Почему ваш ребенок не любит читать?

Детская психология
Детская психология

Многие родители жалуются на то, что детей нельзя заставить взять в руки книжку. При этом они искренне недоумевают, почему так происходит, ведь, и книжки интересные, и картинки привлекательные!

Самая простая причина – это нежелание трудиться. Но ведь ясно, что детям нравится то, что у них легко и хорошо получается, а бегло читать малыши далеко не сразу учатся. Да и, спрашивается, зачем стараться, разбирать буквы и слова, когда можно посмотреть телевизор, где все расскажут и покажут?! И, главное, тут сразу все понятно и быстро, а книжку пока еще разберешь, пока дойдешь до самого интересного…

Но если вы не оставляете надежды, что вам удастся приохотить вашего ребенка к чтению, то прислушайтесь к рекомендациям специалистов. А они утверждают, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, то есть, читать нужно не подолгу, а почаще.

Это объясняется тем, что из-за особенностей человеческой памяти запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Чтобы помочь ребенку научиться читать быстрее, занимайтесь с ним чтением ним часто, но «маленькими порциями», то есть не по полтора часа подряд, а, сделав 3-4 захода по 5 минут.

Взрослые часто переоценивают роль видеоряда, считая, что телевизор и видеофильмы уже сделали свое «черное дело» и навсегда отбили охоту у детей читать книги. И, думая так, они оставляют свои попытки увлечь ребенка интересной книгой, мол, все равно толку не будет. Но это неправильно. Набравшись терпения, не заставляя, а приучая, вызывая интерес, вы вполне сможете заинтересовать вашего сына или дочь интересным сюжетом сказки или другой детской книжки.

Но вы должны всегда помнить, что, если ребенок не очень любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения. То есть после прочтения одной-двух строчек надо давать детям кратковременный отдых. Тут на помощь придут диафильмы, ведь при их просмотре ребенок читает одно-два предложения, соотнося прочитанное с увиденным в кадре. При этом и даже диафильмы надо читать поочередно: строчку - ребенок, строчку — вы.

Воспользуйтесь уже наработанными методиками. Одна из них, так называемое «жужжащее» чтение, было важными элементом обучения у Василия Сухомлинского. Правда, эта методике больше подходит для коллективного чтения в классе, но и дома можно попробовать тоже. Усадите детей, возьмите книжку сами и начинайте одновременно читать вслух, но вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такая тренировка должна длиться всего пять минут, но эффект от нее - огромный!

Хорошие результаты дает и чтение перед сном. Эмоциональная память обычно фиксирует последние события дня, и во сне человек находится под их впечатлением. Организм фиксирует хорошую скорость чтения и привыкает к ней. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий! Учи псалтырь на сон грядущий!» — то есть учи так, чтобы это стало последним событием уходящего дня. И сейчас студенты и школьники знают, что при подготовке к экзаменам лучше всего запоминается то, что училось на ночь.

Ну и, конечно, очень важно, какие именно книги попадают в руки наших детей. А многие родители совсем не контролируют, какую книжку взял в руки ребенок, что именно он принес от приятелей и запоем читает. Когда-то писатель Самуил Маршак сказал, что «плохая книга - это вред, причем вред двойной». Плохая книга, прежде всего, портит вкус и к тому же отнимает время у хорошей книжки! А привычка к хорошему или привычка к плохому останется у ребенка на многие годы. Именно поэтому родительский контроль за выбором книг так важен.

Чтобы было проще его осуществлять, нужно, как минимум, иметь под рукой список обязательной литературы, который часто выдают учителя на каникулы уже после первого класса. Эти списки возникают не сами по себе, а составляется специалистами-литературоведами. Имея его на руках, вы сможете спокойно ориентироваться в детской литературе. А, кроме того, неплохо было бы самим прочитать книги, рекомендованные детям.

Ну и, очень хорошо, если вы будете обсуждать с ребенком прочитанное. Это полезно не только для развития речи ребенка, но и для того, чтобы точно знать, что он правильно понимает смысл, как отдельного предложения, так и всего рассказа. Более того, это даст вам возможность в воспитательных целях усилить акценты на некоторых сторонах, показать причины и последствия некоторых поступков героев.

Чтобы ваш ребенок научился хорошо читать и полюбил книги, вам нужно набраться терпения и не пожалеть на это сил. И все у вас получится, только начинайте как можно раньше!

разместил(а)  Филимонова Дарья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: