Не хватает твердой власти: Франция сваливается в гражданскую войну

Франция. Казалось бы, обычное дело. В пригороде города Сент-Этьен жители пожаловались на шум. На вызов приехал патруль. В одного из полицейских полетел тяжелый предмет. И прямо в висок. 50-летний страж порядка, отец двоих детей – в коме. Преступники скрылись.

5 мая в Авиньоне во время операции по задержанию наркоторговца был застрелен 36-летний полицейский Эрик Массон, у него остались две маленькие дочки. Недавно на акцию в память о погибшем в Авиньоне вышли около тысячи человек, в том числе полицейские. Они высказали то, что во Франции сейчас у всех на устах: слишком много смертей.

Достучаться до президента Макрона и властей французские силовики пытаются почти месяц. Были три открытых письма, и в каждом – крик души и боль за свою любимую Францию. Первое письмо было опубликовано в конце апреля. 20 отставных генералов и более тысячи офицеров, служивших в армии, полиции или жандармерии заявили, что Франции "грозит смертельная опасность" и нужно сделать все, чтобы спасти страну от развала и от войны на расовой почве: "Развал, который, используя идеологию исламизма и наличия молодежных банд в пригородах, приводит к отделению от страны множества ее частей и превращению их в территории, которые подчиняются своим средневековым обычаям, противоречащим нашей Конституции". Что было дальше?

Очередное письмо сменяется другим. Военные – бывшие, действующие – новобранцы и вот теперь полицейские – все твердят об одном: ситуация дошла до точки невозврата, и многие во французском обществе это понимают.

"Мы сваливаемся в гражданскую войну, я слышу ее приближение, люди убивают друг друга на улицах. Куда мы идем? Мне 84 года, я видел две войны, я не хочу третью – гражданскую, которая наступает. Если мы не проснемся, она наступит", – уверен Реми Майяр, житель Авиньона.

"Нам не хватает твердой власти, мы видим это каждый день повсюду, в парижском регионе, в Лионе, в Марселе. Это по всей Франции", – говорят местные жители.

Целыми районами правят банды, которые на деньги от наркоторговли финансируют в том числе джихадистов. Оборот – около 3 миллиардов евро в год. Наркотические хабы рассыпаны уже по всей стране. На Лазурном берегу, в Ницце, где за последние годы произошли два теракта, один район в руках исламистов, еще три – в руках наркоторговцев. Люди, которые согласились провести экскурсию, просят не показывать их лицо.

"Если мы здесь выйдем, нас за 5 минут возьмут в окружение. В лучшем случае разобьют машину, в худшем, если они на нервах и мы в центре квартала, достанут оружие. Они убили полицейского, сейчас уже можно все, нет больше границ. Они не местные, многие – мигранты нелегальные или из других городов, большинство несовершеннолетние, очень молодые, и они ничего не боятся", – говорят нам.

У сети четкая структура. На каждом углу – смотрящие, обычно подростки, за дозор они получают около 200 евро в день. Дороги перегорожены мусорными баками – чужим не откроют. На стенах открыто пишут расценки на товар. Грамм кокаина, например, продают за 40 евро. На стенах записывают номера машин полицейских в штатском, которые занимаются облавами. Но задержанных здесь довольно быстро отпускают. В Сен-Дени в апреле на стенах вывесили украденную из соцсетей свадебную фотографию одного из стражей порядка, призвали к расправе.

По оценке полиции, уже около 600 районов полностью контролируются наркомафией, которая неплохо вооружена. Полиция там – это враг, которого в худшем случае убивают, а в лучшем – прогоняют камнями, бутылками с зажигательной смесью и выстрелами из мортир. Сообщения – это как сводки с фронта. На Лазурном берегу в городе Фрежюс ранены трое полицейских, в Луаре 50-летнему бригадному генералу выпустили салют прямо в голову, он в реанимации.

"Сегодня у нас идет гражданская война. Каждый день мои коллеги из полиции и жандармерии подвергаются нападениям наркотеррористов. Эти дилеры очень часто связанны с радикальным исламом, они финансируют джихадистские круги внутри нашей страны. Нужно, чтобы власти выполняли свои обязательства. Мы больше не можем мириться с тем, что каждые 12 дней коллег то обезглавливают в комиссариате, то выпускают им пули в голову продавцы наркотиков", – отметил Мишель Торис – генеральный секретарь профсоюза французских полицейских.

Речь идет про Авиньон, когда-то крупнейший центр католичества в XIV веке, известный как город французских пап, в котором до эпидемии проводили грандиозные театральные фестивали.

Точка по продаже наркотиков, о которой знали все, расположена в самом центре исторического города. Полицейские задержали здесь женщину, которая купила дурманящие вещества. В этот момент к сотрудникам в штатском подошли двое молодых людей, и когда один из них узнал, что перед ним полицейский, он стал стрелять в упор.

36-летнего Эрика Массона, отца двоих маленьких девочек, убил 19-летний Ильяс, уже несколько раз судимый за наркотики и насилие. Рос без отца, в преступных кругах получил прозвище Превосходный. Его сообщник 20-летний Аюб вместе с ним пытался бежать в Испанию.

"Молодежь становится все более и более агрессивной, потому что окружение тому способствует. Это серьезно. Я боюсь уже выходить за продуктами, стараюсь делать это рано утром. Потом закрываюсь дома. Я боюсь отсутствия безопасности, в мой адрес летят оскорбления от шпаны, пацанов, которые по району гоняют на заднем колесе, оскорбляют меня за то, что я француз", – говорит местных житель. Он до сих пор в шоке, потому что момент убийства полицейского видел сам – его окно ровно напротив.

Казалось бы, человек, который живет здесь, советует нам быть очень и очень осторожными не только здесь, но и во всем городе, облик которого тоже меняется.

Мигранты – еще одна головная боль Франции. Из 42 террористов, начиная с 2015 года, лишь четверо были местными. Остальные — приезжие или с корнями, уходящими за рубеж. Они часто живут в неустроенных пригородах, у них не получается интегрироваться во французское общество, они вливаются в криминальные круги, где легко попадают под влияние экстремистских идей.

Мы находимся в районе Ариан, здесь самая большая концентрация радикальных исламистов в Ницце, и это – база для отправки джихадистов в Ирак, Сирию и Афганистан.

В этом деле замешаны большие деньги и множество неправительственных организаций, которые селят нелегалов в многоэтажных домах. Для этого не нужно иметь никаких бумаг, при заселении не просят ничего, кроме денег: в среднем берут по 300 евро с человека. А кто там живет и что делает, никого не интересует.

Внутри зачастую даже нет света. Из мебели – только матрацы на полу и некое подобие стола, сооруженное из пустых ящиков. Регулярно таких незаконных обитателей пытаются выселять, но если в квартире есть дети, то делать это уже приходится через суд, и занимает рассмотрение вопроса не один месяц. Но главное, что выдворять из Франции все равно никого не станут, – дорого, нужно согласие властей другой страны.

"Недавно мы наткнулись на троих человек, у одного вообще не было документов, у двух других – иностранные паспорта. Мы вызвали полицию, те их тут же на месте отпустили. Если они не совершили чего-то серьезного, не накинулись, например, с кулаками на людей, то их отпускают", – вздыхают местные жители.

И они по новой занимают помещения в домах, куда полиция и пожарные заезжают только в случае экстренного вызова. И то, часто это заканчивается потасовкой.

Получается, что целые территории отданы на откуп бандам. Местные жители вынуждены терпеть или пытаться в одиночку избавляться от наркодилеров, как, например, районе Сталинград на севере Парижа. Улицы и этажи домов после каждой ночи завалены ложками, шприцами и человеческими экскрементами. Разогнать наркоманов люди попытались петардами. Но авторам таких акций грозит дело, а полиция бездействует, потому как связана по рукам и ногам всевозможными ограничениями.

"Во Франции, когда машина таранит полицейское заграждение, нам запрещено по ней стрелять и начинать погоню, нельзя ее преследовать, чтобы не создавать риск аварий. Поэтому мы сегодня стоим будто с опущенными штанами. Нужно полностью блокировать такие районы и зачищать, наверняка будут раненые и погибшие с обеих сторон, поэтому власти боятся и не хотят ничего ворошить. Но либо они попытаются восстановить общественный порядок, либо эта страна погрузится в хаос, и Франция, какой мы ее знали со времен Второй мировой войны, больше не будет существовать", – считает Мишель Торис.

Власти, в свою очередь, обещают ужесточить ответственность за нападение на полицейских – давать до 30 лет тюрьмы. Что касается военных, которые подписали открытое письмо, им предложили уйти в отставку, юридических оснований наказать иначе нет.

В целом бурную дискуссию о росте агрессии и социальном напряжении в обществе списали на предвыборное время – впереди региональные и президентские выборы. По последним опросам, около 40% полицейских пойдут голосовать за национальное объединение, так что аналитики уже решили, что во второй тур, вероятнее всего, попадут Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен. Снова намечается дуэль, исход которой становится все менее очевидным.

Анастасия Попова

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.