Роковая ошибка пилотов SSJ-100: за козла ответят

Приоритетной версией катастрофы SSJ-100 является ошибка пилотов, которые решили лететь через грозовой фронт, а затем поторопились приземлиться, вместо того чтобы сбросить лишнее топливо. При посадке экипаж показал крайне слабую подготовку — зашел с высокой вертикальной скоростью, которая спровоцировала «козление» лайнера. Силовики также проверят работу экстренных служб, которые могли поздно среагировать на ЧП.

Ошибка пилотов — приоритетная версия катастрофы самолета SSJ-100, в которой погиб 41 человек, утверждают близкие к расследованию источники «Коммерсанта». Они также не исключают, что наземные службы могли не отреагировать на ЧП оперативно.

Как пишет издание, спустя 14 минут после взлета командир лайнера Денис Евдокимов связался с «Шереметьево» по резервному каналу связи.

Он доложил, что в самолет попала молния, которая пробила фюзеляж и повредила основной канал радиосвязи. В связи с этим борт принял решение запросить вынужденную посадку.

После SSJ-100 в течение 10 минут сделал несколько разворотов в воздухе, а затем пошел на посадку. Как отмечают источники, первой ошибкой летчиков стало решение лететь через грозовой фронт. Во-вторых, получив электрический разряд, борт принял решение приземлиться вместо того, чтобы выжечь лишнее топливо. В итоге самолет садился с максимальной посадочной массой. В-третьих, у экипажа отсутствовала связь с диспетчером — на резервном канале постоянно были помехи.

Садился лайнер в ручном режиме, так как молния вывела автоматику из строя. Тем не менее Superjet успешно вышел на глиссаду и снизился по ней c перелетом в более 1 км, а также с превышением путевой скорости на 30 км/ч. Как отмечают эксперты, посадка была вполне безопасной, однако пилоты превысили вертикальную скорость снижения самолета, и соприкосновение с землей оказалось слишком жестким.

Стойки шасси вытолкнули лайнер вверх — он отскочил от ВПП. Экипаж пытался прижать нос самолета к земле, а не стабилизировать его в посадочном положении. В связи с этим борт продолжил «козлить». После второго отскока стойки шасси пробили топливные баки, керосин выплеснулся на горячие двигатели — начался пожар.

Эвакуироваться удалось большинству членов экипажа и пассажирам, сидящим в первых рядах. Те, кто сидели сзади, получили серьезные травмы во время «козления» самолета, и физически не могли выбраться из лайнера самостоятельно.

«Горящий вокруг авиационный керосин не оставил раненым никаких шансов на выживание», — отмечает издание.

Газета подчеркивает, что на данный момент следователи проверяют работу наземных служб. Глава профсоюза бортпроводников «Шереметьево» Илона Борисова считает, что команды «тревога» и «готовность» экипаж отдал с опозданием. В связи с этим пожарные прибыли на место ЧП за три минуты после поступления сигнала, однако гораздо позже, чем начался пожар.

Николай Лобанов, который проработал пилотом в «Аэрофлоте» 27 лет, также считает, что причиной катастрофы могла стать неопытность экипажа.

«Он подвел самолет с такой вертикальной скоростью, что борт ударился о землю и серьезно подлетел. Потом еще два удара. Мы не осуждаем командира, это может случиться с каждым. Но если самолет «дал козла», есть определенная последовательность действий в ситуации, когда самолет в первый раз отделился он ВПП. Я не знаю, учили ли пилота, как поступать, чтобы не дать второго «козла», чтобы приземление было безопасным», — сообщил летчик «Газете.Ru».

По его словам, при такие серьезных скачках стойки шасси самолета влетели в крыло, где полно топлива. «Оно разлилось, двигатель работает на режиме максимальной обратной тяги. Он должен остановиться. Естественно тут загорается все, что угодно. Двигатель, может, и работал нормально, но потом вследствие того, что топливо полыхало и выливалось из крыла, струя попала на двигатель», — рассказал Лобанов.

По некоторым данным, при допустимой посадочной массе в 41 тонну Superjet при посадке весил 42 тонны. Пилот «Аэрофлота» убежден: что перевес на одну тонну является незначительным нарушением.

«Оно не повлияет на качество пилотирования, это не превышение массы на 20 тонн. Он 28 минут крутился в зоне ожидания, заходил на посадку, потом еще раз, объявил диспетчерам об экстренной посадке, готовился к приземлению — тут нет ничего неожиданного. Нужно было подвести самолет так, чтобы пассажиры даже не почувствовали соприкосновения с землей», — заключил эксперт.

Напомним, что Следственный комитет России рассматривает следующие версии крушения SSJ-100 — недостаточная квалификация пилотов или диспетчеров, неблагоприятные метеоусловия и неисправность воздушного судна.

Самолет, следовавший из Москвы в Мурманск, загорелся при аварийной посадке в аэропорту Шереметьево вечером в воскресенье, 5 мая. Как сообщил командир экипажа, в Sukhoi Superjet 100 ударила молния, которая привела к отказу автоматики. Трагедия унесла жизнь 41 человек — среди них один член экипажа. Выжить удалось 37, в числе которых четыре члена экипаж.

«Причины смерти будет устанавливать экспертиза, но, судя по всему, большинство оставшихся в салоне, погибли от отравления», — сообщил ТАСС источник в правоохранительных органах. По его словам, у большинства погибших зафиксированы серьезные термические ожоги.

Как сообщили «Газете.Ru» в Минздраве, на данный момент в ожоговом отделении НИИ Склифосовского находятся 5 человек. Из них один в тяжелом состоянии и четверо — в состоянии средней тяжести. Еще четверо раненых находятся в НИИ Вишневского: двое в тяжелом состоянии и двое в средней тяжести.

Яков Лысенко

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.