Умер Александр Рогожкин. Он снял «Особенности национальной охоты» и был самым народным режиссером 1990-х

В Санкт-Петербурге в возрасте 72 лет скончался Александр Рогожкин — наверное, самый народный режиссер 1990-х, в эпоху тотального упадка российского кино снявший фильм, по популярности не уступавший советским комедийным шедеврам («Особенности национальной охоты»), а затем более-менее в одиночку реанимировавший отечественные сериалы и создавший образец, по которому на телевидении до сих пор существует жанр ментовского детектива («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила»). Рогожкину хватало смелости уже в 90-х осмыслять происходящее на чеченской войне («Блокпост»), а его обращение к теме Великой Отечественной войны («Кукушка») сейчас наверняка смотрелось бы натуральной фрондой — любой идеологии режиссер предпочитал политику чувств. «Лента.ру» рассказывает о его карьере.

Путь Александра Рогожкина в кино не был простым. Он успел отучиться на искусствоведа в родном Ленинграде, год отслужил в специальных моторизованных частях милиции, еще два отработал декоратором на «Ленфильме». Затем провалил поступление на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, но попал во ВГИК — в мастерскую к живому классику советского кинематографа, режиссеру «Молодой гвардии» и «Тихого Дона» Сергею Герасимову. Когда Рогожкин закончил учебу, ему было уже за тридцать — и ни любимым студентом мастера, ни образцовым выпускником он не стал: его диплом «Рыжая... Рыжая» Герасимов и вовсе раскритиковал, не оставив от картины камня на камне. И Рогожкин вернулся в Ленинград.

Известность пришла к режиссеру только в 1990-м, с выходом на экраны «Караула». Причем сразу как скандальная (а какой еще эффект могла произвести в Советском Союзе эпохи распада картина, снятая по взбудоражившей страну трагедии Артура Сакалаускиса, призывника, который из-за дедовщины пошел на массовое убийство), так и респектабельная — «Караул» наградили призом им. Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве. Этими путями в исполнении Рогожкина были тотальный, нервирующий зрителя психологический перегруз — и камера, движения которой в сотрясаемом солдатскими разборками вагоне для зэков создавали удушающий клаустрофобный эффект.

Так Рогожкин на время стал одним из самых интересных имен в отечественном авторском кино, и если его радиоактивную притчу, исследовавшую тропы Чернобыля в советском подсознании («Третья планета»), не заметили из-за того, что ее выход пришелся на турбулентную осень 1991-го, то уже следующий фильм режиссера «Чекист» удостоился премьеры в Каннах. На самом престижном фестивале планеты этот сеанс бади-хоррора в застенках террора был освистан. Сейчас, впрочем, очевидно, что Рогожкин во многом опередил свое время, предугадав фестивальные тренды следующего десятилетия: рядом с фильмами Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке, Ульриха Зайдля «Чекист», провокационно избегавший психологизма и предпочитавший ему эротику смерти, смотрелся бы уместнее, чем в контексте перестроечного кино начала 90-х, когда он был заклеймен «чернухой».

О том, что он в состоянии снимать не только мрачное экзистенциальное кино о своем странном времени, Рогожкин заявил миру в 1995-м. И как! «Особенности национальной охоты» доказали, что полноценный народный хит может появиться даже в эпоху тотального раздрая национального кино. История выезда на охоту группы сильно пьющих представителей русского народа (плюс один невинный в плане беспробудного пьянства финн) стремительно стала VHS-блокбастером, взорвала рейтинги в телеэфире и впечатляющими гайдаевскими темпами разошлась на цитаты. «Водку?! Водку — буду». «Михалыч? А мы думали — медведь». «Корову на мясо, экипаж под арест». И так далее. Важнее, что «Особенности национальной охоты» как будто напомнили стране: учитывая все, что происходит вокруг, бухать — не просто не зазорно, но и вполне оправданно.

Сверхъестественный успех «Охоты» не мог не привести к идее взяться за сиквелы — и Рогожкин не подвел, в «Особенностях национальной рыбалки» и «Особенностях охоты в зимний период» отказавшись от лирических интенций оригинала и развернув с участием полюбившихся народу Михалыча, Кузьмича и компании натуральную алкобуффонаду, почти мультяшную по уровню пьянства и гэгов карикатуру на саму себя. Лично Рогожкин эти сиквелы не очень-то ценил: «Я нормально воспринимаю только первый фильм. А когда началось тиражирование, мне стало неинтересно», — делился он в интервью «Комсомольской правде». Не очень-то удалось и заработать: гонорар за «Особенности национальной охоты» был смешным. «Кончаловский сказал тогда, что если бы я снял такой фильм где-нибудь в Голливуде, мог бы всю оставшуюся жизнь спокойно жить на своей вилле, ни одной ноги не опуская с шезлонга», — сокрушался в то время Рогожкин.

Такая ситуация в индустрии заставила режиссера браться за несерьезные как будто для призера Берлинале и участника Канн заработки — например, работу в сериалах. Приход Рогожкина на телевидение, впрочем, оказался судьбоносным — причем не столько для самого режиссера, сколько для телевидения. Сняв первые несколько серий «Улиц разбитых фонарей», постановщик тем самым заложил фундамент для жанра ментовского сериала, который стоит на его находках и интонации по сей день. А когда «Улицы» — уже без его участия — стерлись до чистых клише, Рогожкин же показал, куда жанру идти дальше, в «Убойной силе», попутно превратив в общероссийскую звезду Константина Хабенского.

До того как закончились 90-е, режиссер успел напомнить о себе и в авторском кино: его «Блокпост» фиксировал нарывы чеченской войны в формате камерной драмы, от первого до последнего кадра выдерживающей сокрушительную интонацию без особых манипуляций со зрительскими чувствами. В 2002-м антивоенная линия в рогожкинской фильмографии продолжится и пытающейся разглядеть человека за идеологическим туманом Великой Отечественной «Кукушкой», а еще через несколько лет — эпическим в своих авиационных и мелодраматических перехлестах «Перегоном». Если первая вглядывалась в советского человека с той стороны фронта, то второй смотрит на чувственный русский мир уже глазами союзников-американцев.

В сущности, нет ничего удивительного в том, что Рогожкин, всю карьеру и в каждой работе искавший нестандартный, неочевидный ракурс авторского взгляда — на войну и на страну, на комедию и на детектив, на кадр и на человека, — в 2010-х предпочел перестать снимать, чем подвергать свое видение стандартизации. «Здоровья на борьбу с непрофессионализмом уже не хватает», — признавался он. Что ж, тот факт, что современная Россия осталась не запечатлена режиссером, возможно, лучше других сумевшим показать как будто более сложное и смутное время, уже многое говорит о качестве эпохи, в которую мы живем.

Денис Рузаев

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.