Одиночество Трампа: почему Америка не снимет санкции

Поездка Майка Помпео в Сочи вызвала заметное оживление среди части российской общественности, интересующейся международными делами. Появились даже прогнозы грядущего серьезного улучшения двусторонних отношений. Желаемое теснит действительное. При любом отношении к США трудно отрицать сохраняющиеся серьезные возможности Америки, находится в состоянии конфронтации с такой страной дискомфортно. Вот только в реальности предпосылок для значительных изменений в российско-американских отношениях нет.

Оптимистов из числа российских наблюдателей за США можно понять. Расследование Мюллера завершилось, один из его несомненных результатов — вывод об отсутствии преступного заговора между Трампом и Россией. В Америке существует некоторый компромисс, согласно которому этот вывод развязывает президенту руки для того, чтобы реализовать его якобы имеющееся желание улучшить отношения с Москвой. Вот только, даже если согласиться с такими оценками, невозможно не заметить бесчисленные барьеры на пути такого улучшения.

Российско-американские отношения — тема обширная, многомерная, нагруженная эмоциями. Для оценки нынешнего состояния и перспектив изменения ситуации, чтобы окончательно не запутаться в массиве историй, смыслов, впечатлений и мнений, постараемся ограничиться несколькими простыми вопросами. В чем может проявиться улучшение российско-американских отношений? Для чего руководство двух стран может пойти на такой шаг?

Последний вопрос особенно важен. Раз уж Помпео приехал в Сочи, а не Лавров в Мар-а-Лаго, задумаемся о логике американских действий. Роль президента в США велика, личное желание Трампа улучшить отношения или хотя бы изобразить такое улучшение, особенно в свете выборов следующего года, может оказать серьезное влияние на внешнюю политику страны. В конце концов, беспрецедентные саммиты лидеров США и КНДР уже дали Трампу красивый визуальный материал для избирательной кампании и место в истории международных отношений. Вот только зачем России идти навстречу желаниям миллиардера?

Найдутся циники и острословы, которые заметят, что встреча Путина и Трампа в Хельсинки исключительно раззадорила не только внутренних критиков американского президента, но и в целом американский истеблишмент, представители которого были удивлены по их мнению излишней любезностью Трампа в адрес российского президента. С этой точки зрения еще один саммит мог бы вызвать новый всплеск негативных эмоций внутри США. Однако даже эта версия не дает ответа на вопрос, что от этого взрыва негатива выиграют в Москве.

Возможности Трампа пойти на шаги, способные улучшить отношения, скудны. Представим, что президенту и возглавляемой им исполнительной власти удастся отменить какие-то из существующих санкций против России. В нынешнем американском политическом климате это вызовет быстрое принятие новых, вероятно, еще более жестких санкций законодательной властью. Конгрессмены и сенаторы и без того постоянно обсуждают, как бы им еще наказать Россию.

Даже республиканцы не смогут полностью поддержать пророссийские шаги Трампа — в следующем году им предстоят выборы, антироссийское рвение может быть полезным для переизбрания.

У американского президента в целом не много инструментов для осуществления действий, выгодных России. Скажем, в США нет государственных энергетических компании или инвестиционного агентства. (Некоторые американские эксперты даже не стесняются сетовать по этому поводу). Не купят американцы и российское оружие, своего хватает.

Перед приездом Помпео в российском публичном пространстве ожила идея о том, что Трамп может предложить России, несколько упрощая, совместно править миром. Идея эта старая, есть основания предполагать, что всерьез ее собирался реализовать вместе с СССР президент Рузвельт после Второй мировой войны. Но смерть президента помешала реализации этого плана. Трамп — не Рузвельт. Некоторые американские специалисты весьма обосновано замечают, что тридцать второй президент США при всем своем огромном, уникальном таланте едва ли бы преуспел в современной политике, слишком изменились нравы и технологии. Еще важнее, что современные международные отношения настолько сложны, что какие-либо договоренности между несколькими государствами, направленные на «управление» этими отношениями, едва ли возможны. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, какие проблемы возникают у Соединенных Штатов в достижении целей внешней политики в Западном полушарии, которое в Вашингтоне принято считать «своим»: регулирование иммиграции из Центральной Америки, Венесуэла, новое торговое соглашение с Мексикой и Канадой…

За поездкой Помпео в Россию можно усмотреть другую известную американскую внешнеполитическую идею. Кстати сказать, республиканскую. Авторство этой идеи можно приписать Киссинджеру, советнику по национальной безопасности и госсекретарю президента Никсона, пошедшего на сближение с Китаем ради ослабления внешнеполитических позиций Советского Союза.

Торговая война между США и Китаем приобретает все более серьезный характер. В Вашингтоне может показаться заманчивым нарастить давление в треугольнике Россия-Китай-США и получить поддержку Москвы против Пекина, пообещав что-нибудь России. Более того, Китаем дело не ограничивается. Пытаются США выстроить единый международный фронт против Ирана и Северной Кореи…

Однако, отметим еще раз, не ясно, чем США могут привлечь Россию к поддержке своей внешней политики.

Конечно, не все всегда гладко в отношениях Москвы с Пекином и Тегераном, однако плюсы российско-иранского и российско-китайского партнерства общеизвестны, а вот ради чего присоединяться к американским инициативам?

Сам по себе этот вопрос убеждает в том, что любые ожидания значительного улучшения в российско-американских отношениях пока не опираются на реалии мировой политики. Какими бы ни были желания Трампа, каких бы улучшений в отношениях с Москвой президент ни хотел, для реализации этих плана необходима поддержка американского истеблишмента, экспертного сообщества, политического класса, профессиональных чиновников от внешней политики. Всего этого у Трампа нет. В теории президент мог бы пойти против всех этих групп элиты, однако, на практике, настолько ли важны для президента хорошие отношения с Россией?

При обилии кризисов и скандалов на самых разных направлениях — от расследования бизнеса Трампа до миграционной политики, от Северной Кореи до тарифных вопросов, от Венесуэлы до разногласий с сенаторами-республиканцами — маловероятно, что президент будет тратить дефицитные силы, время и ресурсы на улучшение отношений с Россией вопреки сопротивлению истеблишмента, не замеченного в симпатиях к Москве.

По этим же причинам не нужна Трампу и дальнейшая эскалация напряженности в отношениях с Россией. Хватает других забот. С этой точки зрения активность Помпео в адрес Москвы и продолжение диалога оправданы. Прорывов не будет, но работать над решением текущих вопросов и достижением тактических договоренностей имеет смысл. Будущее Афганистана и Сирии, борьба с международным исламским терроризмом, прояснение взаимных позиций по основным проблемам мировой политики — вот примеры вопросов повестки сегодняшнего диалога Москвы и Вашингтона.

Мечтающих же о полном прекращении нынешней конфронтации, полномасштабном сотрудничестве двух стран, можно понять, однако порадовать пока нечем. Объективных предпосылок для улучшения отношений нет. И положение не поменяется, даже если в Сочи приедет не Помпео, а Трамп.

Николай Пахомов — политолог, президент Нью-Йоркского консалтингового бюро.

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.