Секреты мастерства. Как сделать текстильную куклу

Дикие Хозяйки

Недавно мы познакомили Вас с замечательной художницей из Санкт-Петербурга Галиной Гричановой (Статья «Секреты ее мастерства»). Сегодня Галина Гричанова рассказывает, как делаются куклы.

Тем, кто хочет сам сделать текстильную авторскую куклу (объемную или барельефную) с украшениями из пластики и фурнитуры, могу рассказать, как это делаю я:

• Для барельефной авторской куклы чаще всего, после того, как эскиз работы готов, я подбираю рамку и делаю фон будущей работы. Для этого я вставляю картон, покрытый довольно толстым слоем синтепона, закрытым сверху тканью, которая будет являться фоном.

• На этот фон я прикладываю детали, изготовленные из пластики или других материалов, украшения из фурнитуры, чтобы посмотреть, как будет выглядеть композиция в целом. Только после этого я начинаю делать саму куклу.

• Основа куклы делается из самого обычного картона. Сверху на картон накладывается слой поролона. Если поролон слишком толстый, то его надо подрезать, закруглить - короче, подогнать под формат будущей куклы. Таким образом мы получаем ее основу.

• Чтобы кукла была гладкая и нежная, нужно поролон сверху прикрыть слоем синтепона большего размера, который потом загнется под картон.

• Сверху все затягивается тонким трикотажем (можно, например, использовать колготки или что-нибудь подобное).

• Носик куклы шьется отдельно и пришивается мелкими стежками.

• Ротик также нашивается сверху. Он изготавливается из красного трикотажа.

Второй вариант - он вышивается на лице куклы.

• Глазки склеиваются из отдельных деталей. В качестве материала можно использовать баночки из-под майонеза, разноцветную клеенку, пуговицы (в этом случае нужная форма придается глазу надфилем))...

А можно просто на ткани нарисовать глаза акриловыми красками, как, например, у «Русалки».

Я их обшила бисером, т.к. мне это показалось наиболее соответствующим образу морской девы. Вообще, каждый раз можно придумывать что-нибудь новенькое. Проявите фантазию!

• Волосы кукле чаще всего пришиваются из ниток, полученных в результате роспуска трикотажа или шерсти.

Но и здесь возможны самые разнообразные варианты. Например, тем же русалкам я сплела волосы в технике макраме, в процессе работы вплетая туда бусинки.

А «Анне Ахматовой» я сделала гладкую прическу из черного трикотажа, поверху вышила петельным швом отдельные прядки. Не знаю, как получилось, но мне нравится.

• Посмотрите, что получилось. Если кукла должна стать повеселее, то можно сделать ей ямочки на подбородке, улыбку, подняв ей уголки рта. Все это и вообще наличие индивидуальных черт на лице создается простегиванием основы с помощью тонких ниток. Ниток должно быть под рукой много и разных цветов: телесные, красные, черные.

• Если вы делаете портрет дамы, то под основу тела подкладываются два плотных шарика из синтепона. Догадайтесь, в каких местах :-)). Каждый шарик надо сначала изготовить отдельно и зашить ниткой, чтобы не расползался. После того, как основу тела с подложенными шариками обтянете синтепоном и трикотажем, сразу будет видно, где нужно простегать, чтобы грудь приняла соблазнительную форму.

• Если кукле нужны ручки, которые что-то держат в кулачке, то можно обтянуть трикотажем кусок синтепона, чтобы получился мягкий шарик и простегать плаьчики. Получается кулачок.

• Если нужны более артистичные ручки, с ними возни больше. Надо скрутить основу ручки из проволоки и в несколько слоев обшить ее трикотажем. Верхний слой должен иметь цвет тела. У такой руки одна сторона получается со швами, показывать можно только чистую сторону. Поэтому заранее решите, хотите Вы показать ладонь или тыльную сторону, и шейте соответственно.

• Что касается барельефных кукол, то дальше все это, включая детали, пришивается к основе.

• С классической объемной куклой не так. Ее нужно поставить или посадить. Иногда для этого годится простая подставка, как это сделано у «Дамы с горностаем». Элементы табуретки - точеные балясины. Табуретка привинчена к подставке, дама к табуретке, а горностай (на самом деле, как всем известно, это хорек) пришит к даме.

• Иногда вместо подставки удается использовать сюжетный элемент композиции. Например, русалки мои сидят на камнях. Основанием камня служит перевернутая пластмассовая миска (или цветочное кашпо). Сначала я делаю в ней много дырок. Сверху обкладываю кусками толстого поролона для ассиметрии. Затем оборачиваю тонким поролоном, создающим единую поверхность, и обтягиваю тканью, собранной на толстую нитку, чтобы внутренность миски была доступна. Затем через сделанные раньше дырки плотно пришиваю куклу за разные части тела крепкой ниткой. Очень жалко колоть ее в попу и в коленку - но делать нечего! Наконец пришиваю к миске дно, например, из обтянутого тканью картона, и украшаю камень снаружи.

• Но есть и более интересные варианты. Например, можно сделать плетеную дачную мебель, как на «Портрете Анны Ахматовой». Каркасом послужил старый проволочный абажур, который я перегнула и перемяла, чтобы придать ему необходимую форму. Сверху я его оплела льняной веревкой, покрыла клеем ПВА, а сиденье и спинку сделала из поролона, обтянутого тканью. Получилось весьма симпатичное кресло в стиле модерн, которое само по себе уже является подставкой для куклы.

• Если нужны детали из пластики, то я заранее (до обжига) делаю в них дырочки, как в пуговицах (так пришиты, например, головы марионеток на «Портрете Солтицкой»).

• Вообще, что касается деталей, то использовать можно самые разные штучки.

Например, ракушки, как на «Портрете Климова», перья, колбочки - все, что угодно. А вот морские звезды на «Русалке» я сплела в технике макракаме из ириса. Потом я их тонировала, покрыла клеем ПВА и теперь все спрашивают, где я взяла такие звезды.

• Все это технология. А главным по-прежнему остается фантазия и проникновение в характер объекта, создание цельного образа. Авторские куклы - это жанр искусства, а кукольный мастер - прежде всего художник!

• Тем не менее, один общий совет. В текстильной технологии трудновато добиться портретного сходства. Речь, скорее, идет о шарже. А для достижения шаржевого сходства достаточно зацепиться за 2 - 3 характерных детали лица и/или одежды. Например, это светлые волосы, борода и голубые глаза на «Портрете Баскаева», курчавые волосы и борода на «Портрете Якобсона», очки и ямочки на «Портрете Солтицкой»...

«Русалка»







«Портрет Анны Ахматовой»





«Дама с горностаем»





«Портрет Солтицкой»














«Портрет Климова»




«Портрет Баскаева»







«Портрет Якобсона»













Кукольный мастер Галина Гричанова
http://gal-gri.narod.ru/index.html

женский интернет журнал - Записки Дикой Хозяйки


Коментарии

Раиса Крайгород Дай бог здоровья таким людям

Сергей. Крайгород Сказать просто нечего. Как будто эти куклы имеют то, чего не хватает людям. Я вспомнил книгу детства,-"Сказки среди бела дня" и в ней третья сказка, "Кукольная комедия". В ней добрый волшебник Могэс превращал злых людей в кукол. В сказке описаны приключения нескольких таких кукол и как и почему им снова был вернут облик людей. Мне кажется, что мы живем в мире таких наказаных кукол, а ваши куклы наоборот, прощенные :). Вы случайно не дочь волшебника Могэса? :)

Алия Крайгород Я сама человек творческий , получила огромное удовольствие от ваших работ.

Юлдуз Крайгород Я не могу это делать своими руками оооочень тежело

ольга Крайгород Искала по сайтам что-то интересное-руки чешутся-на пенсии, время есть, желание есть,а как и из чего не знаю. Спасибо человеческое ВАМ .Надеюсь и у меня что-то получится,т.к. очень доходчиво.Еще раз СПАСИБО ,что делитесь своими знаниями.Удачи и здоровья. УМНИЧКА!

анна Крайгород просто красота!простой человек такое не сделает!! нужен талант!!а вы талантливы!!!как бы мне тоже хотелось сделать такое!!спасибо!!!!

Ольга Крайгород Ваш сайт стал для меня открытием!Столько новых идей! Просто чудо!

юлине Крайгород Спасибо большое!Занимаюсь изготовлением таких кукол совсем недавно и методом "тыка" никаких пособий в глаза не видела, а восновном все по интернеиу.Так что эта статья как нельзя для меня кстати!

Капитан Немо Крайгород Thank you very much!!!!Talant!

Капитан Немо Крайгород очень интересно! еще бы посмотреть как это делается!

Елена Крайгород Замечательные куклы, я в вострге.Творческих успехов автору, пусть радует нас новыми работами.

Юлия Крайгород Спасибо Вам огромное! Получила массу удовольствия! Побольше бы таких статей с подромным описанием.

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: