К чему приведет закрытие железной дороги между Россией и Украиной

Миф о войне, которую Украина ведет со «страной-агрессором», ярче всего опровергают набитые битком поезда по маршруту Киев–Москва. Какая война, если мы ездим друг к другу в гости? Возможно, поэтому один из самых неадекватных членов правительства Украины Владимир Омелян мечтает запретить ж/д сообщение между нашими странами. К каким последствиям это бы привело?

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян с утра в понедельник высказал идею, которая взбудоражила многих украинцев и россиян. Он дал понять, что правительство Украины собирается прервать железнодорожное сообщение с Россией, причем полностью. Отвечая на вопрос украинского телеканала «1+1», будет ли увеличено количество пассажирских поездов в Россию, Омелян ответил: «Наоборот, мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой».

Впрочем, большинство нормальных жителей Украины сразу вспомнили, что Омелян уже пугал такими анонсами не далее как в декабре. Убытки от такого решения, по словам министра, составят символическую одну гривну. Как министр насчитал такую сумму, он не пояснил. Но в обоснованности его расчетов сразу же возникли сомнения. С тех пор как в 2015 году Киев разорвал прямое авиасообщение с Россией (билеты из Москвы в Киев и обратно были относительно дешевы), большинство россиян и украинцев ездят друг к другу на поезде.

Остались, конечно, автобусные маршруты, но ими больше пользуются жители приграничных областей. Поэтому на несколько пассажирских поездов (среди них всего один российский – Москва–Кишинев), соединяющих Россию и Украину, сохраняется большой спрос. Неудивительно, что в прошлом году Украинская железная дорога (Укрзализныця) назвала поезд Киев–Москва самым прибыльным. Цена билета в плацкарте здесь росла весь год.

Годовая прибыль этого маршрута в 6 млн долларов резко контрастирует с неутешительными для «Укрзализныци» данными по прочим маршрутам дальнего следования, глубоко убыточным. Это неудивительно. Ведь «заробитчане», которые едут в ЕС, обычно пользуются или рейсовыми автобусами, следующими почти из всех крупных городов Западной Украины, или самолетами.

Экономисты не верят, что Киев реализует подобные угрозы. Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что идея Омеляна в случае ее воплощения в жизнь больно ударит не только по рядовым украинцам, но и по украинской деловой элите. А у Москвы, как он выразился в беседе с газетой ВЗГЛЯД, появится новый «повод задуматься о применении широкого спектра экономических и финансовых санкций, которые пока не задействованы».

Россия, считает политолог, в состоянии нанести удар по ключевым финансово-промышленным группам, например путем исключения или ограничения платежей в пользу украинских банков. Ремизов и напоминает:

«Не следует забывать, что Россия остается инвестором номер один на Украине».

«Как Украина намерена доставлять уголь: топливо идет из России? – риторически спросил в своем «Фейсбуке» депутат Госдумы Вячеслав Никонов. – Откуда украинские железнодорожники будут брать деньги? Российские рейсы самые прибыльные. Сколько гастарбайтеров не доедут до России, из которой они шлют на родину миллиарды долларов?»

В МИД России заявление Омеляна назвали «абсурдным». Как отметил замглавы ведомства Григорий Карасин, подобные рассуждения «направлены на блокирование любых контактов между гражданами Украины и России».

Стоит сказать, что Омелян – единственный открытый сторонник железнодорожной блокады. Но есть и тайные. Год назад газета «Коммерсантъ» называла лоббистами данного шага еще и секретаря СНБО Александра Турчинова и спикера Верховной рады Андрея Парубия. Тогда источниками даже называлась дата, с какой перестанут ходить поезда, – 1 июля 2017 года. Однако движение поездов продолжается до сих пор как ни в чем не бывало.

Единственное ограничение на железнодорожное сообщение с Россией, которое формально действует, – это введенный СНБО в прошлом году запрет на грузовые перевозки. Правда, этот запрет, как свидетельствует практика, не соблюдается, что бесит украинских радикалов.

Одним из самых серьезных последствий закрытия железной дороги в Россию, по словам эксперта общественной организации «Евро-Патруль» Вячеслава Коновалова, станет расцвет нелегальных автоперевозчиков.

«Люди малого достатка массово пересядут на подобные «такси» и будут, как и раньше, ездить на заработки РФ. Даже в условиях коллапса на границах», – пояснил он.

«С начала войны на востоке пассажиропоток с РФ упал примерно в три-четыре раза. Если раньше в Россию авиа-, ж/д- и автотранспортом ездило почти 4 млн человека в год, то сейчас – всего 1 млн», – цитирует Коновалова UBR. Эксперт уверен, что при цене билета в 100 долларов на фирменный поезд из Киева убытки «Укрзализныци» составят примерно 150 000 долларов в сутки. Кроме того, эксперт предрекает: реализация «бредовой идеи» вызовет рост коррупции в сфере перевозок.

Надо сказать, что угрозу Омеляна большинство экспертов сразу же восприняли как простое сотрясение воздуха. И не ошиблись. Уже к вечеру Омелян «включил заднюю». Изданию «Українські новини» чиновник заявил, что проект такого сенсационного решения на самом деле мало того что не готов, так еще и правительством в целом и профильными министерствами официально даже не рассматривался.

По сути, Омелян признался, что с утра озвучил просто собственную мечту. Впрочем, полностью от этой идеи фикс министр даже к вечеру не отрекся. В запрете он все равно не видит ничего страшного.

«На самом деле то, что мы видим по ситуации с авиасообщением, когда мы закрыли авиаполеты в РФ и полеты российских самолетов через территорию Украины, пассажиропоток не сократился. Некоторые начали летать через Минск, но число тех, кто летал в Россию, намного сократилось», – добавил министр.

По предположению директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, у смены риторики Омеляна лишь одна причина. «Предполагаю, что ему позвонили из администрации президента Украины и сказали, что перед президентскими выборами Порошенко не хочет рисковать. Есть очень много людей, в том числе из электората Порошенко, с которыми мне самому приходилось ездить в поезде Киев–Москва. Я уже не говорю о людях, которые живут на Западной Украине и ездят в Россию на заработки. Это самое естественное предположение. Мнение президента он игнорировать не может».

«Видимо, на Банковой считают, что Порошенко удастся зайти на второй срок. И уже тогда он может и пойти на такой резкий шаг», – сказал Погребинский.

В целом можно смело предположить: по мере приближения выборов неадекватность антироссийских заявлений украинских чиновников будет лишь возрастать. Политикам нужно хоть как-то приподнять свои рейтинги, взбодрить уставший от русофобской риторики электорат. Ведь нельзя исключить, что партия «Народный фронт», чьим главным трибуном сейчас стал Омелян, выставит своего кандидата на президентские выборы.

Сам Порошенко рассчитывает забрать голоса националистов, за которые с ним соперничает «Народный фронт», однако он прекрасно осознает финансовые последствия резких антироссийских решений, которые лоббируют Турчинов, Парубий или Омелян, поэтому вынужден охлаждать пыл своих коллег.

Алексей Нечаев,

Юрий Зайнашев

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.