Как вести себя в православном храме

Правила этикета при посещении православного храма
Правила этикета при посещении православного храма

Церковь — место особое. Нормы поведения в храме любой конфессии проходили очень длительный путь становления. Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения в доме Бога. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны.

Верующие точно знают, как вести себя в храме, но многие церкви открыты для посещения огромного количества туристов, да и просто людей, которые по потребности души или из любопытства решили зайти в храм. Чтобы не совершить оплошность, не задеть чувства верующих и не нарушить покой храма, перед посещением церкви следует ознакомиться с правилами поведения в ней.

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем — литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением.

Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и положить три поклона с молитвами:- «Боже, милостив буди мне, грешному». — Поклон. «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй мя». — Поклон. «Создавый мя, Господи, прости мя». — Поклон.

Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два — сложив и пригнув к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба, живота, правого и левого плеч.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

Женщинам не полагается проходить дальше притвора в «критические» дни и в течение сорока дней после рождения ребенка. На сороковой день к ним в притвор выходит священник и произносит над ними очистительную молитву.

Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

Приходя в храм с детьми, нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо. Если маленький ребенок расплачется в храме, мать должна сразу вывести его. Никогда не нужно позволять детям есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор (при этом нужно следить за тем, чтобы ребенок не терял крошки этих святынь).

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.

Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли помолиться. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

Выходя из храма, следует совершить три поясных поклона с крестным знамением.

При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.

Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами.

Женщины не должны входить в святой храм в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

Обращения к лицам духовного звания в официальной обстановке:

• к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси — Ваше святейшество

• к митрополиту Киевскому и всея Украины — Ваше блаженство

• к митрополиту или архиепископу — Ваше высокопреосвященство

• к епископу — Ваше преосвященство

• к архимандритам, игуменам, игуменьям, протопресвитерам, протоиереям — Ваше высокопреподобие

• к иеромонахам и иереям — Ваше преподобие

• к архидияконам, протодияконам, иеродиаконам и диаконам — Ваше боголюбие.

В настоящее время приведенная система титулования строго соблюдается лишь в отношении епископов, архиепископов, митрополитов и Патриарха, в отношении других духовных лиц она применяется довольно редко.

В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

• Патриарха — Святейший владыко

• епископа — владыко

• священника — батюшка

• игуменью — матушка

• диакона — отец диакон.

Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: «Здравствуйте, батюшка!» или «Здравствуйте, владыко!». Следует говорить: «Батюшка, благословите!» или «Владыко, благословите!». Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений.

Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Если вы посещаете православный храм в качестве туриста, то соблюдайте тишину, ведите себя скромно, не мешайте верующим и другим посетителям. Знание правил поведения в православном храме избавит вас от неловкости, а окружающих – от неудобств.

разместил(а)  Дубинина Тамара


Коментарии

Татьяна Электросталь Долго искала на сайтеРПЦ правила поведения служащих в русских православных х рамах,но ничего не нашла.А вопросов у меня в последнее время все больше и больше.Храм,мне кажется,место для духовного общения с Господом.Туда должны идти люди по духовному зову и потребностям души.Сколько мне нужно времени для того,чтобы привести свое душевное состояние в равновесие с жизнью,пообщаться с Всевышним,помолчать в одиночестве,помолиться о близких,попросить прощение за все проступки,попросить защиту - кто волен определить время необходимое для общения с богом?Но в наших храмах есть служители,которые точно знают,сколько времени молящийся может провести в храмах-закончилась служба-быстро на выход-Храм закрывается!Свча только зажженая и поставленная потушена на глазах!На удивленный вопрос служителю,что происходит-звучит ответ;Храм закрывается!Это скорее всего напоминает гастроном советского времени,а не Божественный храм,храм где можно быть рядом с Всевышним!Если бы этот факт носил единичный характер,то можно было списать на человеческий фактор,но,к сожалению,я с этими случаями сталкиваюсь не в первый раз,причем в разных храмах.Это к сожалению приводит к мысли,что с такими этическими нормами служителей в церкви быть не должно!Есть правила для прихожан,но правил поведения служителей по всей видимости нет!В одном их храмов мне было заявлено-быстрее ставьте свечку-храм закрывается на обед?!Возможно ли это???!

Анна Крайгород Спасибо большое! Очень интересно....

Евгений Лебедев Анапа по старой традиции в храмах братья(мужчины) всегда стояли справа, а сестры(женщины) слева или за братьями. Это не прихоть, а очень мудрая традиция (взять хотя бы земные поклоны, когда перед тобой стоит сестра......... Кроме того, ковсем чинам всегда вначале подходили дети, братья, а потом только сестры. И к елеопомазанию, и к причастию, и к исповеди. Почему сейчас эта традиция нарушена практически во всех храмах? ее следует восстановить!!!! Готовят перевод на русский язык молитв на литургии, планируется раздавать стоящим на молитве перводы на русский язык, а то многие, ЯКОБЫ, не понимают о чем поют и молятся священники наши. Прихожане понимают все, а захожанам надо просто стать ПРИХОЖАНАМИ. Если будут раздваать переводы, то мы нарушим послания Апостолов, внесем раскол в вере нашей. Я с этим никогда не соглашусь!!!! Зачем высшее руководство об этом заявило ( лично слышал от митрополита илариона, члена Синода о.Дмитрия Смирнова по "Союзу".) Почему РПЦ до сих пор не вышла из Всемирного Совета Церквей? Там уже венчают гомосексуалистов, женщин посвящают во епископов, зачем засорять православие? И что правда, что готовят 8 Вселенский Собор? А на 7 было сказано, что больше никаких реформ, никаких пересмотров быть не может Мы руководствуемся регшениями СЕМИ Вселенских Соблров! Зачем вносить сумятицу в наши головы? нам надо сейчас как никогда обьединяться вокруг Московского Патриархата, а некоторые из его руководства (иларион, смирнов...) мечтают о реформах, которые якобы назрели. Нас спросить то не забывайте!, мы кое-что кумекаем в части истории православия!!!

Капитан Немо Крайгород Сдорово:)

chotkayaRUS Крайгород Женщина может ходить в храм, и Причащаться Христу во время месячных. "Что по естеству, то не греховно" (прим. свт. Василий Великий). В VI веке на эту же тему пишет свт. Григорий Двоеслов. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время — и сразу после рождения ребенка, и во время месячных: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?". Подобное не сакральное, а гигиеническо-социальное установление существовало в Ветхом Завете. В те времена не было средств женской гигиены и присутствие женщины в храме во время месечных могло доставить неудобство окружающим. Только и всего. Не стоит сакрализировать и абсолютизировать обрядное, техническое. Менструация не играет в церковной жизни женщины никакого значения. Она может спокойно и ходить в храм, и в Таинствах участвовать.

Капитан Немо Крайгород Риша, ну зачем придираться? Можно дать запрос о протестантском этикете в церкви и затем автор выложит материалы в отдельной статье. Зачем паниковать? Улыбнитесь и поцелуйте небо :)

Risha Крайгород Написали о православном и католическом храмах, а где же протестанские? "Этично" обошли и умолчали? Хотя зачем об этом писать - по этому поводу всё написано в Библии. )))

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: