Остановят ли европейцев новые страшилки про русских

В четверг начнутся выборы в Европарламент – третий по числу голосующих за него избирателей в мире. Исход этих выборов очень важен для евроинтеграции: в борьбе против антисистемных сил нынешние европейские элиты используют все возможные средства. В том числе в качестве одной из главных и обкатанную в США тему «русского вмешательства» – последний скандал в Австрии как раз об этом. Повлияет ли это на голосование европейских избирателей?

То, что скандал с вице-канцлером и лидером Австрийской партии свободы Хайнцем-Кристианом Штрахе случился за несколько дней до выборов в Европарламент, не просто неслучайно – а абсолютно закономерно. «Русская тема» – а была опубликована запись, сделанная два года назад, когда Штрахе еще не был в правительстве, на которой политик беседует с некой «русской, племянницей видного олигарха» на коррупционноемкие темы – в данном случае нацелена не на прямой удар по австрийско-русским отношениям.

Хотя Австрия и является одной из самых дружественно настроенных к России стран Евросоюза (только что состоялся визит в нашу страну австрийского президента, которого сопровождала министр иностранных дел, на чьей свадьбе в прошлом году присутствовал Путин), да и практически все австрийские партии выступают за развитие связей с Россией, в частности и за «Северный поток – 2», в котором местные фирмы играют заметную роль – дело тут в другом. Нужно было нанести удар по евроскептикам накануне выборов в Европарламент, которые пройдут с 23 по 26 мая, причем через австрийских (Партия свободы) и по всем остальным, в первую очередь немецким.

Девятые прямые выборы в Европарламент (первые прошли сорок лет назад) станут серьезным испытанием не только для Евросоюза. Для России, находящейся в состоянии войны санкций с ЕС в целом и при этом восстанавливающей отношения все с большим количеством европейских государств, интерес к итогам выборов носит далеко не праздный характер. От того, как изменится расстановка сил в общеевропейском руководстве, зависит характер наших отношений с Евросоюзом.

Это надгосударственное образование претендует на то, чтобы со временем растворить в себе все национальные государства, и как раз сейчас рост недовольства со стороны многих европейских наций самим процессом ликвидации их государств достиг своего максимума. Удастся ли европейцам изменить ход евроинтеграции, замедлить или изменить процесс централизации Евросоюза – от этого будет зависеть и то, какую тактику будет использовать наша страна в отношениях со своим западным соседом.

Выход Великобритании из ЕС (все еще обратимый, кстати), последовательное и необратимое ухудшение противоречий и отношений между ЕС и США (все еще являющимися при этом частью единого атлантического Запада), подталкивающее Европу к тому, чтобы взять ответственность за себя в свои руки, кризис доверия как к правящим элитам как таковым, так, в частности, и к проводимой ими за счет уменьшения значения национальных государств политики евроинтеграции – это основные проблемы Евросоюза. Конфронтация с Россией, навязанная Европе англосаксами, также относится к числу важнейших европейских проблем, которую Евросоюз хочет, но пока что не может решить.

При этом русское направление имеет и внутриполитическое европейское измерение – русскую тему пытаются использовать для дискредитации националистов-евроскептиков.

Их все чаще называют не только популистами, ультраправыми или ультралевыми радикалами (хотя в условиях абсолютного размывания и ренегатства традиционных правых и левых, новые силы как раз и занимают их нишу, вовсе не являясь никакими радикалами-экстремистами), но и пророссийскими, пропутинскими силами. И дело тут не в том, что у части евроскептиков есть искреннее стремление «поладить» с Россией, объясняемое как абсолютно прагматическим расчетом на взаимовыгодные экономические и политические связи, так и общими идеологическими установками с нашей страной, например, ставкой на традиционные ценности и национальный суверенитет. По представлениям нынешних европейских элит, ярлык «прорусского» должен маргинализировать и демонизировать евроскептиков, отпугивать от них избирателей. Сработает ли это?

Десятилетиями европейские элиты пугали свои народы радикалами-националистами, «чуть ли не фашистами», вроде «Национального фронта» во Франции. Ничего не помогло – к середине нынешнего десятилетия в большинстве стран Евросоюза политики-евроскептики вырвались из искусственно создаваемого для них гетто и стали приходить к власти или выходить на первые места по популярности в своих странах. Это были как левые, так и (в большинстве) правые партии: Марин Ле Пен и Жан-Люк Меланшон во Франции, «Пять звезд» и «Лига» Маттео Сальвини в Италии, различные евроскептики в Испании, Греции и Голландии, «Альтернатива для Германии», та же Австрийская партия свободы, и это уже не говоря о правящих в Восточной Европе (особенно в Венгрии и Польше) националистах-традиционалистах.

При этом почти все они (за исключением поляков) выступают против конфронтации с Россией. Победа в США Дональда Трампа и Брекзит придали им дополнительные силы, потому что за всем этим, как и за ростом популярности евроскептиков, стоит недовольство процессом глобализации в той или иной его форме.

После того, как в США для борьбы с Трампом была выбрана тема «русского вмешательства», европейские атлантисты попытались разыграть ее в Старом Свете. Конечно, «русскую карту» использовали и раньше, особенно после 2014 года, но в последние два-три года «процесс пошел». Где только якобы не находили русского следа: в Брекзите, в движении за независимость Каталонии, у Ле Пен во Франции, в «Альтернативе для Германии». Но, конечно, и накал был не американский, а уж толка и вовсе почти никакого. Впрочем, даже в Штатах не удалось использовать «русскую тему» для свержения Трампа. Да и на его популярности это не сказалось (пострадали американо-российские отношения – но это отдельная тема), а уж в Европе, где в русскую угрозу верят куда меньше, чем за океаном, и подавно.

Более того, чем больше находили «русских связей» (то есть не реальных даже, а просто чем больше писали об этом), тем сильнее росла популярность, например, той же «Альтернативы для Германии». Конечно, нельзя говорить о том, что европейский избиратель голосует от обратного, то есть связи с Россией служат для него лучшей рекомендацией, но уж точно они его не пугают.

Тем более что очень часто они оказываются или просто смехотворными (встречался с кем-то из русских, ездил в Россию), или откровенными подставами спецслужб (как это видно по делу Штрахе). Однако изготовителей «русского следа» это не останавливает – аккурат к нынешним выборам в Европарламент было опубликовано множество историй о «вмешательстве Москвы» и «русских связях» – в Германии, Чехии, Франции... Ну а главной бомбой, конечно, должна была стать видеозапись с лидером Австрийской партии свободы.

Поможет ли «русская тема» остановить евроскептиков?

Нет. Опросы в 29 странах показывают, конечно, разную картину, но никто не сомневается в том, что евроскептики в итоге впервые в истории получат в Европарламенте большое представительство. Будет ли их 150 или даже больше (если считать и левых евроскептиков вроде Меланшона), в любом случае их голос в единой Европе уже нельзя будет игнорировать. И если пока что их влияние на формирование руководства ЕС будет только косвенным, то к следующим выборам они могут превратиться в главную европейскую силу.

Потому что тенденция ведь понятна и все ближайшие годы будет нарастать процесс укрепления партий-евроскептиков на национальном уровне. Уже сейчас на выборах в Европарламент их партии победят в Италии, Бельгии, Дании, Венгрии, обойдут правящие партии не только в направляющейся на выход Великобритании, но и во Франции. Как сказал 18 мая на предвыборном митинге в Милане, на который собрались политики-евроскептики со всей Европы, итальянский вице-премьер Маттео Сальвини:

«Здесь нет никаких крайне правых. Здесь говорят о политике здравого смысла. Экстремисты – это те, кто правит Европой уже 20 лет, а она всё беднеет. 26 мая мы идем брать Европу, мы идем эту Европу изменить».

И никакие обвинения в «русском вмешательстве» не могут ни отменить этот процесс, ни его остановить. Потому что это выбор самих европейцев.

Петр Акопов

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.