Похоронный марш на новоселье

Психология семьи
Психология семьи

Свой будущий дом Марина рисовала семь лет. Она рисовала, муж зарабатывал. И вот они стоят - триста квадратных метров, сауна, бильярдная, две ванны, каждому по кабинету, две детские, за окном березки, елки, до города пять минут езды… С кухни выход на террасу, газон, мангал…

Пьяные друзья хохотали допоздна и улеглись ночевать, комнат хватило на всех. Утром в окно заглянуло солнце, Марина открыла глаза, оглядела свою новую «а-ля японскую» спальню и подумала: «Вот тут я и умру: в этом городе, в этом доме, в этой кровати»…

Вам, может быть и смешно, но такое настроение посещало многих людей во время долгожданного новоселья. Собственный дом или большая современная квартира – цель, которую герои моих историй достигли. Конечно, это нужно отметить, но рука тянется за валерьянкой. «Что дальше?» - спрашивают мои друзья, между прочим, серьезные целеустремленные люди. Никто из них не мог и подумать, что новоселье может обернуться глубокой депрессией.

История 1. Война за новую квартиру

Евгения и Виктор созвали всех в свою новую квартиру. Ура! Мы выбираем подарки и спешим в модный поселок таун-хаусов. Охранник поднимает шлагбаум. Мы въезжаем в чистый красивый двор с фонтанчиком, веселой детской площадкой и свежими клумбами. Зеркальный лифт, в котором не нацарапано еще ни одного слова, поднимает нас на третий этаж.

Каблуки стучат по чистому голубому керамограниту, поворачивается медная ручка в новой блестящей двери - и о! какая красота! Белый кожаный диван на кухне, круглый стол в столовой, детская похожая на магазин игрушек…. - вот оно счастье, ради которого Евгения и Виктор восемь лет назад начали собственный бизнес. Прощайте съемные хрущевки! Долой загаженные лифты! А-у-у-у! Соседи, нам вас не слышно. Шумоизоляция – супер…

Мы поднимаем первый тост: «За мечты! За то, чтобы сбывались наши мечты… Нет, за то чтобы к сорока годам все наши голубые мечты превращались в реальные цели»… Гости перебивают друг друга с пожеланиями, а у меня нет слов. Нет слов, я пью коньяк и падаю на пушистый ковер, падаю, чтобы показать, как я рада за Женю и Витю…

С того новоселья прошел всего год. Вчера Евгения заняла у меня денег, чтобы заплатить адвокату. Развод уже состоялся, через месяц она пойдет в суд делить имущество. От Вити она получает одни SMS-ки: «Ты всегда обрезала мне крылья. Я всю жизнь мечтал построить дом, а ты всунула меня в эту квартиру, ты растоптала все мои мечты».

Так он начал думать сразу же, как только риэлтор оформил сделку. Витя перестал волноваться за свой бизнес, прекратил биться за каждого клиента, позволял себе приезжать в офис к обеду, вместо бухгалтерии в его мониторе все чаще висел сайт знакомств, на котором он нашел себе вторую жену…

«Тебе уже сорок лет, - отвечает ему Евгения, - а ты еще не намечтался. Не забудь поздравить сына с днем рожденья». С покупкой квартиры она отошла от дел, занялась ребенком, перестала делать рейды в офис мужа, пересаживала цветы в новые плошки и думала, что ее фиалки будут цвести вечно…

«У меня теперь другая жена, и она скоро родит мне другого сына, - телеграфирует Витя,- С ней я чувствую, что у меня еще все впереди, с ней я построю настоящий дом, а ты всю жизнь вешала мне камни на шею»… «Оставь мне квартиру и проваливай», - предлагает Евгения. Виктор отвечает непечатным текстом. Он хочет войны, он хочет убить Евгению за свое разочарование, за счастье, которого он ждал и не получил. Почему?

Почему свой развод Евгения и Виктор связывают именно с новосельем? Гадать не будем, спросим специалиста. К психиатру пока обращаться не будем, нам отвечает поведенческий психолог Александр Семенов: «В данном случае эту пару можно сравнить с солдатами на затянувшемся привале. Их путь к успеху напоминает войну, в которой они вместе должны были преодолевать трудности и побеждать внешних врагов. А вы знаете, если долго нет войны или учений, в армии начинается дедовщина. Так же произошло и с вашими друзьями – они направили энергию друг против друга. Общие трудности не просто объединяли их, на фоне внешних проблем внутренние были не заметны, хотя, очевидно, что сложности во взаимоотношениях были. Этот брак могла бы спасти новая совместная цель, но ее нужно было своевременно поставить, задолго до новоселья».

История 2. Тишина в новой спальне

Наталья – ангел во плоти. Девять лет она прожила в квартире со свекровью. Про свою комнату они с Андреем шутили: «Наши апартаменты похожи на туалет – только зайдешь, сразу надо садиться». Детская кровать стояла напротив раскладного дивана.

По вечерам Наталья ныряла с головой в подушки, чтобы не слышать телевизор, который ее туговатый на ухо свекор смотрел до двух часов ночи. По утрам она вставала раньше всех, чтобы успеть в ванную. А по ночам они с Андреем переносили дочку в зал, закрывали дверь на щеколду и старались совершать минимум движений, чтобы диван не скрипел. Андрей осторожно прикрывал ей рот и мечтал, что в своей будущей квартире его жена будет кричать от удовольствия, сколько захочет.

И вот она – квартира. Ну и пусть долевое участие, ну и пусть дом строился пять лет, и пусть всего три комнаты, зато какая кухня - Наталья даже устала по ней бегать.

Переезд затянулся на два года. Наверное, из-за денег, конечно, из-за денег. Ремонт, мебель, окна, двери… По выходным Андрей с Натальей приходили в свою новую квартиру, он снимал офисный костюм и сам выравнивал стены, она листала журнальчики по интерьеру. На двери у соседей она заметила объявление, написанное маркером: «Пожалуйста, потише, здесь живут дети».

- Смотри, Андрей, люди тоже наверно, ремонт делают… Вроде у них сейчас тихо… Может, дрель какую-нибудь включают…

- Давай отдохнем, - командовал Андрей, и она доставала его любимый оливье.

Он открывал вино, они валялись в пустой квартире на голом матрасе. Им было очень хорошо, потому что они мечтали, как скоро заживут, как поставят в зал большой диван, как позовут всех родственников на новоселье…

Новоселье удалось: взрослые поместились на кухне, дети бегали по залу, втихаря рисовали на обоях, свекор огорчился, что нет еще антенны, мама всплакнула и вдруг засобиралась… Потом заплакала дочка: «Как я буду спать без бабушки?». Наталья легла в детской и не могла уснуть: «Я не могу лежать на правом боку. Я девять лет спала на левом головой на юг»… В доме стояла непривычная тишина.

«Андрей, - она пришла в новую спальню, - я боюсь. Девять лет мечтала уснуть в тишине, а теперь боюсь…»

Ближе к полуночи послышались звуки. Звуки из соседней квартиры, на которой висело объявление с просьбой «потише». Так вот почему там написали «здесь живут дети». При чем тут дрель, тут вон, какие страсти творятся…

- Что ж он там с ней делает, - удивлялся Андрей, - пойти хоть посмотреть на эту бабу.

- И на мужика… - согласилась Наталья, - говорят, молодая семья только поженились…

- Если она еще раз так заорет, я включу у нее под дверью колонки, - расстроился Андрей.

- Притворяется, наверно, - загрустила Наталья…

Они лежали рядышком, как две парализованные мумии, в своей новой квартире, в большой отдельной спальне, на новом ортопедическом матрасе и слушали, как накаляются чужие страсти. Своих почему-то не нашлось.

Почему? Александр, объясните. «Психологи называют такое состояние синдромом несбывшихся ожиданий. Несколько лет эта пара ждала некого счастья. Всю энергию и финансы они вкладывали в свою квартиру, как часто бывает, отказывая себе в каких-то простых сиюминутных радостях. Эти люди просто устали. Им нужно пройти период адаптации, скорее всего, они прекрасно понимают, что жизнь начинается не завтра, она идет уже сейчас».

История 3. Вечный ремонт

Юра – главный энергетик на производстве. Он любит лампочки, обожает прикручивать розетки, его медом не корми – дай кому-нибудь люстру подвесить. На новоселье он нас так еще и не пригласил, хотя все время обещает.

Юра живет в своем новом доме уже третий год. Живет и постоянно его достраивает. Как только была готова крыша, его семья переехала в приятный изящный коттедж. Жить решили на первом этаже и постепенно доделывать второй.

Когда второй этаж был отделан, Юра присмотрелся к стенам на первом этаже, и решил отодрать штукатурку. Таким образом, семья поднялась на второй этаж, а ремонт переместился на первый. Когда обои были приклеены, Юра вышел во двор и присмотрелся к фасаду. Он решил срочно отодрать дешевую пластушку и обложить фундамент природным камнем подороже. «Красота!»- похвалила его жена, но Юра уже помчался в магазин за специальной жидкостью, которая создает эффект мокрого камня.

Случайно я встретила его жену в супермаркете, я заметила в ее корзине шампуры, и мы уже предвкушали скорое приглашение. Но как-то в выходные в магазине стройматериалов, из которого Юра уже не вылезает, он заметил новые люстры с пультом дистанционного управления. Он начал монтировать одну, но тут глаз его зацепился за швы на потолке. «Нужно срочно сделать натяжной», - решил он и пригласил вместо нас бригаду потолочников.

От его жены я узнала, что дешевый ламинат местами вспучился, и все отпускные Юра планирует потратить на новые полы. Есть подозрение, что полы эти он захочет сделать с подогревом. Все свои доходы последние три года он тратит на бесконечный ремонт. Юра забыл про дни рождения, про рыбалку и даже про новый год - все свободное время он тратит на ремонт. Жена не может ничем унять его страсть к благоустройству. Она умоляет его съездить на море и с опасением ждет, когда растает снег. Растает, и сразу будут видны все дефекты уличной плитки…

Мы не обижаемся на Юру, он столько лет мечтал о своем доме, что его желание наслаждаться процессом обустройства нам понятно. В этом году мы не будем ждать приглашения, сами придем на шашлык, и не нужно нам никакого новоселья, раз уж Юра его так боится.

И снова вопрос к психологу Александру Семенову - почему? «Веселая история, она напомнила мне аналогичную, про купца из города Хосимова. Там до сих пор стоит дом, который больше ста лет назад начал строить один купец. Однажды на ярмарке он встретил цыганку, и она нагадала: «Как только достроишь дом – умрешь».

Купец прожил долгую жизнь, умер в старости. Но слова цыганки он не забыл, всю жизнь он время от времени брался строить этот дом, но так его и не достроил. Примерно то же самое происходит с Юрием, на подсознательном уровне он боится завершить ремонт, потому что, как и все герои, не знает, что делать дальше.

Да, для человека, который сейчас находится в какой-либо сложной жизненной ситуации, подобные вещи покажутся блажью, но посмотрите, что происходит с вашими героями: в первом случае развод, во втором - депрессия, в третьем - хождение по кругу. Отсюда вывод – счастье должно быть недостижимым, поэтому не стоит его связывать с какими-то материальными стимулами.

Как только человек удовлетворяет свои первостепенные потребности (безопасность, здоровье и т.п.), он сразу чувствует себя несчастным, вопреки ожиданиям. Почему? Потому что теперь ему хочется удовлетворять потребности более высокого уровня, уже духовного, то есть быть социально-реализованным, любить, узнавать что-то новое… Но, повторюсь, многих проблем можно было бы избежать, если подумать об этом заранее».

А я вспомнила, еще один случай, более трагичный и абсолютно достоверный, хотя и давний. Про одного фронтовика, который дошел до Берлина, вернулся домой без единого ранения, построил семье новый дом и как раз таки умер. Умер абсолютно здоровым и молодым.

Меняется очередной этап нашей жизни, мы пытаемся заглянуть вперед и дергаемся: «А что дальше?». Если на самом интересном месте нас вдруг начинает мучить депрессия, может быть, это повод задуматься… Не слишком ли серьезно мы относимся к своей жизни и к себе?

Ирина Крицкая


Коментарии

Наташа Крайгород Богатые тоже плачут - и слава Богу! не все коту масленица))

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: