адаптация первоклассника


Буквы разные писать? Как подготовить первоклассника к школе. Часть 1

«Вот пойдёшь в школу, там тебя всему научат», - слышит малыш от родителей, заранее представляя школьную жизнь в виде каторги. «Да пускай набегается, наиграется в последние денёчки», - подкрепляют его опасения бабушки и дедушки. Так, сами того не осознавая, взрослые готовят свое чадо к некой «тюремной» жизни...

У ребёнка происходит наслаивание негативных ощущений, что, якобы, в школе ему будут навязывать что-то очень трудное, хочешь - не хочешь, а лишат всяких игр и развлечений. Это почти конец света! Ну, уж конец радостной и беззаботной жизни точно.

Есть и другие крайности - когда родители пытаются обучить ребенка чтению, письму и счету до школы. Причем в то время, когда сверстники гоняют мяч на солнышке, а ваш будущий ученый должен сидеть и считать ненавистные палочки. Или в качестве наказания за какую-нибудь провинность прочитать целый абзац! Этот ужас для малыша запомнится надолго, и вряд ли после этого он захочет стать главным бухгалтером, директором банка или разработчиком проектов.


Буквы разные писать? Как подготовить первоклассника к школе. Часть 2

Вспомните свои школьные годы... Разве они ассоциируются у вас с адом? Скорее, наоборот, с самым беззаботным и чудесным временем. Почему же для вашего ребенка это должно нести такой груз проблем? Переходных этапов будет впереди ещё много: поступление в университет, устройство на работу и т.д.

Так давайте поможем ребенку сразу настроиться на позитивный лад и влиться в школьный процесс без осложнений. В первой части мы обсудили важность индивидуального подхода, сегодня рассмотрим физическую и психологическую составляющие подготовки детей к школе.

Большое значение для первоклассников имеет общение в коллективе. Необходимо объяснить ребёнку, что дети (да и взрослые) бывают разные, нужно просто принять их такими, какие они есть. Не выделять своего ребёнка, говоря, что он особенный, и к нему нужен особый подход (хотя учителя стараются это делать, но опять же помните о комплектации классов: это просто физически невозможно). Поэтому сразу объясните, что если учитель даёт задание, то это относится ко всем. Не нужно ждать особого приглашения.


Застенчивость у первоклассника

Процесс адаптации к школе у детей и так проходит непросто, а если ребенок застенчивый, то тут возникают серьезные проблемы. Особенно часто это случается с детьми, которые не посещали детский сад, а воспитывались до школы дома. И помочь превозмочь застенчивость детям могут только родители.

Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с другими детьми, для застенчивого ребенка невыносима. Кроме того, застенчивость в школе может привести к неуспеваемости, ведь в первом же классе вашему малышу, придется вливаться в совершенно незнакомый коллектив, а это может вызвать стрессы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так, застенчивый ребенок может блестяще выучить домашнее задание и при этом не суметь произнести ни слова, если его вызовут к доске. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос учителя, хоть прекрасно знает ответ. И учителем, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, учитель может счесть ребенка труднообучаемым, и даже высказать такое вслух, что может стать причиной для психологической травмы у ребенка.


Здравствуй, школа! Здравствуй, стресс!

Можно долго дискутировать по поводу современного отечественного образования, однако одно нельзя отрицать: как только ребенок приходит в школу, он тут же попадает в стрессовую ситуацию. Это называется «посвящение во взрослую жизнь», жизнь, в которой недолгие периоды затишья и благоденствия перемежаются длительными стрессами в школе, в институте, на работе.

Поэтому, если вы хотите облегчить своему ребенку существование, не нагнетайте стресс еще больше. Отодвиньте в сторону свои тщеславные устремления, свои радужные мечты о том, каким выдающимся станет ваше чадо, и постарайтесь сделать все необходимое, чтобы ребенок как можно быстрее приобрел устойчивость к стрессу. В принципе, это единственное полезное умение в нашей жизни, а все остальные базируются на том, способен ли ребенок выдерживать длительные нагрузки, или нет.

Живущий в стране радуг и единорогов, ребенок вдруг оказывается грубо выдернут из этой идиллии, и помещен в первый класс. И тут с удивлением обнаруживает, что он должен, обязан. Это называется дисциплиной, но фактически это принуждение и ограничение без права голоса. Ребенку сложно понять, почему он обязан делать уроки, если хочется спать, или есть, или играть. Обычные живые побуждения, которые доставляли ему радость, натыкаются на стену, непредвиденное и непреодолимое препятствие. Почему ребенок не должен сопротивляться?


Здравствуй, школа! Здравствуй, стресс! Продолжение

Итак, тщеславие родителей, принуждение ребенка, навязанное чувство долга и лишение удовольствия – это факторы, которые загоняют ребенка в стресс на все 11 лет учебы в школе. И именно этот путь, к сожалению, выбирает большинство родителей. Гораздо сложнее научить ребенка получать удовольствие от обучения, и в этом терпят фиаско и родители, и преподаватели. Есть ли какие-то правила и методики, которые бы научили этому?

Правило первое

Ребенку не нравится то, что дается тяжело. Поэтому начинайте выполнять домашнее задание с того, что у него получается легче. При этом акцентируйте внимание на том, насколько хорош ваш ребенок в этом, насколько он сообразителен. Преувеличивайте смело – так вы подготавливаете его к выполнению более трудного задания.