Эрдоган унизил Евросоюз по личным причинам

Беспрецедентный дипломатический скандал между Турцией и Евросоюзом. Главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен унизили во время официального визита в Анкару, не предложив даже стула. «Диктатор», – кипятятся в ЕС, имея в виду президента Турции Эрдогана. Но зачем турецкому лидеру такое беспардонное хамство?

Эти кадры облетели весь мир. В зал, подготовленный для переговоров между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и руководством Евросоюза, входят трое – сам Эрдоган, председатель Евросовета Шарль Мишель и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, но стульев всего два. Эрдоган как ни в чем не бывало садится на свое место у турецкого флага, второе, чуть поколебавшись, занимает Мишель, а Ляйен вынуждена сиротливо примоститься на диванчике напротив главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу. Скандал и неуважение.

Формально председатель Европейского совета, куда входят главы государств и правительств стран ЕС, верховный представитель Брюсселя на международной арене, но полномочий у него немного. К нему турецкий султан решил относиться как к равному.

Председатель Еврокомиссии – что-то вроде главы правительства в парламентской республике и обладает существенными полномочиями, так что кто в этой паре европейских гостей главный – вопрос дискуссионный. Эрдоган все это прекрасно знает, но желание унизить Урсулу фон дер Ляйен оказалось сильнее.

Мишель, будучи в первую очередь дипломатом, постарался сгладить ситуацию, назвал произошедшее «протокольной оплошностью» и «вызывающей сожаление ситуацией», упомянув «стремление» принимающей стороны «сделать все правильно». Однако сама турецкая сторона каких-либо ошибок за собой не признает.

«Мы не в первый раз принимаем иностранных гостей, и традиционное турецкое гостеприимство известно во всем мире. На этой встрече все было согласно принятым международным правилам и обычному протоколу», – отрезал Чавушоглу, реагируя на скандал.

К тому моменту премьер-министр Италии Марио Драги, заступаясь за Урсулу фон дер Ляйен, уже успел назвать Эрдогана диктатором. Он явно не верит в случайность произошедшего, и он, скорее всего, прав. Протокольные службы прорабатывают такие ситуации вплоть до мелочей. Будь это оплошностью, до путешествия по Анкаре в чане с нечистотами дело бы, конечно, не дошло, но и мало бы виновнику произошедшего не показалось – нрав у Эрдогана крутой. Следовательно, произошедшее было его личной инициативой.

Может показаться, будто это месть Эрдогана за то, что Турцию уже больше 20 лет (или 34 года, если считать с момента подачи заявки) маринуют в предбаннике Евросоюза. Формально переговоры о вступлении Анкары в ЕС идут до сих пор, и обеим сторонам очевидно, что к успеху они не придут. В первую очередь это не нужно самому Эрдогану.

Президент-султан претендует ни много ни мало на роль лидера в исламском и тюркском мирах, а также на восстановление Османской империи, пусть и не в рамках одной страны, но так, чтобы ее осколки – ныне независимые государства – зависели от Анкары, были полностью к ней лояльны или даже находились под турецкой оккупацией, как часть Сирии. Как-то себя ограничивать и делиться полномочиями с еврочиновниками султан не будет, но и завершать бесперспективные переговоры ему не с руки.

Когда-то (уже очень давно) Эрдоган был главным сторонником вступления в ЕС и давал на этот счет разнообразные обещания, о которых проще забыть, чем взять их назад. С тех пор его электорат значительно изменился – исламистская глубинка во всем поддерживает султана, а вестернизированные города (в первую очередь Стамбул, где Эрдоган когда-то был мэром) скорее согласны с Марио Драги, но значительная часть избирателей по-прежнему хочет в ЕС – и президент-султан это учитывает.

В свою очередь Евросоюз не выходит из переговоров из-за стратегии по «удерживанию Турции на Западе». Понимая их безжизненность и осознавая, что противников расширения за счет Турции в ЕС в разы больше, чем сторонников, Брюссель тем не менее верит, что когда-нибудь турецкий осел опять потянется за морковкой, которая висит на леске перед его носом.

Поэтому создается впечатление, что Эрдоган мстит не столько даже Еврокомиссии, сколько лично Урсуле фон дер Ляйен. В отличие от Мишеля, она регулярно критикует Турцию (а значит, и ее султана) за милитаризм, нарушение прав человека и вмешательство в дела третьих стран (в том числе и военное).

Однако их отношения испортились гораздо раньше. Фон дер Ляйен считается креатурой и чуть ли не подругой канцлера ФРГ Ангелы Меркель – она возглавляла министерство обороны ФРГ в двух ее правительствах. Именно на этот период пришлось резкое (по выражению некоторых немецких политиков – «фатальное») ухудшение отношений между Анкарой и Берлином, в чем нынешняя глава ЕК приняла заметное участие. Например, она отказала Турции в нескольких оружейных контрактах, опасаясь, что это оружие в конце концов окажется в руках протурецких боевиков в Сирии. В ответ Эрдоган выгнал немцев с военно-воздушной базы «Инджирлик».

Тот накал, с которым фон дер Ляйен критикует Эрдогана, показывает, что прежних обид она не забыла. Эрдоган тем более – он никогда ничего не забывает и никому ничего не прощает. Отсюда и казус со стульями: султан демонстративно указал главе Еврокомиссии (а к ней у многих турок, поддавшихся эрдогановой пропаганде, теперь уже личные претензии) на ее место во втором ряду, а заодно потрафил мировоззрению исламистов.

Сам Эрдоган в этом смысле вполне вестернизирован, но более консервативной части его электората и сторонникам султанской власти за пределами Турции вся «третья волна феминизма» поперек горла стоит.

Но главный вопрос в связи со всей этой ситуации не в том, почему Эрдоган так поступил, а в том, что ему теперь за это будет. Ответ простой – ничего не будет, и он это прекрасно понимает.

Султану ничего не было за выходки и похлеще – со стрельбой и трупами, однако в его руках находится мощнейший рычаг давления на Евросоюз, потому бельгиец Мишель перед ним и расшаркивается. На территории Турции расположены лагеря для беженцев с Ближнего Востока – по договоренности с ЕС, который за это платит. Если Эрдоган решит открыть для них границы, Европа получит миграционный кризис, сопоставимый с тем, что происходит сейчас в США, и подобный тому, который она сама пережила на пике войны в Сирии. Повторять этот опыт Брюссель и Берлин не хотят, тем более что он неизбежно вызовет второй всплеск популярности евроскептиков.

Это открывает султану широкий простор для того, чтобы веселиться на грани фола и унижать своих обидчиков. И он, разумеется, продолжит. По мнению ряда европейских аналитиков, у Эрдогана в буквальном смысле снесло крышу от власти и амбиций, с каждым годом сюрпризов от него будет все больше, но образумить его просто некому.

Что там стул, что там Урсула. Ему сошла с рук даже война в Нагорном Карабахе.

Дмитрий Бавырин

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.