Против Эрдогана собирается большая военная коалиция

В конфликт Греции и Турции вокруг островов в Эгейском море решила вмешаться еще одна страна – Франция. Причем настолько серьезно, что французский лидер Макрон отправил на помощь грекам реальную военную помощь. Более того, в Европе созревает целая антитурецкая коалиция. Как же произошло, что Эрдоган настроил против себя целую группу влиятельных государств?

«Токсичный геополитический игрок». Именно так французская Figaro назвала союзника своей страны по НАТО – Турцию. При Эрдогане Турция стала евразийским возмутителем спокойствия – его действия по превращению страны в новую Османскую империю очень беспокоят Европу.

Эволюция агрессии

Напомним, что Турция была принята в западные блоки несколько десятилетий назад – и во многом для того, чтобы сдерживать Советский Союз. СССР больше нет, Россия не представляет для Европы угрозы (если, конечно, ЕС не лезет на постсоветское пространство). В результате из помощника Турция превратилась в обузу и проблему. Более того, она откровенно потеряла берега в Восточном Средиземноморье – как в прямом, так и в переносном смысле.

Дело в том, что за последние годы турецкая агрессия эволюционировала. От чисто ближневосточных дел она перешла на ближневосточные с прицелом на ЕС. Стремление Анкары поставить под контроль Ливию связано в том числе и с желанием контролировать поток ливийских углеводородов и африканских мигрантов в Евросоюз. Сейчас же речь идет о прямых угрозах члену Евросоюза – Греции. Анкара не только нарушает суверенитет этой страны через попытки вести геологоразведочные работы в ее эксклюзивной экономической зоне, но и защищает эти попытки силой оружия. Турецкое исследовательское судно «Арудж-Раис» проводило работы в сопровождении военных кораблей.

Проблема тут не только в углеводородах (которыми, как считают, очень богат шельф Восточного Средиземноморья). По сути, речь идет об аннексии и намеке Турции на пересмотр условий заключенного в 1923 году Лозаннского договора (по которому острова в Эгейском море отошли Греции) – Эрдоган уже несколько лет на официальном уровне говорит о том, что это соглашение было несправедливым.

Поэтому Анкара не только провоцирует Грецию, но и усиливает антигреческую пропаганду. Так, министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу требует от Европы «предупредить и проучить Грецию» за то, что греческие пограничники открывают огонь по судам с мигрантами. Анкара возмущается нарушением прав турецкой общины в принадлежащей Греции Западной Фракии (что вызывает иронию греческих политиков – уж кому-кому, а Турции, до сих пор не признающей совершенный ею геноцид армян и притесняющей курдское население, не стоит кого-то учить в вопросе о правах меньшинств).

«Чьи армии поддержат Грецию, если турецкие войска высадятся на греческие острова? Кто будет спасать так, как спасала бы Россия режим Лукашенко? Возможно, никто», – считает известный французский политик Жак Аттали.

И до недавнего времени действительно казалось, что никто. Так, на американцев – главных защитников стран Запада – у греков надежды нет. В Пентагоне уверяют, что и Греция, и Турция для них крайне важные союзники по НАТО, поэтому все просто должны успокоиться. Причин такой умеренности много. И нежелание дальше портить отношения с Анкарой, и стремление сделать Турцию противовесом как России, так и Европе. И нежелание дискредитировать НАТО (оплот американской власти в Европе) через публичную порку одного из его членов. И, наконец, отсутствие политической воли и геополитических возможностей для дрессировки. Как верно отмечает бывший советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон, «агрессивное поведение Турции в нефтегазовых вопросах Восточного Средиземноморья стало прямым следствием отхода США от глобальных дел».

На турецких котах

И тут, в час великой греческой нужды, в игру вступает Франция. Ряд экспертов уже пишут, что Макрон – учитывая личную неприязнь между ним и Эрдоганом – не является лучшим кандидатом на роль посредника между греками и турками. Но Елисейский дворец и не позиционирует себя как посредника – он официально выступил в качестве адвоката и защитника Греции.

Париж официально обвиняет Турцию в провокациях. «Ситуация обострилась из-за одностороннего решения Турции вести разведку нефти (в спорном регионе – прим. ВЗГЛЯД). Нужно ее прекратить и начать нормальный диалог», – заявил президент Франции. И не просто заявляет, а посылает в поддержку своей позиции войска. Франция усилила свое военное присутствие в Восточном Средиземноморье двумя самолетами «Рафаль», фрегатом «Лафайет», а также провела совместные с греками учения.

Что послужило причиной для французской активности? Во-первых, лидерские амбиции Макрона. Французский президент на фоне ухода Ангелы Меркель видит себя неформальным главой Евросоюза, а претензии на этот статус нужно обосновать. Доказывать лидерство игрой против американцев (например, защищая Иран в рамках ядерной сделки или же восстанавливая отношения с Москвой) опасно и чревато потерей власти. А вот на турецких котах вполне можно потренироваться. Во-вторых, Макрон (по всей видимости) понимает, что Эрдоган слишком голодный во внешнеполитическом плане – он будет демонстрировать агрессию до тех пор, пока его не остановят. И останавливать его лучше в начале процесса – в условном Мюнхене – дабы потом, опять же условно, не сдавать Париж и всю Европу с ее интересами.

Афины, конечно, о французской геополитике не задумываются, а просто ликуют. По словам греческого премьер-министра Кириакоса Мицотакиса, Эммануэль Макрон является «настоящим другом Греции, а также яростным защитником европейских ценностей и международного права». Более того, греки осмелели. Их устаревший фрегат «Лимнос» на днях пошел на столкновение с одним из самых современных кораблей турецкого флота «Кемаль-Раис», протаранил его (хоть турки говорят, что именно греческий корабль получил повреждения), после чего спокойно отправился на учения с французами.

Турки, понятно, в бешенстве. Эрдоган обвиняет Макрона в «колониализме». Критикует страну, у которой «нет прибрежных территорий в Восточном Средиземноморье», и призывает ее «не считать себя большей, чем она есть на самом деле» (кое-кто может посчитать это издевательством над ростом Макрона). «Никто не имеет права выбрасывать Турцию из Средиземного моря, которое веками находилось под ее владычеством», – говорят в турецком МИДе.

Подтянулись

Возможно, Анкара и могла бы как-то сопротивляться франко-греческому альянсу. Однако агрессивная политика Турции на всех фронтах ожидаемо привела к подтягиванию к этому альянсу других игроков, тоже желающих поучаствовать в демонстрации Анкаре ее берегов.

Так, Греция получит помощь Египта – президент этой страны Абдель Фаттах ас-Сиси рассматривает Турцию как враждебную державу, угрожающую египетскому политическому строю (через поддержку Анкарой «Братьев-мусульман»). Афины и Каир заключили соглашение по разделу эксклюзивных экономических зон в Восточном Средиземноморье – соглашение, которое до этого не могли заключить на 13 предыдущих раундах переговоров в течение почти 15 лет. Они признали друг за другом огромные морские пространства – и, скорее всего, будут вместе защищать эти воды от турецких притязаний.

Соглашение турецкие СМИ уже назвали «пиратским» – забыв о том, что недавно Анкара заключила ровно такое же «пиратское» соглашение с Ливией.

По которому обе страны записали за собой принадлежащие грекам морские пространства и которое, по словам греческого министра иностранных дел Никоса Дендиаса, теперь «улетает прямиком в помойку, где ему самое место». Под угрозой окажутся и интересы Анкары в Ливии, где Египет и Франция могут более активно поддержать противника Эрдогана – фельдмаршала Халифу Хафтара.

Подключился к поддержке Греции и Израиль, крайне недовольный вмешательством Эрдогана в палестинские дела. Опосредованно поучаствует и Саудовская Аравия, которая была бы не прочь «приземлить» Турцию за поддержку Катара, а также за организованную турецкими спецслужбами провокацию (когда турки записали убийство журналиста Джамаля Хашогджи в саудовском консульстве в Стамбуле, а затем слили все эти данные в прессу).

Если антитурецкая Антанта действительно будет оформлена, то Эрдоган окажется в очень сложной ситуации. Он не сможет выиграть – но и не может себе позволить проиграть. В Турции непростая экономическая ситуация, курс лиры с начала года рухнул на 20%. Для отвлечения внимания населения нужны хотя бы внешнеполитические победы, которых в последнее время нет. Поэтому он хочет сесть за стол переговоров, чтобы мирно решить все свои территориальные споры с соседними по Восточному Средиземноморью странами.

«Турция не ищет себе приключений. Единственный способ решения проблемы в Средиземном море – это диалог и переговоры», – говорит турецкий президент. Призывает найти «взаимовыгодное решение, которое устроит все стороны». Вот только готова ли будет Греция вести переговоры о том, что принадлежит ей по праву?

Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.