Кризис трех лет

Детская психология
Детская психология

Воспитание детей – процесс длительный и требующий постоянного внимания. Тогда вы не пустите времени, когда ваш ребенок начинает меняться, проявлять какие-то новые черты, связанные с взрослением. Так, многие родители замечают, когда их ребенок начинает осознавать себя как личность, как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.

В раннем возрасте дети лишены этого ощущения. Долгое время ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке. Ему трудно осознавать себя отдельной личностью. Отношение к себе дети копируют с взрослых. Они называют себя, по имени, обращаются в третьем лице, беседуют сами с собой.

Осознание обычно происходит к трем годам. Ребенок становится все более самостоятельным, он может многое делать сам, обходясь без помощи взрослых, у него появляются навыки самообслуживания. Это выражается и в том, как он начинает говорить о себе: «Я бегаю», «Возьми меня», «Дай мне». Таким образом, он начинает отделять себя от других людей.

В это же время малыши начинают осознавать и свои возросшие способности. Это приводит к перемене его отношения в окружающим. Он начинает сравнивать себя с ними, хочет быть таким, как взрослые, выполнять те же действия, обладать той же самостоятельностью, независимостью.

Часто дети начинают рассказывать, какими они станут, и что будут делать, когда будут взрослыми. Но ждать, когда пройдет много лет, и о повзрослеет, малышу не хочется. Он хочет все сейчас, в настоящее время. Это желание выливается в неукротимое, порой, стремление к самостоятельности, в противопоставлении своих желаний требованиям взрослых. Так и возникает кризис трех лет.

Этот период длится порой несколько месяцев. Родители сталкиваются в это время с упрямством своего ребенка, его негативизмом. А дети специально проделывают те вещи, которые им запрещены, протестуют против родительской опеки.

Говоря о негативизме, мы не имеем в виду обычное непослушание ребенка, когда ребенок не выполняет требование взрослых просто потому, что ему этого не хочется, а хочется делать что-то другое. Явления негативизма – это невыполнение любых требований взрослых, стремление не подчиняться воле взрослых.

Также не связана с желаниями малыша и такая черта, как упрямство (не надо путать с настойчивостью!). Упрямство от настойчивости отличается тем, что малыш настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется. А потому, что он этого потребовал, и отступиться от этого он не может.

Упрямство и негативизм – проявление слабости личности, но их надо рассматривать, как защитную реакцию малыша против влияния взрослых. Негативисту все равно, что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно делать то, на чем он настаивает. Хотя оба эти явления если не желательны, то закономерны и нормальны в известных пределах.

Кризис трех лет у разных детей протекает по-разному. Бывает, что кризис заходит очень далеко, упрямство и негативизм переходят в строптивость, когда ребенок начинает бунтовать против всех норм воспитания, установленных для него, против всего образа жизни.

Острота кризиса прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки общаться с ним по-старому приводят к закреплению отрицательных черт в поведении, иногда на всю жизнь. Тактичное поведение родителей, предоставление малышу большей самостоятельности обычно смягчает кризис.

При этом родители, воспитывая ребенка, должны помнить, что определить меру возможностей – это все же их задача, а не малыша, полагаться на последнего было бы неправильно. Желание ребенка «стать взрослым» слишком велико, чтобы оно, на самом деле, было мгновенно исполнено.

Возросшая самостоятельность - одна из особенностей кризиса трех лет. Кроха хочет все делать сам, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Научиться соотносить «могу» и «хочу» - это задача его развития на ближайшее время. И экспериментировать с этим он будет постоянно и в самых разных обстоятельствах. А родители своим участием в таких экспериментах могут реально помочь ребенку быстрее преодолеть кризис, сделать его менее болезненным и для самого малыша, и для всех окружающих.

Это можно делать в игре. Именно ее великий психолог и знаток детского развития Эрик Эриксон сравнил с «безопасным островом», где малыш может «развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность». Игра с ее особыми правилами и нормами, отражающими социальные связи, позволяет малышу в «тепличных условиях» опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки и увидеть границы своих возможностей.

И основная задача родителей в данном случае - следить за появлением нового в поведении ребенка: формированием воли, самостоятельности, гордости за достижения.

Ольга Барышева


Коментарии

Бабушка, но молодая Крайгород хотелось какой-то помощи

Капитан Немо Крайгород ничего по сути не сказанно

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: