того, чтобы забить тревогу, разобраться в причинах и постараться вернуть потерянные позиции в детских душах, родители пытаются сделать это силой, заставить себя слушаться и уважать под страхом наказания или при помощи скандалов, угроз, лишения каких-то дорогих для ребенка удовольствий и благ.

Безусловно, на поведении подростка отражается и атмосфера в семье. Если родители часто ругаются, скандалят, не подбирая выражений в присутствии детей, если в ходу оскорбительные выражения, насмешки, издевки, то трудно ожидать, что дети будут общаться иначе. В каждой семье бывают трудные ситуации, но выяснять отношения между собой в присутствии детей – недопустимо, и, уж тем более, нельзя оскорблять друг друга.

Если взрослые поняли, какие ошибки они допустили в воспитании ребенка, самое время попытаться исправить их. И, самое главное, не пользоваться теми же методами, то есть, нельзя категорически отвечать криком на крик, резкостью на резкость, грубостью на грубость. Напротив, если ребенок грубит вам, нужно немедленно прекратить разговор и предложить ему успокоиться, и только тогда продолжить общение.

Нельзя делать подростку замечания в присутствии посторонних людей и, тем более, его друзей. Иначе он начнет делать то же самое – хамить вам при ваших друзьях и знакомых.

Относитесь уважительно к интересам и увлечениям вашего сына или дочери, даже, если вам кажется невыносимой его музыка или дикими любимые кинофильмы. Постарайтесь расспросить, что именно привлекает его в том или ином увлечении – возможно, вы узнаете много нового про своего выросшего ребенка.

А еще было бы неплохо научиться спрашивать совет у собственных детей в тех областях, в которых они разбираются, например, в компьютерах, в Интернет, в современной музыке, моде и пр. И не забывайте благодарить детей за полезную информацию и оказанную помощь.

Любой конструктивный диалог, между людьми, и между детьми и родителями тоже, предполагает уважительное отношение, умение выслушивать и понимать чужую точку зрения. Если вы будете применять эти принципы в общении с собственными детьми, у вас не будет серьезных проблем в установлении взаимопонимания. При этом не забывайте, что уважительное, спокойное и доброжелательное отношение должно быть и к друзьям вашего ребенка.

разместил(а)  Симонова Оксана


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: