США меняют методы вмешательства в дела других стран

Внешняя политика США должна стать более миролюбивой – по крайней мере, глава Госдепа пообещал, что Вашингтон больше не будет предпринимать попыток «силой сместить авторитарные режимы». «Мы будем поступать по-другому», – говорит Энтони Блинкен. С чем связано появление подобных заверений и как теперь будет выглядеть вмешательство Америки во внутренние дела других стран?

3 марта госсекретарь Соединенных Штатов Энтони Блинкен выступил с программной – первой, по сути – внешнеполитической речью. В ней нашлось место многим темам – от Европы до Китая. Однако россиян больше всего заинтересовал пассаж, посвященный методам демократизации.

Энтони Блинкен дал понять, что США больше не намерены нести в мир демократию на крыльях бомбардировщиков. «Мы не будем продвигать демократизацию через дорогостоящие военные интервенции или попытки силой сместить авторитарные режимы. В прошлом мы пытались так поступать, и это не сработало. Какими бы правильными ни были наши намерения, они не сработали. Они очернили само понятие «продвижение демократии», американский народ в эти меры больше не верит. Мы будем поступать по-другому».

Дорого и больно

Отдельные комментаторы стали позиционировать это чуть ли не как отказ США от насаждения демократии в мире. Писали, что Блинкен снова врет, что это очередной американский риторический трюк. Однако госсекретарь США говорил полную правду – ведь в его речи ни слова не было об отказе от демократизации. Глава Госдепа лишь заявил о том, что США в рамках своей демократизации больше не будут использовать армию и не станут открыто участвовать в госпереворотах и цветных революциях.

Причина очень проста – как прямолинейно отметил Блинкен, «это не сработало».

Во-первых, потому, что как бы различные слои общества не относились к собственным диктаторам и самодурам, интервентам они зачастую рады еще меньше. Да, история знает ситуации, когда вторжение принесло странам пользу – но там речь идет о диктаторах, которые откровенно занимались геноцидом. Например, Пол Пот, успевший до вторжения уставших от такого соседа вьетнамцев уничтожить как минимум 10% населения собственной страны.

На долю американцев таких людоедов не приходилось, а попытка демонизировать Саддама Хусейна не убедила иракцев в том, что в благодарность за его свержение нужно терпеть американские базы на своей земле.

Как следствие, Ирак, Афганистан, а также до них Ливан, Сомали и другие страны платили интервентам гробами с американскими военнослужащими.

Во-вторых, «вторжение с целью демократизации» требовало от США не только свержения диктатора/террористического режима, но еще и «строительства государства». То есть создание силами американских чиновников и генералов демократических институтов власти.

А поскольку создавались эти институты обычно в странах с феодальным, клановым или даже племенным укладом, то демократия западного типа там в лучшем случае не приживалась. А в худшем – обретала совершенно нелиберальные черты, превращаясь в клановую вольницу и дальнейшую войну всех против всех. В том числе и американцев. После чего население начинало даже не скучать, а грезить о «сильной руке», обвиняя американцев во всех проблемах их жизни.

Там, где США после освободительно-демократического вторжения вообще не занимались этим строительством (например, в Ливии), тоже ничего хорошего не было – там просто исчезало государство как таковое. Страна полностью отдавалась на откуп кланов, убивающих все и вся – в том числе, например, и американского консула. Поэтому, как верно отметил Энтони Блинкен, заниматься борьбой с авторитаризмом через демократические вторжения США больше не будут.

Дешево и демократично

Однако в то же время бороться с этим авторитаризмом продолжат – ведь, по словам Блинкена, «авторитаризм и национализм в мире находятся на подъеме». И этот подъем рассматривается Соединенными Штатами как прямая угроза их национальным интересам.

«Сильные демократии являются более стабильными, более открытыми... более приверженными правам человека, менее склонными к конфликтам и более надежными рынками для наших товаров и услуг. Когда демократии слабы, правительства не могут обеспечить своих граждан или страна становится настолько разделенной, что становится трудно что-либо сделать. Страны становятся более уязвимыми для экстремистских движений изнутри и вмешательства извне. И, как следствие, оказываются менее надежными партнерами США», – поясняет Блинкен.

В этой фразе госсекретаря правдой является только последний тезис – но он же и самый главный. Авторитарные режимы действительно оказываются менее надежными партнерами (а точнее, вассалами или объектами влияния) для Соединенных Штатов. Но не потому, что у них все вышеперечисленные грехи. Просто авторитарные страны гораздо меньше подвержены влиянию со стороны различных американских институтов гражданского общества (Фонда Сороса и т. п.), занимающихся не только правозащитой, но и продвижением американского влияния среди туземного населения.

Так, например, Киргизия является самой демократичной страной Средней Азии – и именно там базируется большинство американских неправительственных организаций, работающих в регионе. Правда, стабильности и благополучия киргизам ни демократия, ни американские НПО не принесли – страна является лидером на постсоветском пространстве по уровню внутренней нестабильности и государственным переворотам. В политологии даже появился такой термин – «киргизинг», означающий захват правительственных зданий демократически настроенными группками (даже не толпой) населения.

Казалось бы, Соединенным Штатам как раз выгоднее. С авторитарными режимами сложно работать не только американским НПО, но и даже американским властям. Если раньше диктаторы и авторитарные лидеры привечали американских гостей, то сейчас они смотрят на них с подозрением – ведь американцы хотят не только заниматься бизнесом, но и вмешиваться во внутренние дела, указывать как жить. Ценностный подход стал не просто ширмой, а интегральной частью американской (да и западной) внешней политики.

Более того, авторитарные лидеры рассматривают американцев как ненадежных партнеров, готовых кинуть при первой возможности.

Примеры покаявшегося перед Западом, но затем все равно свергнутого Муаммара Каддафи, а особенно бывшего президента Египта Хосни Мубарака, у всех перед глазами. А ведь Мубарак был важнейшим партнером США в регионе, три десятка лет дружившим с американцами и брошенным Вашингтоном только потому, что администрация Обамы захотела позаигрывать с египетскими демократами и исламистами.

Поэтому при администрации Байдена США продолжат заниматься сменой не нравящихся им режимов – но при этом будут использовать не жесткую, а мягкую силу. Те же самые НПО, права человека, продвижение и распространение ультралиберальных ценностей. И, соответственно, санкции против тех, кто всему этому противодействует.

Сам Энтони Блинкен, как и президент Джозеф Байден, много раз говорили о том, что Америка возвращает «демократические ценности» в основу своей внешней политики. И именно эти ценности теперь будут теми самыми бомбардировщиками, при помощи которых США станут заниматься интервенциями. Правда, уже без трупов американских солдат и возбуждения ненависти со стороны неразумных, неблагодарных туземцев.

Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.