Чертова кукла. Зинаида Гиппиус

Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов.
Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов.

Музыка и танцы

Поэтесса, прозаик, критик, идеолог символизма, Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в семье чиновника, служившего в небольшом городе Нежине. Средств в семье было недостаточно, но все же Зина получила основательное домашнее образование.

Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов.

В юности она увлекалась музыкой, ведением дневников, сочинением стихов, танцами и верховой ездой. После смерти отца семья начала странствовать: сначала переехала в Москву, затем отправилась в Ялту и Тифлис, изменились и интересы молодой девушки. Зинаида начала читать русскую классику, особенно ей нравился Достоевский (тоже Скорпион и тоже Змея по восточному зодиаку, как и она).

Под Надсона

Летом 1889 года Гиппиус вышла замуж за писателя Дмитрия Мережковского и прожила с ним 52 года, не разлучаясь ни на один день. Супруги переехали в Петербург и сразу вошли в круг символистов. Так у Зинаиды началась новый этап в жизни, который можно назвать пробами пера.

Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов.

Гиппиус всерьез занялась литературной деятельностью, поэзией. Муж помог ей опубликовать первые стихи в "Северном вестнике", вокруг которого собрались символисты "старшего поколения". Стихи были ученическими, под Надсона. Но Брюсов, возглавляющий это "старшее поколение", увидел в ней "преданного проводника религиозно-философских идей мужа". Однако, по свидетельству Гиппиус, сам Мережковский ни разу не опубликовал свои произведения без ее предварительной критической оценки.

Мистик и ведьма

Новую жизнь, которую она вела в столице, можно было бы назвать литературно-семейной. Брак Зинаида считала творческим союзом свободных людей. В поведении семейной пары на людях сквозила некоторая искусственность и театральность, характерная для того времени и того круга, в котором она вращалась. Мережковский "работал" под мистика. Гиппиус - под ведьму.

Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов.

Характер Гиппиус отличался постоянной внутренней борьбой, волевым началом, холодной и при этом страстной сдержанностью. Она хотела поражать и покорять, принимала разные обличья в зависимости от ситуации и шокировала окружение нарядами, обильным гримом, странной манерой поведения и нестандартными высказываниями. "Улыбка на лице, но лицо – маска, недобрая, колючая, искусственная". Такое воспоминание оставила она о себе у современников.

А вот, что она написала о себе сама:

"И я такая добрая, Влюблюсь - так присосусь. Как ласковая кобра я, Ласкаясь, обовьюсь".
Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов.

"Чертова кукла" была остра на язык и одной фразой могла "припечатать" человека. Она прославилась ядовитой критикой братьев по перу, и это ее усилиями брак Александра Блока и Менделеевой был разрушен.

Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов. Ее произведения обычно строились на контрастах: например, бесстрашие перед жизнью и смирение перед нею, бегства героя от возможности исполнения мечты, присутствовали в стихах и демонические мотивы. Раздумья на вечные темы "о человеке, любви и смерти", увлечение философией Ницше характеризовали ее творчество 1900-х годов. Главной ценностью она признавала личность по-ницшеански, то есть, равную Богу. Странно, что с такими убеждениями Зинаида обратилась к новым идеям и начала очередную новую жизнь.

Царство Божие на земле

Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов.

В 1901 году Гиппиус стала одним из организаторов Религиозно-философских собраний, цель которых заключалась в объединении интеллигенции и представителей Церкви с целью "религиозного возрождения" страны. Идейной основой собраний являлось учение о Царствии Божием на земле. Журнал "Новый путь" стал печатным органом Собраний. Ее стихи того времени были либо созвучны мистическим идеям мужа, либо посвящались природе.

После революции 1905 года Гиппиус начала писать прозу и критические статьи под псевдонимом Антон Крайний, все больше вовлекаясь в общественную жизнь. Это отразилось в ее рассказах, объединенных в сборники "Черное по белому", "Чертова кукла", "Лунные муравьи", вышедших в период с 1908-го по 1912 год.

Зеленая лампа

Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов.

Революцию 1917 года Зинаида встретила крайне враждебно и назвала ее "блудодейством" и "неуважением к святыням". 1920 году она вместе с мужем эмигрировала во Францию. С 1921 года супруги жили в Париже, основав там общество "Зеленая лампа", вокруг которого собралась творческая эмиграция, разделяющая их взгляды. Так начался очередной этап ее жизни, полный потерь, лишений и раздумий.

В Париже Гиппиус продолжала выступать с резкими нападками на советский строй: "Не надо русскому писателю быть профессиональным политиком, чтобы понимать, что происходит. Довольно иметь открытые глаза".

Тема поэзии Гиппиус - душевный разлад, безверие, утрата смысла жизни и поиск идеалов.

Воспоминания о себе и прожитом "Живые лица" были изданы в 1925 году, а в 1939 году вышел ее последний сборник стихов.

Гиппиус тяжело перенесла кончину мужа (1941) и все же нашла в себе силы, чтобы создать литературный памятник супругу - книгу-биографию "Дмитрий Мережковский". 9 сентября 1945 года в возрасте 76 лет Зинаида Гиппиус покинула этот мир.

Виктор Фирсов


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: