Фаина Раневская. Мудрость глупой жизни

"У меня хватило ума глупо прожить жизнь", – как-то записала она. Гениально сказано, согласитесь!
У меня хватило ума глупо прожить жизнь, – как-то записала она. Гениально сказано, согласитесь!

Фаина Раневская…. Популярная и одинокая, добрая и ехидная, мудрая и инфантильная. Она не могла похвастаться большим количеством крупных ролей в кино и театре, тем не менее ее популярность была воистину всенародной. А высказывания стали афоризмами…

Детство

Фаина родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Отец Гирши Фельдман был "владельцем заводов, газет, пароходов". В его собственности находилась фабрика сухих красок, несколько домов, магазин и пароход. Мама Милка Рафаиловна родила четырех детей – двух мальчиков и двух девочек. Правда, младший брат умер, когда маленькой Фаине было 5 лет.

Но девочку не ждала участь маленькой принцессы. Несмотря на любовь в семье, она отличалась повышенной ранимостью, да еще и слегка заикалась. Кто же знал тогда, что из застенчивой девочки вырастет прямолинейная острословка, чьи слова могли смешить и ранить…

Отношения со сверстниками, как и с учебой, у нее не складывались. Она даже попросила родителей забрать ее из Мариинской женской гимназии. Писала с ошибками, арифметика вызывала у нее ужас.

"Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег"… - признавалась впоследствии Раневская. Отношения с деньгами у нее, и правда, будут непростыми — в особом смысле этого слова…

Через много лет о доброте и щедрости Раневской будут говорить все кому не лень. Фаина Георгиевна будет раздавать деньги направо и налево, ее должниками станут все актеры (Раневская и не вспоминала об одолженных суммах). Ее обкрадывали домработницы, а она раздаривала всем подарки, не зная порой, где взять деньги самой. Она вообще жила очень скромно, и всю жизнь спала на узенькой тахте. "Мне непонятно всегда было: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства", — говорила она.

Фамилия

Домашнее обучение - музыка, пение, иностранные языки - доставляло Фаине удовольствие, да и книги читались с радостью. А уж кино! В двенадцать лет она попала в кинотеатр на фильм "Ромео и Джульетта", где, по ее же словам, будущая актриса впала в настоящий экстаз. А чуть позже ее повели на спектакль в городской театр, что и вовсе произвело на нее неизгладимое впечатление.

Но некий перелом в жизни юной Фаины случился в 1913 году, когда она попала в Московский Художественный театр на "Вишневый сад". Вскоре после этого к ней приклеится фамилия Раневская. Однажды по дороге домой у девушки из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер. "Как красиво они летят!"- восхищенно заметила Фаина. Именно тогда ее спутник сравнил ее с Раневской.

Театр

"Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия", - скажет Раневская уже в немолодом возрасте. Парадоксальный вывод? На самом деле, желание стать актрисой тогда, в юности, было в ней так сильно, что даже привело к разрыву с семьей. Отец снисходительно смотрел на занятия дочери в частной театральной студии, но желание стать профессиональной актрисой выбило почву у него из-под ног и вызвало жуткий скандал в семье.

Фаина плюнула на все и уехала в Москву. Спустя два года, в 1917-м, ее семья вообще исчезнет из России — Фельдманы решили эмигрировать. Нить оборвалась….

В столице девушку, как водится, ждало много трудностей, но в результате долгих перипетий ей удалось устроиться в Малаховский летний театр…в массовку. Впрочем, она все равно было счастлива. Отыграв сезон, ударилась в скитания по провинциальным театрам. Чеховское "В Москву, В Москву" сбылось в 1930 году. Актриса смогла взять режиссера Камерного театра Александра Таирова своей настойчивостью. Дебютировала в спектакле "Патетическая соната".

Затем были спектакли в Центральном театре Красной Армии, а в 1939 году на горизонте замаячила, казалось бы, истинная удача - ее пригласили в Малый. "Красноармейцы" отпускать не хотели, ушла со скандалом...

Потом Театр Драмы и Театр им. Моссовета, театр Пушкина… У Раневской практически не было центральных ролей, но свои небольшие роли она умудрялась сыграть так необыкновенно, что затмевала других исполнителей. Многим, в том числе и режиссерам, это не нравилось…

Кино

В кино она дебютировала в 1934 году, в роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма "Пышка". Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от этого фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. Показанный позже во Франции, фильм пользовался огромным успехом.

Истинный комический талант актрисы раскрылся в картине "Подкидыш". Фраза "Муля, не нервируй меня!" стала классикой. Эту фразу Раневской так часто кричали вслед, что она возненавидела свою роль в "Подкидыше". Даже Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, скорчил рожу и пропищал: "Муля, не нервируй меня!". Реакция актрисы была, мягко говоря, прохладной.

Запоминающейся стала и роль мамаши в фильме "Свадьба". Эта комедия на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов. До сих пор в народе живет фраза Фаины Раневской: "Хочут свою образованность показать"...

А вот роль Мачехи в "Золушке" оказалась крупной. Это был яркий, гротескный образ, к тому же, несмотря на средневековые одежды, вполне современный. Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей актрисы. Этот сугубо отрицательный персонаж сказки вызывал у зрителей настоящий восторг!

Потом была роль бабушки в фильме "Слон и веревочка", а в 1949 году Раневская снялась в драме "У них есть Родина" по пьесе Сергея Михалкова. Кинолента рассказывала о том, как советские разведчики, разыскав на территории Западной Германии сиротский приют с советскими детьми, добиваются возвращения детей на родину. Фаина Георгиевна сыграла в этом фильме отвратительную фрау Вурст, постоянно накачивающую себя пивом. Позже актриса грустно поинтересуется, знал ли Михалков, что всех детей, которые после этого фильма добились возвращения на Родину, прямым ходом отправляли в лагеря и колонии?

Раневская не ладила с режимом, но не ладила изящно. Когда ей предложили сотрудничать с КГБ, Фаина Георгиевна заявила, что давно ждала этого момента и лично готова разоблачать происки врагов. Только вот живет она в коммуналке и разговаривает во сне. А это, дескать, чревато громким озвучиванием фамилией, имен, явок и паролей. Ведь под дверью постоянно дежурят соседи… В итоге Раневская и квартиру отдельную получила, и от сотрудничества с КГБ отказалась.

Любовь

Первая любовь Фаины была не слишком-то удачной. В девятнадцать лет в труппе одного из провинциальных театров ее угораздило влюбиться в первого героя-любовника. Красавец и... чудовище, как воспринимала себя тогда Раневская. Она ходила за ним по пятам, была его тенью. Как-то он напросился к ней в гости. Счастливая возлюбленная накупила вина и еды, нарядилась, накрасилась... Ближе к ночи он заявился с какой-то девицей и попросил хозяйку дома… чуток погулять… "Это была моя первая и последняя любовь", - скажет потом Раневская.

Так ли это? Замужем она никогда не была. Но слухи о ее личной жизни ходили постоянно. То говорили о влюбленности актрисы в маршала Федора Толбухина, то намекали на ее слабость к женскому полу. В связи с этим упоминались Анна Ахматова и Павла Вульф.

"Все, кто меня любил, — скажет Раневская однажды, — не нравились мне. А кого я любила — не любили меня. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной…"

Все беременности она обрывала абортами. Возможно, в чем-то она и сама была ребенком. Впрочем, было у нее дите по имени Мальчик — дворняжка, подобранная на улице. Однажды Фаина Георгиевна даже отказалась ложиться в больницу, потому что боялась, что Мальчику без нее будет плохо.

Старость

О своих ощущениях в этом возрасте Фаина Раневская, пожалуй, все сказала сама: "Паспорт человека - это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть 18 лет. А паспорт лишь напоминает, что ты не можешь жить как 18-летний человек... В августе мне исполняется 75 лет. Это моя большая личная неприятность". "Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы".

За год до своей смерти актриса отказалась играть на сцене. Ей было 87 лет.

Напоследок

Раневская была очень доброй. Отдавая последнее, она делала это легко и просто. "Самое главное я знаю - надо отдавать, а не хватать".

Она была очень ранимой и неуверенной, и характер у нее был тяжелейший. Нетерпимoсть, несдержанность, обидные слова, сорвавшееся сгоряча, вспыльчивость. Впрочем, большинство ее вспышек заканчивались огромным раскаянием и налаживанием отношений с обиженными.

А в сaмыe тяжелыe минyты жизни она мужественно прятала свои горести и печали зa усмешкой и шуткoй. "Всегда быть в маске судьба моя" - она не изменила себе в этом до кoнца своих дней.

"У меня хватило ума глупо прожить жизнь", – как-то записала она. Гениально сказано, согласитесь!

Екатерина Щеглова


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: