Екатерина Семенова

Знаменитые женщины
Знаменитые женщины

Семенова Екатерина Семеновна - знаменитая актриса (1786 - 1849), дочь крепостной девушки помещика Путяты и учителя кадетского корпуса Жданова, поместившего ее в театральное училище. Она была необыкновенно красива; черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по словам современника, напоминал древние камеи. Черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по словам современника, напоминал древние камеи. Гибкий контральтовый голос ее поддавался самым разнообразным модуляциям.

Еще больше способствовали ее успеху сила чувства и искреннее увлечение. Семенова появилась на рубеже двух течений нашей драматической литературы, когда рабская подражательность французским трагедиям стала отживать, а романтическая драма только начинала нарождаться.

Переходной ступенью этих двух течений были трагедии Озерова. Семенова (с актерами Шушериным и Яковлевым) была соратницей Озерова в первых завоеваниях нового направления. Первым большим успехом и писателя, и артистки было первое представление трагедии Озерова: "Эдип в Афинах" (1804).

С.Т. Аксаков рассказывает, что во время представления "Эдипа", когда у Семеновой-Антигоны насильно уводили отца, артистка до того увлеклась, что вырвалась из рук удерживавших ее воинов и убежала за отцом за кулисы, чего в роли не было, и пришлось бежать за ней, чтобы вернуть ее на сцену.

Образование Семеновой, не только общее, но и сценическое, было очень поверхностное, вследствие чего она разработку ролей заимствовала у других. Сперва Семенова разучивала роли под руководством начальника репертуара, князя Шаховского, потом, заподозрив его в пристрастии к Вальберховой, стала учить роли, пользуясь советами горячо ей преданного поэта Гнедича, наконец, она много присматривалась к приемам гостившей тогда в Петербурге известной французской актрисы Жорж.

Но силу ей давал все же собственный талант. Петербургская публика разделилась на поклонников Жорж и Семеновой - наиболее компетентные ценители отдавали пальму первенства Семеновой. Сама Жорж жаловалась, что, при всей своей технике, она часто чувствует недостаток темперамента, всегда блещущего у Семеновой.

Лучшие роли Семеновой были в пьесах Эдип, Фингаль, Дмитрий Донской, Поликсена, Танкред, Меропа, Медея, Семирамида, Федра. Она играла и в шекспировских трагедиях, а также в шиллеровской "Марии Стюарт".

Успех и поклонники избаловали Семенову: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем Иваном Алексеевичем Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высоким положением, как на службе, так и в литературных кружках.

По назначении директором театров князя Тюфякина Семенова не вынесла его грубости и резкости и покинула службу(1820, но она не могла жить без сцены, участвовала в любительских спектаклях и через два года, когда место Тюфякина занял Майков, снова выступила на сцене.

В 1826 г. Семенова окончательно простилась с публикой в трагедии Крюковского: "Пожарский". Появление нового рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры Семеновой. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно.

Переехав в Москву, Семенова согласилась обвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники Семеновой: Пушкин, Аксаков, Надеждин, Погодин. В 1832 г. умер князь Гагарин. Последние годы жизни Семеновой были омрачены семейными неприятностями.

В. Крылов. "Исторический Вестник", 1886, сентябрь
На правах рекламы


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Loading...

Вам будет интересно: