воспитание детей


Две правды

До сих пор с улыбкой вспоминаю один случай с моей дочкой. Мы гостили у свекрови, которая решила однажды взять малышку в гости к своей подруге. Я нарядила дочку, и они ушли, правда вернулись буквально через полчаса, причем, свекровь была взъерошенная и тащила за ручку упирающегося ребенка.

Затем последовал рассказ. В гостях после обмена приветствиями, сели за стол пить чай. Свекровь начала активно нахваливать варенье, а малышка вмешалась в разговор и удивленно спросила: «Бабушка, зачем ты говоришь неправду? Ты же вчера говорила, что у бабы Даши варенье кислятина, и она вообще продукты переводит, потому что готовить не умеет!»

Свекровь никак не успокаивалась, а я не могла ей объяснить, что ругать дочку не за что. Дети не понимают двойной морали: если сегодня в их присутствии сказано одно, а назавтра по этому же поводу другое, ребенок будет выяснять, где правда.


Зубная щетка или "Не вреди!"

Зубная щетка прочно утвердилась даже на крайних широтах, а принцип «Не вреди!» все еще нуждается в защите, все еще не принят всерьез даже там, где без этого, казалось, не обойтись, например, в медицине или в педагогике.

При чем тут зубная щетка? Так речь идет о гигиене, той самой, которую нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Чтобы сохранить физическое здоровье, нужно чистить зубы – это ни у кого сомнения не вызывает. А, чтобы сохранить психическое здоровье, нужно тоже соблюдать психогигиену, ряд принципов, которые это самое здоровье сохранят и нам, и тем, кто рядом с нами. Причем принцип «Не вреди!» намного древнее зубной щетки.

Безусловно, соблюдение этого принципа требует усилия. Приходится преодолевать не просто собственную стихийность в общении, но и собственный эгоизм и эгоцентризм…


Почему он такой застенчивый?

Вас беспокоит застенчивость своего ребенка, и вы пытаетесь найти причины этому? Наверное, нужно начинать с себя. Дети с момента рождения чрезвычайно чувствительны к эмоциональному состоянию матери. У детей уже в возрасте до года начинает формироваться представление о степени доброжелательности окружающего мира. Вот и получается, что для ребенка, имеющего нежную, чуткую маму, мир оказывается добрее, чем для ребенка, мама которого тревожна и подавлена, подвержена быстрым сменам настроения и депрессиям.

Кроме того, в разных семьях неодинаковый эмоциональный климат, уровень наказаний, накладываемых на малыша. В одних семьях царит дух оптимизма, в других господствует атмосфера тревожности и смятения, проявляется агрессия.

Причиной излишней пугливости и застенчивости может являться и то, что ребенок часто становится невольным свидетелем домашних сцен, ссор и скандалов. Случается и так, что на ребенке родители вымещают злобу, раздражение и неудовлетворенность жизнью. Одновременно родители могут внушать ему страх перед хулиганами, домашними животными, уличным движением и или чем-то неведомым и страшным для малыша. Если вам дорога психика вашего ребенка, пугать его нельзя ни в коем случае и, конечно же, нужно выяснять свои отношения в его отсутствие.


Ошибки, которые мы совершаем

Говорят, что педагогика и медицина, две области, в которых каждый считает себя специалистом. В самом деле, попробуйте сделать замечание или хотя бы доброжелательно сказать какой-нибудь мамаше на улице, что напрасно она каждую минуту одергивает любознательного малыша - такое услышать можно в свой адрес! Самое вежливое, что она скажет, так это то, что сама знает, как ей воспитывать собственного ребенка.

А на самом деле все выглядит не так радужно, и ошибки, совершаемые родителями, впоследствии очень отражаются на детях и на отношениях с ними. О некоторых из таких ошибок хотелось бы поговорить.

Многие родители, принимая решения, важные для детей, не интересуются мнением самих детей, считая, что все равно проблему решать им, взрослым. Более того, в таких семьях считается, что решение родителей – закон для ребенка, и других вариантов быть не может.


Одиночество в родительском доме

Наши дети незаметно взрослеют, позволяют себе иметь отличные от наших представления, а мы - нет бы, отнестись к этому с уважением да поискать компромисс - называем их мозги «куриными», беспардонно ворошим их письма и дневники и свято верим, что им все надо «разжевывать»...

Любим ли мы своих детей? Желаем ли им добра? Риторические вопросы. И все же есть все основания называть то, во что порой выливаются наши благие намерения, «странной любовью». А если послушать самих детей?

«...Нас, правда, любят. Мама часто говорит: «Как же я тебя кому-нибудь отдам? Нет, ты всегда со мной будешь!» Представляете, какое у меня будущее? Вот поступлю я в институт и буду точно так же приходить домой, и меня будут спрашивать, какие оценки я получила. Если плохие - будут ругать, как сейчас.