ОБЖОРА СТАНЕТ ТОЩИМ

ТОЛСТЯКИ, ЛИКУЙТЕ! ОЧЕНЬ СКОРО ЛИШНИЙ ВЕС ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ ПРОБЛЕМОЙ

Радостная новость для людей с лишним весом. Ученые открыли механизмы накопления жира. Экспериментальные мыши техасского университета стройны, несмотря на обжорство. Теперь дело за людьми.

Прорыв произошел с двух сторон, в двух университетах сразу. Со стороны генетики и биохимии. В Техасском университете найден и изучен ген, отвечающий за накопление жира в организме. В государственном же университете штата Пенсильвания ученые выделили из желудочного сока фермент, при отсутствии которого животные худеют. Исследования завершены на мышах. Результаты опубликованы. В обоих случаях подопытные грызуны теряли вес, хотя ели много больше нормы. Причем жирное и калорийное. Никаких побочных эффектов на здоровье зверьков не выявлено. Клинические испытания на людях займут 4 - 5 лет. Очень скоро лишний вес перестанет быть проблемой.

А сегодня он бич. На Земле (данные ВОЗ) 1,7 миллиарда человек страдают от лишнего веса. Один миллиард - от ожирения. Семь лет назад ООН отнесла глобальную эпидемию ожирения к главным факторам риска здоровью человечества. И дело не только в красоте и потенции. Два-три десятка лишних килограммов вдвое увеличивают риск смерти от болезней сердца; вдвое - от гипертонии и болезней сосудов; заметно сокращают продолжительность жизни; в сотни раз повышают риск заболеть диабетом 2-го типа; и в 1,74 раза увеличивают риск старческого слабоумия и болезни Альцгеймера в преклонном возрасте.

КТО ЗАКЛАДЫВАЕТ ЗА ОБЕ ЩЕКИ

По данным результатов опроса населения ВЦИОМ, проведенного в 153 городах и поселках России, 47% нашего населения не интересуются проблемой своего веса; 29% довольны своим весом, и только 23% следят за ним. Всего для 9% россиян проблема веса стоит остро.

Россия, и правда, здесь не лидирует и даже не входит в первую десятку. По данным Института питания РАМН, 18% нашего населения страдают ожирением и 40 - 50% имеют лишний вес. По сравнению со странами западного мира - ничто.

При среднем росте россиянина 176 см он должен весить 66 - 76 кг. Вес до 95 кг при том же росте считается избыточным, а свыше - ожирением.

Москва стоит особняком. Москвичи переедают наравне с французами (3654 килокалории в день при норме 2500), а Франция занимает четвертое место тематического рейтинга мира. На третьем - Греция с 3721 килокалорией на человека в день. На втором - Португалия (3741 ккал). Первое место у США - 3774 ккал.

Серьезные проблемы испытывают Англия, Испания, Канада, Австралия и страны Персидского залива. Во всем развитом мире проблем ожирения нет только в одной стране - Японии, где 15 и более процентов лишнего веса позволяют себе 2% населения. Это в 9 раз меньше, чем в России, и в 20 раз меньше, чем в Америке. Именно в США проблема по-настоящему серьезна. Двое из пяти американцев (40%) страдают ожирением, а каждый третий (30%) имеет лишний вес.

Американский департамент здравоохранения впервые подсчитал своих толстяков 27 лет назад. На тот момент 5% детей и 15% взрослых страдали от избыточного веса, угрожающего здоровью и жизни ожирения.

Тогда, в 1980 году, США признали ожирение национальной проблемой и первыми вложили деньги в ее изучение и решение. Недаром они первыми нашли ответ.

ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ

Сначала ученые пытались понять, чем худые отличаются от толстых. Почему одни люди, даже набрав вес, легко его сбрасывают? А другие не могут сбросить при всем желании? То есть сбросить могут с большим трудом, а удержать на контрольной точке не в состоянии. Всего 1% людей, пытавшихся снизить и удержать вес с помощью диеты, достигли результата.

Причина нашлась на наноуровне. У "тонких" людей клетки свободно впускают калории и так же свободно выпускают. У толстых клетки впускают калории и запирают внутри себя. Клеточные мембраны толстых назвали ригидными. Предполагается, что ригидность клеточных мембран вырабатывалась в процессе эволюции у племен, периодически голодавших. Сегодня ригидность клеточных мембран считается причиной не только ожирения, но и высокого уровня холестерина, артериальной гипертонии... Разгадать ее механизм ученые не смогли. Худые люди оставались худыми, а толстые - толстыми.

Тогда американцы взялись за нож. Особенно после 1994 года, когда были проведены первые операции по уменьшению желудка через проколы в брюшной полости, без разреза жировой ткани (лапароскопия). В 1998 году желудочное шунтирование сделали 12 тысяч американцев; в 2002 году - 70 тысяч; а в 2006 году - 171 тысяча жителей США.

К счастью, борьба с феноменом ожирения на хирургическом усечении желудка не прекратилась. Два года назад, на 14-м Европейском конгрессе по проблемам ожирения, были признаны эффективными для борьбы с лишним весом таблетки ксеникал. Однако ксеникал помогает временно. Он не изменяет настроек организма. Просто не дает кишечнику всасывать жир. После прекращения приема ксеникала вес человека снова увеличивается.

И вот наконец прорыв...

ПРОСПАВШИЙ ГЕН

Ген жировой ткани открыла группа ученых под руководством Джонатана Граффа из юго-западного медицинского центра Техасского университета. Точнее распознала. Ген был открыт 50 лет назад, просто люди не знали его назначения. Задача гена оказалась искомой - регулирование отложений жировой ткани. Ген снижает активность - человек толстеет. Ген набирает активность - жировая ткань сгорает без дополнительных физических нагрузок.

Группа Граффа опубликовала результаты исследований на мышах. Мыши с активным геном ели больше других, вели себя активно и оставались худыми. Мыши с пассивным геном толстели, мало двигались и часто болели сахарным диабетом.

Ген жировой ткани имеется у человека, млекопитающих и даже червей. Техасские эскулапы не только распознали его и научились включать и выключать, но смогли плавно регулировать в разных частях тела подопытных животных. Непостижимо, но факт: скоро мы будем изменять настройки своего организма и задавать нужные параметры.

Ученые из медицинского колледжа государственного университета штата Пенсильвания одновременно, однако несколько иначе решили проблему ожирения. Руководитель группы Кристофер Линч показал, что можно заставить подопытных животных худеть, разрушив в их крови один-единственный фермент. При разрушении этого фермента в крови повышается уровень важнейшей аминокислоты - лейцина.

Мыши в эксперименте Линча были заметно стройнее контрольной группы, хотя усиленно питались. Даже на жировой диете они показывали отличные показатели глюкозы и инсулина. Больше того, оказалось, что чем больше ели испытуемые животные, тем больше энергии они тратили на метаболизм.

По одной из легенд, первые лекарственные средства были рвотными. Их придумали медики по заказу персидских купцов. Развлечений во время морских торговых экспедиций было немного, и купцы предавались чревоугодию постоянно. Ограничением служил только размер желудка. А когда желудок наполнялся, в ход шла медицина. Раз - и можно ужинать по новой!