О ПОЭЗИИ А. ЧАЯНОВА. К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Многообразие талантов Александра Чаянова заставляет вспомнить одарённость творцов Ренессанса
Многообразие талантов Александра Чаянова заставляет вспомнить одарённость творцов Ренессанса

Многообразие талантов Александра Чаянова заставляет вспомнить одарённость творцов Ренессанса; но если научные труды обеспечили ему незыблемое место в пантеоне зиждителей человеческой мысли, если многообразие общественно-экономических интересов позволило ему создать новую дисциплину: крестьяноведение, то поэтические его произведения, в основном, оставались за бортом внимания читающей публики.

Немудрено – сборник «Лёлина книжка» был издан тиражом 20 штук: для домашнего, так сказать, обихода.

Между тем, стихотворения А. Чаянова говорят о нём, как о своеобразном и вполне самостоятельном поэте, тонко и точно фиксируя и его гуманитарные пристрастия, и создавая портрет души автора.

Оригинальная мистическая пропитка стихотворений сочетается с нежной, как первый снег, любовной линией, мешая конкретное, земное – и фантасмагорическое, порою тёмное:

«Костер. А вечером – ракеты, Рассказы страшные, сонеты…».

Костёр, рыжея лисьим хвостом, вырывается из обыкновенной реальности, языками своими уподобляясь фантастическим ракетам, сулящим звёздные брызги стихов.

Чаянов нежным касанием, почти пианистическим туше обозначает бытовые линии жизни, их благообразие, нужность, привычно незамечаемую гармонию; он соплетает в пределах одного стихотворения и скромно-общечеловеческое и запредельное, изящно играя рифмой.

Учёный, глубоко погрузившийся в мир экономических и социальных интенций, он видит гармонию бытия, и, ощущая её необходимой составляющей оного, даёт образы пластичные и яркие, где цветовые сочетания играют не малую роль:

«Они встречались в этом парке, Читали Гёте и потом Мечтали шепотом о том, Как хорошо в полудень яркий Сбирать за речкою цветы Ромашку, кашку… В именины Плести для тетушки Арины Венок куриной слепоты. И эти золотые дни Такими длинными казались. И раз, задумавшись, – они Случайно вдруг поцеловались».

Светлые образы античности часто попадают в фокус поэтического интереса Чаянова, лишний раз подчёркивая глубину эрудиции и многополюсное мировосприятие учёного и поэта; вместе с тем ему доступна и песенка – лёгкая, как пузырящееся шампанское:

«Рыдают скрипки И с ними я, Твои улыбки Не для меня».

Стихи учёного, сделавшего столь многое, своеобразная сумма сумм: квинтэссенция его мирочувствования и отношения к жизни, и, думается, хорошо было бы, если кто-нибудь из современной издателей задумался о переиздание, но…

В социуме, где поэзия даже не на обочине жизни, а уже за нею, об этом остаётся только мечтать.



Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: