У каждой части человеческого организма нашли свою скорость старения

Команда ученых из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) под руководством профессора генетики и биостатистики Стивена Хорвата (Steven Horvath) обнаружила во всех органах, тканях и клетках человеческого организма существование встроенных в геном биологических часов, точно показывающих их возраст. Как оказалось, старение органов и тканей происходит неравномерно: например, здоровые ткани молочной железы стареют быстрее, чем остальной организм, а сердца - медленнее. Как сообщает EurekAlert!, работа группы Хорвата 21 октября будет опубликована онлайн в журнале Genome Biology.

Для того, чтобы понять, с какой скоростью время протекает сквозь различные части организма, Хорват и его коллеги в качестве универсального измерителя выбрали метилирование ДНК - естественный процесс химической модификации ДНК, являющийся одним из важнейших эпигенетических механизмов, задействованных в регуляции экспрессии генов. Изучив почти 8 тысяч образцов 51 различных видов как здоровых, так и злокачественных клеток и тканей организма, авторы отслеживали, как возраст влияет на уровни метилирования ДНК в них начиная с внутриутробного периода до 101 года. В результате было выделено 353 присутствующих в организме повсеместно ДНК-маркера, уровни метилирования которых значительно меняются в процессе старения и могут быть использованы в качестве биологических часов.

Эффективность такого измерителя времени была проверена путем сравнения биологического и хронологического возраста различных органов и тканей. Хотя в большинстве случаев эти показатели совпали, к удивлению авторов, это произошло не всегда. Так, здоровые ткани сердечной мышцы оказались примерно на девять лет моложе своего хронологического возраста, а здоровые ткани женской молочной железы, наоборот, стареют быстрее остального организма, в среднем опережая его на два-три года. При этом, что стало еще одной неожиданностью для авторов, клетки детей, больных прогерией - генетическим заболеванием, вызывающим преждевременное старение - оказались вполне соответствующими своему хронологическому возрасту.

В то же время, в случае рака, прилегающие к опухоли ткани уже в среднем на 12 лет старше, а опухолевые клетки - на 36 лет старше других тканей организма. Биологический возраст некоторых тканей, взятых из опухолей головного мозга у детей, опережает остальной организм на 80 лет.

Как полагает Хорват, эти данные объясняют, почему рак груди - самый распространенный вид онкологических заболеваний у женщин, а также почему возраст является фактором риска развития рака у обоих полов.

Еще одним открытием группы Хорвата стало обнаружение неравномерности «хода» биологических часов - после появления на свет, в течение всего детства и подросткового периода они «тикают» быстрее, затем к 20 годам замедляются и начинают идти более равномерно.

Применив свой метод на плюрипотентных стволовых клетках - зрелых клетках организма, перепрограммированных в эмбриональные, способные специализироваться в клетки почти всех типов, Хорват и его коллеги обнаружили, что их биологический возраст соответствует состоянию новорожденности.

«Получается, что процесс трансформации зрелых клеток в плюрипотентные фактически обнуляет их биологический возраст. Это показывает, что процесс перезапуска биологических часов в принципе возможен, - отметил Хорват. - Другой вопрос, насколько биологические часы контролируют процессы старения. Если окажется, что это так, то терапевтическое вмешательство в этот механизм может стать инструментом достижения вечной молодости».

В дальнейших планах группы Хорвата - проверить, как «остановка» биологических часов скажется на процессах старения и не повлечет ли она повышения риска раковых заболеваний. Кроме того, ученые планируют выяснить, существует ли аналогичный механизм у мышей.

Калифорнийский университет уже оформил предварительный патент на открытие группы Хорвата.

Метки: В мире
Использованы материалы:

Китай без спросу строит систему ПРО
Китай строит на спорных островах в Южно-Китайском море шахты для зенитных ракет. Об этом сообщил Reuters со ссылкой на данные американской разведки. Система ПРО будет напрямую угрожать Вьетнаму, Тайваню и Филиппинам, которые также претендуют эти территории вместе с рядом других государств. Ракеты представляют потенциальную опасность и для американских кораблей. С 18 февраля авианосная группа США патрулирует бассейн Южно-Китайского моря. Источники агентства утверждают, что Пекин готовит порядка двадцати бетонных конструкций с раздвижными крышами. Внутри будут ракеты. Взлетные полосы на островах уже есть. То есть по сути, это "без пяти минут" готовая военная база. По данным Reuters, в администрации Трампа строительство уже назвали - военной эскалацией. "Непохоже, чтобы Китай что-то строил в Южно-Китайском море только для того чтобы построить. В таких сооружениях устанавливают зенитные батареи, вполне логично, что для этого они и предназначены", - заявил Reuters сотрудник американской разведки. Другой источник рассказал и о размерах шахт: 20 метров в длину и 10 в высоту. Собеседник добавил, что они очень заметны. Поэтому уничтожить их будет достаточно просто и для США они не представляют большой опасности. Тем не менее, на активность Пекина уже осторожно отреагировал Пентагон. В ведомстве заявили, что заинтересованы в демилитаризации Южно-Китайского моря. Ранее, в январе, госсекретарь Рекс Тиллерсон убеждал Сенат, что Пекину вообще следует перекрыть доступ в спорным островам. Однако после телефонного разговора Трампа с главой Китая Си Цзиньпином десятого февраля, политик смягчил свою риторику. По мнению политолов, таким образом Пекин сейчас "испытывает" нового президента США. Как он будет налаживать отношения с Китаем после негативных высказываний о Поднебесной в ходе предвыборной кампании. Сейчас на острова претендует сразу несколько шесть стран: Китай, Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней. В течение пяти веков территория переходила из рук в руки. В последнее время Спартли наиболее активно "осваивают" Китай, Вьетнам и Филиппины. Особенно после того, как на островах обнаружили большие запасы углеводородов. В 2016 году международный трибунал постановил, что Китай не имеет исторических прав на Спартли. Однако в Пекине эту резолюцию проигнорировали.
Антироссийские санкции стали условием вступления Сербии в ЕС
Признание независимости Косово и введение санкций против России названы условиями для вступления Сербии в члены Европейского союза. Об этих в эфире национального телевидения РТС сообщил президент Сербии Томислав Николич.
В правительстве вновь заговорили об ограничении наличных расчетов
Минфин и Минэкономразвития России предварительно обсуждают разные варианты ограничения наличных расчетов, сообщает во вторник, 21 февраля, газета «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников и экспертов, участвующих в обсуждении. Среди вариантов — запрет на выдачу зарплаты наличными, ограничения оплаты наличными крупных покупок, муниципальный налог с дифференциацией по типу платежа. Таким образом ведомства ищут способы борьбы с теневой экономикой.
Венгрия отказалась присоединиться к санкциям Еврокомиссии против Польши
Единство в Евросоюзе под угрозой: отказавшуюся выполнять требования Еврокомиссии по вопросу верховенства закона Польшу намерена поддержать Венгрия. Несмотря на риск введения санкционных мер за нарушение внутриесовской дисциплины, Польша отклонила требования Еврокомиссии (ЕК) по проведению судебных реформ, сообщает EurActiv. Однако Брюсселю вряд ли удастся наложить санкции на Варшаву, так как поляки уже успели заручиться поддержкой венгров. Подобные меры принимаются в ЕС только на основе консенсусного решения, а премьер-министр Венгрии Виктор Орбан намерен голосовать против, если данный вопрос будет поднят. ЕК в январе текущего года направила Польше требования по имплементации до конца февраля мер, направленных на обеспечение независимости Конституционного суда (КС) страны. Еврокомиссары пошли на такой шаг после проведения администрацией Аджея Дуды ряда реформ, ограничивающих, по мнению европейцев, свободу КС, а также назначения его главой кандидата, поддерживаемого правящей евроскептической партией «Право и справедливость». В Польше же подчеркивают, что спор между Брюсселем и Варшавой вокруг основ функционирования Конституционного суда не может быть поводом для утверждения о наличии систематической угрозы принципу верховенства закона в республике. В этой связи МИД Польши считает, что нападки ЕК политически мотивированы и являются попытками оклеветать страну.
Постпред РФ в ООН Чуркин был "маэстро дипломатии"
Известие о смерти постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина, который скоропостижно скончался в Нью-Йорке 20 февраля, шокировало многих в мировой дипломатии. Как сообщили в МИД РФ, российский дипломат умер буквально за день до своего 65-летия на рабочем месте.
Автор идеи об «аренде» Крыма: Украина погружается в хаос
Депутат Верховной рады Украины Андрей Артеменко, автор идеи об аренде Крыма Россией, заявил, что Украина погружается в хаос и «махновщину», а третий Майдан станет парадом областных суверенитетов. «Мы видим полную стагнацию экономики Украины и войну всех против всех на Украине. Мы валимся в хаос, махновщину. Еще пару недель, и собрать Украину будет невозможно. Третий Майдан – это парад областных суверенитетов. Тут русские постараются не на шутку – тут будет и поддержка сепаратистских настроений Юго-Востока. Я не хочу этого допустить», – заявил он в интервью «Апострофу».
Украина смирилась с российским Крымом
Влиятельное американское издание The New York Times раскрыло информацию о наличии у теперь уже бывшего советника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна плана по урегулированию украинского конфликта. Как отмечают авторы, соответствующий документ был подготовлен депутатом Верховной рады Андреем Артеменко и касается вопроса о статусе Крымского полуострова.
Закат Запада
Мюнхенская конференция по безопасности, ежегодно собирающая самых влиятельных политиков планеты, в этом году привлекла особенно пристальное внимание: даже организаторы признали, что мировой порядок необратимо меняется, Запад погряз в противоречиях, а новая реальность требует коренного изменения подходов. Корреспондент «Ленты.ру» наблюдал, как политики-тяжеловесы пытались познать мир вокруг себя и установить новые правила игры. Мир дал течь «США, к сожалению, больше не подходят на роль символического политического и морального лидера Запада. Приход Трампа означает конец Запада с Соединенными Штатами в роли знаменосца, которому все хотели подражать. Задача Европы — компенсировать эту потерю», — так описал свое настроение в интервью газете Tagesspiegel председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер за несколько дней до первых заседаний.