знаменитые женщины


Царица стиля Надежда Ламанова

Надежда Петровна Ламанова была удивительной женщиной с причудливой судьбой. Талантливый художник, редкого дарования модельер, удачливый предприниматель и очень мужественный человек, она заслужила славу первой дамы российской индустрии моды.

Жизнь была к ней и милостива, и строга. Провинциальной девочке из обедневшей дворянской семьи с юных лет пришлось рассчитывать только на себя. Благодаря своему таланту, целеустремленности и организаторским качествам ей удалось сделать головокружительную карьеру в мире российской моды. Когда казалось, что все трудности позади, на пороге 60-летия она вдруг осталась ни с чем, пришлось начинать все сначала, только уже в другой стране, хоть и родной, но классово ей чуждой. И у нее получилось.

Королева российского кутюра родилась 14 декабря 1861 года в семье полковника Петра Михайловича Ламанова, произошло это радостное событие в небольшом имении, расположенном в Нижегородской губернии. Наденька была старшим ребенком в очень небогатой дворянской семье, у нее было четыре младших сестры. Ее детство кончилось рано: только завершив восьмилетний гимназический курс, хрупкая девочка осталась сиротой и стала главой семьи.


Гала Дали: Шествие Градивы

Домик Дали в испанской деревушке Порт-Льигат. Гала сидит у босых ног художника. Он разглядывает небо, горы, деревья и, конечно, ее. В его глазах она сейчас похожа на космическую обезьяну, внезапный майский ливень, плетеную корзинку с лесной черникой — она такая вкусная, будоражащая, неземная. Посланец далеких миров, где облака… Проходит некоторое время, Дали спускается на землю и спрашивает Галу: не может ли она составить ему список «исторических яблок». Та мгновенно понимает, о чем идет речь, и тут же начинает декламировать: яблоко первородного греха Евы, анатомическое Адамово яблоко, эстетическое яблоко суда Париса, аффективное яблоко Вильгельма Телля, гравитационное — Ньютона, структурное — Сезанна…

Гала, а по-русски Елена Дьяконова — она же Талисман, Сокровище, Божество, Галатея Безмятежная, Гала Градива, Елена Троянская, Святая Елена, Атомная Леда, женщина «с отбивными на спине», с «красным омаром на голове», с одной обнаженной грудью, с голыми ягодицами, с сияющими волосами, черно-зелеными глазами… Это все она — красавица, любовница, греховодница и вечная спутница безумца, который, развлекаясь, попытался расколоть привычный мир, упразднить устоявшуюся мораль и придумать свой собственный космос. Скажем вам по секрету, что Галатея Безмятежная помогала ему в этом как могла. А могла она многое.

— Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я тебе отыскала. Ты только попробуй, это ведь жидкая умбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам Вермер.


Наталья Кончаловская. Внучка Сурикова, мать Михалкова...

Наталья Петровна Кончаловская родилась в семье русского художника П. П. Кончаловского. Мать, Ольга Васильевна, была дочерью В. И. Сурикова. Она оказала большое влияние на свою дочь. По воспоминаниям Натальи Петровны, Ольга Васильевна никогда не впадала в уныние, мужественно переносила невзгоды, ни при каких обстоятельствах не изменяла своим правилам.

Детство Натальи Кончаловской прошло в путешествиях, где она знакомилась с великими произведениями искусства, училась иностранным языкам. Наталья Петровна прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским.

Во времена революции 1917 года семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том же подъезде, где жил Булгаков. Здесь бывали Хлебников, Бурлюк. Сюда пришел Маяковский в своей желтой блузе, с морковкой, торчавшей вместо платка из кармана. Было много трудностей - голод, холод, отсутствие света, отопления, выдача продуктов по карточкам. Однако, как вспоминает Наталья Петровна, несмотря на сложные бытовые условия, театры и концертные залы были переполнены, страна жила в радостном творческом подъеме.


Русская Мельпомена Мария Ермолова

Вечер 30 января 1870 года мог стать весьма неприятным для десятков зрителей, собиравшихся на бенефис актрисы Медведевой в Малом театре. Еще большее огорчение он мог принести самой бенефициантке: спектакль оказался под угрозой срыва из-за болезни исполнительницы главной роли, любимицы публики Федотовой. Впрочем, по прошествии десятилетий это кажется незначительным эпизодом, каких множество в театральной жизни. Да и пройди спектакль с участием Федотовой без срывов, вряд ли он был бы сегодня памятен даже специалистам. Однако усилия по спасению спектакля обернулись не просто удачно прошедшим бенефисом, а одним из звездных часов русского театра.

За несколько дней до спектакля, когда Медведева судорожно искала исполнительницу главной роли, к ней заехала дочь подруги, юная ученица балетного отделения Московского театрального училища. «А у нас есть девочка, которая замечательно играет, – Машенька Ермолова», – сказала она после того, как актриса поделилась с ней своими неприятностями. Что бы сделала другая артистка? Пропустила эти слова мимо ушей? Предложила подающей надежды балерине заехать к ней, чтобы продемонстрировать свои якобы имеющиеся драматические способности?

А скорей всего просто отмахнулась бы от неуклюжей попытки ангажировать свою подругу. Но то ли восхищение девочки одноклассницей повлияло на нее, то ли положение было совсем критическим, а может быть, просто от понимания того, что в искусстве случаются чудеса, актриса не поленилась сама съездить в Театральное училище. Девочка понравилась ей и получила для разучивания текст пьесы. И когда через несколько дней она начала читать монолог, глаза Медведевой увлажнились. «Вы будете играть Эмилию!», – только и могла произнести она. (Для своего бенефиса Медведева выбрала пьесу Г.-Э. Лессинга «Эмилия Галотти».)


Божественная Аделина Патти

...За несколько часов до рождения дочери Аделины ее мать итальянская певица Катерина Барилли пела Норму в Мадридской опере. У Катерины было крепкое сопрано, для которого Гаэтано Доницетти написал оперу «Осада Кале». В браке с тенором Сальваторе Патти она родила троих прелестных и музыкальных детей. Но только Аделина будет, как напишет впоследствии Петр Чайковский, «причислена к ряду первоклассных из первоклассных артистических личностей».

В 6 лет, задрапировав свою фигурку в попавшееся под руку одеяло, Аделина Патти огласит стены материнской комнаты выходной арией Нормы. Правильность детского пения будет почти пугающа. Теперь ее не остановит ничто, теперь она провозгласила свой блестящий, уникально длинный вокальный век.

В 1850 году на сцене появится «маленькая Флоринда» – семилетний ребенок, бесстрашно поющий оперные арии. Нью-Йорк будет ошеломлен! За четыре года она объедет всю Америку, Кубу, Антильские острова, оставляя повсюду восторженных, рукоплещущих, очарованных поклонников.