К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОСТИ

Рассказы
Рассказы

ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ ТУТ ЗАТИШЬЕ

По понедельникам тут затишье… Редкие отсеки, называемые торговцами – магазины, открыты, но продавцы скучают в основном под сенью планшетов, с которых глядят серебряные кругляши: ярмарка увлечений.

Есть отсеки торгующие антиквариатом, и смутное золото икон мерцает из-под стёкол, а крутобокие самовары соседствуют с бутылями девятнадцатого века – из тяжёлого, мутного стекла.

В иных планшетах можно увидеть пуговицы – блестящие, красивые – с мундиров разных ведомств всё того же девятнадцатого века; а оживление на ярмарке увлечений начинается со вторника, плавно набирает силу к четвергу, и достигает пика в пятницу и субботу, когда функционирует ещё клуб нумизматов.

Старожилы – пузатые или тощие старики, краснолицые, денежно-уверенные, бородавчатые, одышливые вспоминают советские клубы, качают головами, вздыхают.

- Да, в Союзе две проблемы было – найти монету и достать деньги на неё, а теперь – бери, не хочу, лишь бы деньги были.

Гуд пластается над столами, гул плывёт, голоса перебивают друг друга; многие приходят сюда не ради торговли, или пополнения и так весьма объёмных коллекций, а просто – поболтать, провести время.

- Хе, озверел ангальтский талерок за шесть! Он двенадцать стоит, как минимум!

- Вася, Сан-Марино двадцатых годов нужно?

- Покажи, что там у тебя?

И так далее – пластаются голоса, мерцает серебро, монеты переходят из рук в руки…

Интереснее магазины-отсеки – тот, например, целиком посвящённый антике, или вот этот, где редко бывает Серёга, довольствовавшийся тем, что написал на картонке свой телефон и укрепил на двери; а когда бывает – сидит в тесном закутке под планшетами с юбилейными серебряными монетами бывших соцстран.

О! они роскошны! Как выразительно сделаны штемпеля! Как горят, исполненные в пруфе экземпляры! Сколько воспоминаний и ассоциаций у людей в возрасте.

- Помню, в восьмидесятом в Софии мне отец пару пятилевиков купил, а почём – как ни тщусь, не вспомнить уже…

- Я только национальными каталогами пользуюсь, - говорит Серёга, доставая синенькие книжицы.

- А что – Краузе уже не устраивает?

- Не-а, эти точнее…

Пробегает некто мимо, заглядывает, бежит дальше.

Скучая, тётя глядит в телевизор: едва ли сама увлечена собирательством: просто работа.

Шкафы громоздятся у неё за спиной, и набиты они тяжеленными альбомами, а под стеклом прилавков – всё больше мелочь.

Раньше стояли ещё большие пластмассовые лохани, набитые мелочью всего мира, да убрали их – нельзя же без изменений.

- А занятно было копаться – детство вспоминаешь, толкучку, чёрный рынок, то бишь, в Сокольниках.

- Ага.

Двое пожилых покидают территорию ярмарки, разматывая привлекательный лабиринт. Тут завод некогда помещался: красные, старые корпуса чуть не дореволюционной постройки…

Медленно зреет крутым плодом суббота, скатывается к ногам воскресенья – оно задумчиво будет, плавно, без оживления, и – грядёт понедельник.

А по понедельникам тут затишье.

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОСТИ

- ...нашей с вами современности, да…

- Простите, а что считать современностью?

Голос с галёрки, из дальнего отсека аудитории – в основном молодой, не любящей тему абсурда, и вот такой вопрос задан сивобородому, пожилого, уставшему от говорильни докладчику.

Он смотрит из-под очков, видя невидимое: покачивание чёрного сосуда из какого изливаются в реальность токи абсурда, он смотрит и…

- А вам непонятно?

- Не в том смысле, что непонятно, - и голос, кажется, существует без физического тела, испускающего его, - а просто разная очень современность – у тех, у этих. Веер такой… Веера павлиньих хвостов, дававшие иллюзию ромейцам: хвостов, символизировавших царствие небесное.

- Я не узор веера! – вдруг кричит докладчик. – Я ходил беломраморными лестницами Византии, о которых вы и не подозреваете! Я добывал пласты земного мяса – мрамора – в Тоскане, и видел Микеланджело за работой.

Маленький человек, превращённый в гиганта собственным гением, иссекает из глубин глыб сокровища.

Паучок, ставший в другом воплощении докладчиком, точно глядит из угла, из серого сердца искусно сплетённой паутины.

- Я улетаю от вас! – глаголит странный человек на кафедре, оказавшийся в современности ненароком, и – действительно улетает – на волшебных грифах Гофмана, или абсурдных фразах Кафки…

…не было ничего – доклада, аудитории, метафизических учений, эзотерических тайн…

Не было ничего – кроме молекул, космоса, Большого взрыва, чьи линии прозрел бельгийский священник-иезуит, герой Первой мировой…

Было всё – все вопросы, дворцы и музеи, битвы и крипты, критский лабиринт, отражавший лабиринт Египта, коацерват, мерцавший под фиолетовым солнцем, ликвор, вливаемый в спинномозговые сосуды посредством глобального эксперимента; было всё – и есть – глобальный детский сад человечества, медленно растущего под надзором невидимых воспитателей.

Александр Балтин


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: