Великий пост

Трапеза во время постов
Трапеза во время постов

Календарь трапез в Великий пост:

Понедельник – сухоядение

Вторник – горячая пища без масла

Среда – сухоядение

Четверг – горячая пища без масла

Пятница – сухоядение

Суббота – горячая пища с маслом

Воскресенье – горячая пища с маслом

Во время церковных постов из рациона постящегося человека должны полностью исключаться мясные и молочные продукты, а также яйца.

Великий пост имеет самый сложный устав. На первой седмице в понедельник и вторник предусматривается полное воздержание от вкушения пищи, в среду и четверг сухоядение (невареная растительная пища без масла), в пятницу — вареная пища без масла, в субботу и воскресение — вареная растительная пища с растительным маслом и небольшим количеством вина.

Во вторую, третью, четвертую, пятую и шестую седмицу в понедельник, среду и пятницу предусматривается — сухоядение (невареная растительная пища), во вторник и четверг — вареная растительная пища без масла, в субботу и воскресение — вареная растительная пища с растительным маслом и небольшим количеством вина.

В последнюю, Страстную седмицу, предусматривается: в понедельник, вторник и среду — сухоядение, в четверг — вареная растительная пища с растительным маслом и небольшим количеством вина, в пятницу — полное воздержание от пищи, в субботу — хлеб с небольшим количеством вина.

Рыба разрешается в Вербное воскресение и праздник Благовещения, если он не попадает на Страстную седмицу. В Лазареву субботу (субботу перед Вербным воскресением) разрешается вкушение рыбной икры.

В первые два дня Великого поста для большинства людей достаточно растительной пищи без масла. "Вообще ничего не есть" (указание Типикона 17 века для монахов) - редко встречается в современной практике и зачастую духовно не полезно.

Послабление поста, а тем более его отмена, возможны в случае, если физическое состояние человека такого послабления совершенно объективно требует. Однако опыт показывает, что мера объективности у каждого человека своя, поэтому, безусловно, нужно предложить конкретную ситуацию для разрешения ее священником. Ведь одно дело, если у человека, скажем, диабет в острой форме, рак желудка или туберкулез, и совсем другое – если у него легкий гастрит: в одном случае требуется полная отмена поста, тогда как в другом – разве что разрешение на растительное масло в будние дни.

Поскольку соя является бобовым растением, то, разумеется, нет никаких оснований отказываться от вкушения в постные дни тех продуктов, где она присутствует в своем естественном виде. Однако вкусовые особенности сои позволяют использовать ее для имитации продуктов животного происхождения, начиная соевым майонеза и «молоком» и заканчивая соевыми котлетами и «колбасами». Как известно, смысл поста состоит не в формальном исключении из рациона продуктов животного происхождения, а в отказе от чувственных удовольствий. Поэтому есть в пост гуляш из сои, значит не понимать его смысла или, что еще хуже, пытаться, подобно древним фарисеям обмануть себя и Бога

Сейчас научились изготавливать макароны и без яиц. Если в вашем рационе более приемлемо употребление именно макарон, тогда придется потрудиться в поиске таковых изделий в магазинах.

В большинстве афонских монастырей разрешается употреблять в пищу во время Великого поста морепродукты. Подобная традиция существует и в некоторых наших, русских монастырях. Тем более, это дозволение может распространяться и на мирян. Однако стоит всегда помнить, что Первая и Страстная седмицы Великого поста, а так же понедельники, среды и пятницы являются днями сугубого воздержания, в которые не дозволяется вкушать не только морепродукты, но даже и растительное масло.

Пиво, в отношении к уставу о посте, может быть приравнено к вину. Поэтому употребление пива допустимо во время поста лишь в субботние воскресные и праздничные дни в количестве, разрешенном Типиконом. Употребление более крепких напитков во время поста недопустимо.

Типикон (Церковный устав ) разрешает в субботние и воскресные дни Великого поста, а так же в некоторые праздники, которые случаются в этот период, испивать на трапезе по одной, две и даже три красовули вина. При этом Типикон оговаривается, что разрешение дано ради человеческой немощи, поскольку монаху лучше всего совсем не пить вина. Красовуля – это сосуд, в который вмещается сжатый кулак - таким образом, мера эта условна и зависит от телосложения человека.

разместил(а)  Александров Илья


Коментарии

Владимир Крайгород Большое спасибо. Все ясно и кратко.

Евгений Крайгород Жаль, что в этой статье подготовительные недели не описаны.

Капитан Немо Крайгород спасибо, было интересно узнать, что и как делать правильно

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: