Украина становится коронавирусной проблемой Европы

Рекордное количество заболевших коронавирусом зафиксировано 11 сентября на Украине – более трех тысяч человек. Как признают сами украинские медики, система здравоохранения страны в кризисе: не хватает ни больничных коек, ни даже возможностей провести тесты. Почему так получилось, что Украина гораздо хуже соседей справляется с эпидемией?

Осень красит Украину в желтый, красный, оранжевый. Нет, не только в привычном (сезонном) смысле – страну накрывает вторая волна COVID-19. Еще в начале августа в «красную» зону попали только два города на западе Украины, а практически вся остальная территория относилась к «зеленой» зоне адаптивного карантина. К 10 сентября «покраснели» уже полтора десятка городов (в т. ч. несколько областных центров на западе) и больше 20 районов. «Оранжевые» – Киев, Львов, Харьков и более 60 районов.

Карта карантина обновляется ежедневно. А это означает, что уже завтра «оранжевые» могут стать «красными». Всего зон четыре, и чем она горячее, тем более строгие ограничения на общественную жизнь и бизнес накладывает правительство. К примеру, попадание в «оранжевую» зону означает запрет на деятельность туристической сферы, работу развлекательных заведений и спортзалов. А в «красную» – еще и закрытие ТРЦ, ресторанов, транспорта, школ и детсадов. По крайней мере, так подразумевается.

Ежедневно в минздраве Украины отчитываются о 2500–2700 новых случаев. Но на деле заболевших может быть больше: в Одесской области 9 сентября закончились тесты на коронавирус. «Деньги на тест-системы и реагенты есть, однако поставщики не могут в достаточном объеме предоставить все необходимое», – комментирует глава лабораторного центра в Одесской области Сергей Дементьев. А это означает, что с такой же ситуацией может столкнуться и любая другая область Украины.

В свою очередь Киевский городской лабораторный центр с 7 сентября отказался делать тесты частным лицам без направлений – большая загрузка.

Но даже работая без передышки, украинские медики работают недостаточно и сами это признают. «Коэффициент выявления 11% (иногда 20%) говорит о том, что мы недотестируем контактных, а значит – не отслеживаем, и таким образом содействуем распространению эпидемии. Вот в этом проблема», – рассказал изданию «Зеркало недели» врач-инфекционист Владимир Курпита. Он же говорит, что мощности позволяют нарастить количество тестируемых до 40–50 тыс. в сутки, но сделать это можно только за счет частных лабораторий – у государства на это денег нет.

Слова Курпиты о недостатке тестов легко проверить, сопоставляя данные о заболевших на Украине и в Белоруссии. На Украине к настоящему времени выявили 145,6 тыс. заболевших, в Белоруссии – 73,2 тыс. И это при том, что население Украины примерно в четыре раза больше, а власти Белоруссии не вводили таких строгих мер изоляции, какие действовали на Украине с середины марта по начало июня.

Карантинные секреты

Однако на деле есть большие сомнения в том, что Украина выйдет на такое количество тестов, даже привлекая частников и ликвидировав дефицит тест-систем. В начале сентября в Минздраве состоялось закрытое совещание по проблеме коронавируса. Но поскольку это Украина, то уже через пару дней СМИ не просто обсуждали подробности этого заседания, но и даже имели видеозапись.

Итак, оказалось:

1. Половина всех тестов делается на платной основе (частниками или государственными лабораториями). Причем тем, кому тесты нужнее всего и кому они положены бесплатно (подозрение на COVID-19 или диагностированная пневмония), приходится ждать своей очереди до двух недель. «7–14 дней, когда человек с клиническими симптомами не получает результатов исследований, – это огромный косяк, и косяк с нашей стороны», – прямо признал главный санврач Украины Виктор Ляшко.

2. Ждут «бесплатники» не только потому, что тестов не хватает, но и потому, что лаборатории банально зарабатывают. И неохотно тестируют тех, кто ничего не платит.

3. Автоматизированных станций почти нигде нет, лаборатории работают вручную. К примеру, в Днепропетровской области (3,2 млн человек) только два вирусолога. И обрабатывают они 300 тестов в сутки.

4. Руководство областей крайне неспешно закупает тест-системы, реактивы. И намекает лабораториям работать так же неспешно: «У меня появились сигналы, что главы ОГА дали вам задачу не показывать все случаи диагностированных», – распекал подчиненных Ляшко. Разгадка тут проста: больше тестов – больше выявленных. Больше выявленных – быстрее заполнятся койки. А это означает автоматический переход в более «горячие» карантинные зоны.

Койки есть, но класть некуда

Сложно не только с тестами и манипуляцией со статистикой. В начале сентября украинские СМИ опубликовали запись разговора киевского семейного врача с диспетчером Киевской областной станции скорой помощи. Вкратце ситуация такова: пациента нужно класть в больницу, поскольку КТ показала 80% поражение легких. Диспетчер отвечает, что в области осталось только четыре места, зарезервированных для больных с COVID-19, и без положительного теста на эти койки никто не попадет – инструкция. Но направить больного на тестирование врач не может – диспетчер говорит, что тестов нет. Замкнутый круг.

То есть в теории эти несколько коек могут оставаться пустыми постоянно, чтобы избежать перевода столичного региона в «красную» зону. «Ежедневно мы слышим о десятках заболевших, которых отправляют лечиться домой, медики не в состоянии им помочь», – свидетельствует раввин Мариуполя Мендель Коэн. Он и сам заболел, но лечиться на Украине не рискнул, выехал в Израиль. И уже оттуда сообщает, что в больницах Одессы уже нет палат для больных с коронавирусом (как нет и необходимой для их лечения аппаратуры). При этом официально Одесса пока относится к «желтой» зоне.

По сути это означает, что вся ежедневно обновляемая статистика украинского минздрава банально врет, а реальные цифры либо неизвестны, либо не оглашаются. Косвенно в минздраве это уже подтвердили: «В случае ухудшения эпидемической ситуации не исключено, что правительство будет вынуждено ввести режим «красной зоны» для всей страны, чтобы сдержать рост заболеваемости», – заявил на условиях анонимности источник в министерстве.

А что у соседей?

В сопоставимой с Украиной по количеству населения Польше – 72,45 тыс. заболевших (на 10 сентября). Днем ранее – на 506 человек меньше. Собственно, поэтому они границу с Украиной пока и не закрывают наглухо. В России с начала эпидемии зафиксировано уже более 1,046 млн случаев (из них сейчас болеют 165,7 тыс.). Прирост за сутки – 5,36 тыс. Но только в России и население раза в четыре больше, не говоря уж о количестве тестов – сейчас их делают 320–330 тыс. в сутки.

В Белоруссии с 9 на 10 сентября прирост заболевших – 189 человек. В пересчете на количество населения – немногим более, чем в Польше. При этом по количеству тестов (12,67 тыс. в сутки) и с поправкой на количество населения (в 3,8–4 раза меньше, чем на Украине) Белоруссия опережает Украину примерно вдвое.

Но главное даже не в количестве тестов. 17% заболевших россиян болеют на момент написания этого текста. На Украине их, внимание, 53%. Проще говоря, на Украине сейчас один активно больной на 495 человек. В России – примерно один на 880.

Возникает вопрос: почему массово тестируют в России и Белоруссии, а прирост больных стахановскими темпами – на Украине?

Причины все те же. В воздухе висит не только статистика, но и все меры минздрава и правительства Украины в целом. Пока одни чиновники всеми силами скрывали динамику заражений, другие подавали в суд на кабмин за карантинные ограничения (Ивано-Франковск, Черновцы, Тернополь, Калуш, Коломыя). Людей, конечно, можно понять: еще пары месяцев «домашнего ареста» экономика Украины попросту не вытянет. Но вместе с тем удачно, что Украина сама закрыла границу с Белоруссией (а с Россией и не открывала). Украина превращается в коронавирусный очаг посреди Европы и, похоже, не особо по этому поводу переживает.

Сделать-то все равно ничего нельзя.

Николай Стороженко

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.