Алла Баянова

Знаменитые женщины
Знаменитые женщины

ПАМЯТИ АЛЛЫ БАЯНОВОЙ

Стержневая суть его блеснёт, Радостью наполнит ваши вены Или грустью сердце обожжёт… О, своеобычие певицы, Сад романсов разбивавшей нам. В сад войди – и позабудь границы Зла, что не угодны небесам… Александр Балтин

Алла Николаевна Баянова (Левицкая) родилась 18 мая 1914 года в Кишиневе в артистической семье. Отец вернулся с войны в 1918 году, когда Бессарабия отошла к Румынии, и перевез семью в Париж.

Отец Аллы, Николай Леонардович Баянов, был оперным певцом. Он учился в Риме еще у знаменитого Котони. Получив музыкальное образование, он вернулся на родину: выступал на оперной сцене Одессы, Киева, Кишинева. У него был великолепный баритональный бас.

Приблизительно в 1921-22 годах Николай Левицкий-Баянов уехал в Италию, а оттуда в Париж, где расстался с оперным творчеством и перешел на эстраду. Его выступление услышал Никита Балиев и пригласил работать в свой театр «Летучая мышь» - у Балиева оперный певец проработал несколько лет. Театр этот гастролировал в Париже, Берлине и Лондоне. Алла в это время училась в Париже во французской школе, а параллельно занималась в «четверговой» гимназии для детей русских эмигрантов, где закрепила свой русский язык.

Когда дочь подросла, а ее отцу надоело разъезжать по гастролям, он ушел от Балиева, подписав контракт с владельцем шикарного кавказского ресторана-бара «Казбек», который как раз открывался. Музыкальная программа в «Казбеке» включала самых известных певцов и танцоров того времени.

Отец Аллы был богатырского телосложения и великолепно гримировался. В своем номере он выступал в роли Кудеяра - слепым старцем в рубище. Еще ему нужен был поводырь. Пока ему искали мальчонку, девятилетняя Алла вызвалась его изобразить. Так как этого Кудеяра приходилось девочке видеть бесчисленное множество раз на сцене еще у Балиева, то Алла сразу вошла в роль. Николай Баянов в одной руке держал посох, которым постукивал по блестящему полу, а другая его громадная лапа лежала на худеньком плече Аллы. Контраст был потрясающий: седой, как лунь слепой богатырь и худенький бледный заморыш, ведущий слепца и позвякивающий медяками в тарелочке.

При мертвой тишине они прошли весь зал к оркестру. Там Алла помогла старику сесть на пень и, умостившись у его ног, стала слушать. Отец ее весь перевоплотился в кающегося разбойника и душегуба, когда он, широко раскинув руки, передавал миру свое желание «богу и людям служить».

Его голова поникла на руки... В оркестре начался перезвон... Николай Баянов должен был перейти на «Вечерний звон»... Но Алла, опередив его, вдруг тихонько запела: «Вечерний звон, вечерний звон...» Отец тут же подхватил и стал также тихонько вторить. С ее помощью он с трудом, по-стариковски встал, и они, продолжая петь, направились к выходу.

Что тут началось! Все ринулись к ним, утирая глаза, тискали Аллу и целовали, мужчины пожимали руки Николаю и обнимали его. Владелец «Казбека» заявил, что никакого другого поводыря он не хочет, а только Аллу, что он будет платить за их выступление, сколько они скажут, и что вообще Алла – «чудо-дитя» и что-то невиданное. Так началась ее артистическая деятельность. Мама Аллы, балерина кордебалета, боролась, возмущалась, не хотела пускать дочь петь, но заманчивые предложения делали свое дело.

Однажды пришел послушать «чудо-дитя» сам Вертинский. Он окрестил ее Аделаидой, сравнивая с «Хор-птицей» и в течение нескольких дней переманил девушку в Большой московский Эрмитаж, где он выступал. В вечер ее дебюта Вертинский преподнес будущей звезде большой букет пунцовых роз. Они очень подружились, и только для Аллы пел он песенку, сочиненную им о своей собаке Люсе. Часто он приглашал ее потанцевать в том же Эрмитаже. Вертинский ждал Аллу с мамой за столиком, за которым на одном стуле сидел сам, а на другом - Люся, белый бульдог с черным моноклем.

С выступлениями в ресторане «Эрмитаж» пришла первая известность... Но семья переехала в Белград, где 15-летняя Баянова работала в самых престижных ресторанах, гастролировала в Германии. И опять - сначала в Афины, через 2 года - в Бейрут, потом в Палестину, Александрию, Каир.

В Бейруте Алла Баянова познакомилась с Петром и Зинаидой Лещенко, и, несмотря на выгодный контракт, предложенный ей в Ницце, перебралась в Бухарест. Здесь Петр Лещенко помог 17-летней певице устроиться в «Павильон-Рюсс», где она пела французские песенки, цыганские («Прощай, мой табор», «Девонька», «Два сердца» и др.), также в дуэтах с отцом.

Кроме того, Алла выступала в баре «Лещенко» солисткой небольшого цыганского хора. Оркестром руководил композитор и музыкант Жорж Ипсиланти, вскоре ставший мужем Аллы Баяновой. Его прекрасные лирические танго напеты Баяновой в середине 30-х годов на пластинки «Columbia» и «His Master's Voice». Однако, к концу 1930 годов Баянова рассталась с мужем и самостоятельно записалась на польской фирме «Syrena-Electro».

В 1940 году Николай Баянов был уже болен и перестал петь, а Алла в это время выступала в румынском театре «Альгамера». В одно утро к ним домой пришли румынские спецслужбы, перерыли весь дом и забрали ее за «исполнение русских песен». Вечером под конвоем Аллу отправили далеко от Бухареста, как сторонницу и агитатора Советского Союза. Там промучили целый год.

Объявление войны застало певицу еще в лагере. Выпустили Аллу только в 1942 году, но из-за фамилии второго мужа - помещика - она опять не могла выступать, и они жили, как могли.

Лишь в конце 1950 годов Алла Баянова устроилась в бар «Можарден», где пела вторая жена Петра Лещенко, Вера Белоусова (сам певец к тому времени был уже арестован). В 1950 - 1960 годах певица записала 8 лонгплэев.

Режим Чаушеску вдобавок к политцензуре в стране ввел еще и националистическую. Опять оставшись без работы, Баянова задумывается о переезде в СССР. Но в Советский Союз она попала очень поздно, и всего лишь на три недели, совершив в 1976 году в составе румынского эстрадного ансамбля гастрольную поездку по городам Украины.

После первого посещения СССР Алла Баянова приезжала еще несколько раз. В 1984 году она отдыхала в нашей стране, находясь в Москве, в Риге и в Ленинграде. В Ригу она приехала на юбилей хорошо знакомого ей с давних пор Константина Тарасовича Сокольского. На этом юбилее она исполнила несколько песен, аккомпанируя себе на рояле. Здесь же она познакомилась с сыном Оскара Строка - ведь с самим Оскаром она была знакома еще в тридцатые годы в Бухаресте...

В 1986 году Баянова снова в Москве. На этот раз она напела там две пластинки... В 1988 году Алла Николаевна переехала в Россию и поселилась в Москве, где обрела, наконец, Родину, своего слушателя и заслуженное признание. Своеобразие трактовки, тончайшие полутона, артистизм, музыкальность и европейская культура определили особое место певицы на современной российской эстраде.

Личная жизнь певицы

Алла Баянова впервые влюбилась в 14 лет. К тому времени она уже год работала в Эрмитаже и считалась вполне профессиональной певицей. Звали его Андрей, по титулу он был ни больше, ни меньше, чем князь. Андрей тоже был к ней неравнодушен и как-то раз попросил руки Аллы у родителей.

Свадьбу было решено справить ровно через три года, когда Алле исполнится 17 лет. Жених готов был ждать хоть целую вечность. Но княгиней Алле Баяновой стать было не суждено: как-то Андрей отправился в деловую поездку, обещал вернуться с подарками, но разбился в автокатастрофе.

Работа помогла певице забыться. Алла выступала с гастролями по всей Европе, переезжала из отеля в отель. Когда она давала представление в Бейруте, у нее появился необычный поклонник - настоящий шейх... Он не пропускал ни одного ее выступления, постоянно приглашал на ужин и даже сделал предложение. Мама Аллы, узнав обо всем, запретила дочери с ним общаться.

После шейха Алла снова влюбилась, и снова, как говорили ее родители, «не в того человека» - в пианиста Жоржа Ипсиланти. Мама была категорически против этих отношений, поэтому Алла, узнав, что беременна, срочно сделала аборт.

Вот как вспоминает эти отношения сама певица: «Я действительно думала, что по-настоящему люблю Жоржа, поэтому, ослушавшись родителей, обвенчалась с ним. Но... однажды в ресторане, где мы выступали, ко мне подошел бизнесмен Сергей Виноградов. Он громко, на весь зал прокричал: «Сегодня я буду играть в покер на счастье этой красавицы!» Я пошла посмотреть на это представление. Он играл и поглядывал на меня. У меня мурашки побежали по телу, я почувствовала, что неравнодушна к нему. В эту же ночь я изменила мужу с почти незнакомым человеком, который был старше меня на 20 лет и к тому же женат. Утром я обо всем рассказала Жоржу - он собрал вещи и ушел. Наша же внезапно разгоревшаяся взаимная страсть с Сергеем вскоре угасла: он, как это делает большинство мужчин, немного погулял на стороне и вернулся к жене».

В 1940-м Баяновы осели в Румынии. В то время там была диктатура Антонеску. Алла продолжала выступать с гастролями, поступила на работу в румынский театр «Альгамера», где пела свои любимые русские песни. За репертуар-то ее и наказали. Однажды к дому Баяновых подъехал «черный воронок». Сотрудники секуритате устроили семье допрос, обыскали дом, а Аллу забрали за «агитационную деятельность в пользу Советского Союза».

Выпустили ее из лагеря только через полтора года, обязав каждый день отмечаться, что она не покинула Бухарест. И вот однажды, когда она пришла в жандармерию, ее начальник, похожий на жабу, зазвал девушку к себе в кабинет и сказал, что может помочь, если она будет с ним ласковой. Алла ответила, что «без любви не может». Он очень долго смеялся над ее словами и дал ей время подумать.

Вышла Алла из жандармерии в слезах, шла по улице и рыдала. И вдруг ее чуть не переехала машина. Остановилась. Жутко бранясь, из нее вышел молодой человек. Когда увидел рыдающую девушку, положил руку на плечо и спросил: «Кто вас обидел?» Он посадил Аллу в машину и довез до дома. Зашел в гости, познакомился с ее родителями, предложил им: «Пусть ваша дочь переедет в мое имение». Так Алла Баянова стала барыней: ее второй муж, Стефан Шендри, был из очень знатного и богатого рода. И хотя имение его было совершенно заброшенное, певица его поставила на ноги: 500 овец, 12 коров, лошади, 400 га земли, 500 га леса - все это было под ее началом.

Со вторым мужем они поначалу жили душа в душу, Штефан ее очень любил, заботился. Но однажды Алла узнала, что он ей изменяет. Поначалу певица переживала, рыдала ночами в подушку. Но потом поняла, что, если бы ее муж не был так хорош, на него бы не смотрели другие женщины, а, значит, он был бы обычным невзрачным человеком. А так он пользуется популярностью, его хотят женщины, но все они просто его любовницы, а она - жена.

Когда в Румынии окончательно установился социализм, ее мужа обвинили во всех смертных грехах. Пытались арестовать, но они сбежали - скитались по подвалам, чердакам Бухареста. В городе у них почти никого не осталось - всех друзей и знакомых отправили в лагеря. Алле удалось устроиться на работу в ресторан. Там к ней относились ужасно: под угрозой увольнения заставили выступать, когда ее мать умирала в госпитале.

Штефана все-таки поймали и сослали на каторгу на три года. Тюрьма совершенно сломала его, он вернулся к Алле обозленным человеком. Злость свою он попытался вымещать и на ней. Но Алла, хотя все понимала, терпеть издевательств не стала. Ушла, оставив своего мужа подруге семьи, которая давно на него заглядывалась.

Третий раз она вышла замуж по расчету, чтобы уехать из Румынии. Но без любви построить семью с этим мужчиной не смогла, и они очень быстро развелись. Российское гражданство Алла получила только в 1989 году, приехала в Россию почти без вещей: думала, что не сможет устроиться, что никто ей не поможет. Но россияне приняли певицу, как свою, сняли о ней программу, назвали легендой. Горбачев подарил маленькую квартирку на Старом Арбате, в которую Алла Баянова и переехала.

Настоящую судьбу, свою половинку певица так и не нашла. Родить ребенка у нее тоже не получилось: она ждала малыша от Штефана, но на четвертом месяце случился выкидыш, и врачи сказали, что детей у Баяновой больше никогда не будет. Алла Николаевна была не одна - с ней жили ее любимые животные: собаки и кошки, которых она когда-то приютила. «Моя квартирка притягивает и людей и зверей. Я никогда не бываю одна, у меня всегда гости, причем гости молодые, которые приходят, чтобы признаться мне в любви, говорят мне потрясающие слова, целуют руки, спрашивают, как мне в таком возрасте удается оставаться в жизненном тонусе. Придет момент, когда я выйду прощаться со своим зрителем, тогда и раскрою все свои секреты». - говорила певица.

В 1993 году Алла Баянова стала Заслуженной, а в 1999 – Народной артисткой России. В последние годы Алла Баянова жила в Москве и иногда давала концерты. В 2009 году она пела на концерте, посвященном своему 95-летию.

Скончалась Алла Николаевна 30 августа 2011 года на 98-м году жизни.

разместил(а)  Александров Илья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: