знаменитые женщины


Сезария Эвора

Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в Минделу (Острова Зеленого Мыса, ныне Республика Кабо Верде).

С 17 лет Сезария начала выступать в барах Минделу, исполняя исключительно mornas – песни традиционного для Островов Зеленого Мыса жанра, испытавшего влияние как португальской музыки, так и ритмов близлежащей Африки, а также музыкальной традиции крупнейшей в мире португалоязычной страны – Бразилии.

В 1975 году на архипелаге, после долгой борьбы за независимость от Португалии, случился политический переворот. Из-за тяжелого экономического положения Сезария вынуждена была уйти со сцены. Певица прекратила выступления на десять лет.


Ванга. Невидимый мир

Пожалуй, в мире не так много людей, кто не слышал бы о великой болгарской ясновидящей Ванге. Ее жизнь загадочна и удивительна. Вплоть до ощущения чуда. Вангелия в переводе с греческого означает "носительница благой вести". Говорили, что само лицо слепой предсказательницы излучало свет.

Детство и юность Ванги были полны тяжелейших лишений, страданий и испытаний. Родилась она слабенькой. Новорожденную завернули в полушубок и положили к печке. Два месяца ей даже не давали имени — настолько некрепка была вера родителей в то, что младенец выживет. Она выжила. И стала хорошенькой девочкой — русоволосой и светлоглазой

Вангелии было всего три годика, когда умерла ее мать. Отец воевал в армии Болгарии, и девочка росла под присмотром соседок. Потом отец вернулся и вновь женился. Жизнь была сложна, но другой девочка не знала. Она была шустрой, активной и изобретательной. Больше всего любила играть в "лечение", назначая друзьям всякие целебные травы. А вот другая ее игра вызывала у отца недовольство. Девочка клала на улице или в доме какой-нибудь предмет, после чего начинала искать его с закрытыми глазами. Может, она предчувствовала свою судьбу?


Клавдия Шульженко. "Три вальса" под рояль Шостаковича

В начале восьмидесятых в парке на улице Усиевича, что неподалеку от станции метро «Аэропорт», часто прогуливалась пожилая женщина. Иногда компанию ей составляли соседки. И тогда она говорила: «Я слышу, как у меня на балконе шелестят листья. Почему они шелестят? Ведь там нет деревьев». Спутницы лишь пожимали плечами. Никто не знал ответа. А к незнакомым прохожим женщина обратиться не могла. Вдруг они узнают в бедной седой старушке знаменитую Клавдию Шульженко?

Интересно, что в начале XX-го века положение эстрадного артиста, как и всей эстрады в целом, было весьма незавидным. В те годы эстрадное искусство приравнивалось к цирковому, сугубо развлекательному жанру, от которого ждать чего-либо серьезного было просто неуместно. Эстрадные артисты выступали в пивных, естественно приспосабливаясь к вкусам пирующих. Даже в официальных документах значилось: «Пивная эстрада».

Конечно, она никак не вязалась с принципами советского искусства, и, разумеется, против подобных «концертов» не раз выступала общественность. Но, как писалось в журнале «Цирк и эстрада» (1928 г.), «прекращение работы эстрадников в пивных вызвало бы большую безработицу, и Центропосредрабис, как орган, распределяющий работу, считает эту меру преждевременной».


Волконская Мария Николаевна

В октябре 1824 года А. С. Пушкин получил письмо от своего давнего знакомца по Киеву и Одессе – Сергея Григорьевича Волконского. «Имев опыты вашей ко мне дружбы, – писал Волконский, – и уверен будучи, что всякое доброе о мне известие будет вам приятным, уведомляю вас о помолвке моей с Марией Николаевною Раевскою – не буду вам говорить о моем счастии, будущая моя жена вам известна».

Мария Волконская и Пушкин – особая тема, породившая устойчивую версию о том, что Мария Николаевна была большой «потаенной» любовью великого поэта… На закате своей жизни Волконская, умудренная суровым опытом, вспоминая Пушкина, как-то обронила: «В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию все, что видел». Может быть, княгиня была права?

Ее свадьба состоялась 11 января 1825 года. Невесте не было еще и двадцати, жениху исполнилось тридцать семь. Слывший в молодости красавцем и повесой, он в то время, по воспоминаниям современников, уже «зубы носил накладные при одном натуральном переднем верхнем зубе». В своих «Записках» Волконский вспоминал: «Давно влюбленный в нее, я наконец решился просить ее руки». Мария Николаевна ничего не знала о его колебаниях, как, впрочем, почти не знала и своего жениха. Покорно, по воле отца, она вышла за весьма знатного и богатого князя. Участник значительных сражений, имевший множество орденов и медалей, он уже в двадцать четыре года получил чин генерал-майора за боевые отличия. Портрет Волконского был написан для Военной галереи Зимнего дворца (после восстания, по распоряжению Николая I, его изъяли). «Мои родители думали, что обеспечили мне блестящую, по мнению света, будущность», – писала Мария Николаевна в конце жизни...