проблемы общения


Кому нужна культура общения?

Вежливым быть не обязательно – такое впечатление складывается в наши дни довольно часто. Бытовое хамство, рабочие конфликты, хамство государственных служащих, хамство клиентов, пациентов, покупателей по отношению к обслуживающему персоналу и не меньшее хамство персонала по отношению к вышеперечисленным категориям граждан – всё это стало, чуть ли не нормой. Стоит ли упоминать про систематические семейные ссоры, про ссоры детей с родителями и наоборот?

Мы стали конфликтны, это факт. Но конфликтность свойственна людям, и это тоже факт. Вежливый человек при неизбежности конфликта будет так же предельно вежливо «ставить на место» своего обидчика. Только вот это искусство практически утеряно. Так что же происходит?

Одна моя знакомая пожаловалась недавно на то, что оказалось в эпицентре конфликта на работе, причём, совсем не старалась в этот эпицентр попасть. Двое её коллег «методом войны» пытались выяснить, кто из них больше «погибает на работе». Мою знакомую сначала пригласили в качестве рефери, а уже через две минуты она оказалась виноватой для обоих. Её авторитетное мнение не устроило обе стороны. «Меня трясло еще часов шесть после этого, - рассказывает она, - я просто в шоке была от того, насколько неожиданно все случилось, и как я вдруг оказалась для всех виноватой!»


Культура общения и «здоровая» конкуренция

Очень часто мир представляется неуютным местом, в котором надо уметь выживать. Особенно это чувствуется в больших городах, где «здоровая конкуренция» приобретает масштабы пандемии. Конечно же, ты будешь нервничать по любому поводу, станешь мнительным, будешь в каждом взгляде, обращённом на тебя, видеть скрытую угрозу. И будешь кусать. Заранее. Пока не укусили тебя. И дело здесь не уверенности и не в неуверенности в себе. Это не гиперкомпенсация и не самоутверждение. Это просто нахождение в постоянном стрессе, навязанном извне.

У нас не остаётся времени на культуру общения. У нас на то, чтобы просто насладиться осенним листопадом или первым снегом, времени нет. У нас времени нет, чтобы любить, чтобы понимать, чтобы чувствовать. Вечная гонка за самым важным – деньгами, чтобы «жить, как все». А так как гоняются за этим все, то отсюда и стресс, навязанный извне. Задача – выжить. Даже если придётся пройти по головам.

Но если известен механизм заболевания, то можно понять, каким должно быть лекарство. Стресс и вечное нервное напряжение, синдром хронической усталости – это реальные причины того, что в обществе хамство имеет такие масштабы. Человек, пребывающий в гармонии с самим собой, видящий положительные стороны жизни, хамить не будет. И не потому, что он весь такой из себя культурный. А потому, что это не вписывается в его представление о гармонии мира. Ему не нужен конфликт, он не желает идти по головам, не потому, что бесхребетен, а потому что не видит в этом смысла.


Культура общения: управление конфликтами

Так какие средства для погашения конфликтов или хотя бы для того, чтобы не срываться каждый раз, можно посоветовать?

Вот, например, можно предложить следующие правила поведения во время конфликта на работе:

1. Если вас спровоцировали на конфликт, и вы чувствуете, что ваши эмоции зашкаливают, дайте себе тайм-аут: не отвечайте, ничего не говорите, просто уйдите для того, чтобы успокоиться.


Две дочери

…Младшую Оленьку родители любили гораздо больше, чем Дашку. Оленька или Ляля была долгожданной, запланированной, а Дашка - несвоевременной, «залетом», по которому отец вынужден был жениться на матери – он сам не раз кричал об этом в пылу частых ссор.

Даша появилась на свет, когда родители были еще студентами, жили в общежитии, не нагулялись, не насладились свободой. Малышку быстро сплавили в деревню к бабушке и лишь изредка наведывались не столько к ребенку, сколько отдохнуть и прихватить с собой в соленья-варенья и прочую снедь.

Забрали Дашу в город, когда ей было пора идти в школу. И началось – она и неотесанная, и деревенщина, и ходит неправильно, и ест не так, и вообще. Детство у девочки в памяти осталось чередой родительских упреков, недовольства, ругани, наказаний за любую провинность.


Войны соседей

Мы наконец-то купили квартиру, свою, просторную, красивую! Вселились и начали активно обживаться. Закрутились! Работу ведь никто не отменял, а в свободное от работы время, преимущественно, ночью, мы продолжали обустраиваться. Ну, и еще в выходные. Знакомиться с соседями было некогда. И вот однажды поздно вечером – звонок в дверь. Открываю, а там немолодая женщина, взволнованная, чуть ли не в панике. Сбивчиво начинает рассказывать.

Оказывается, она возвращалась с прогулки со своей мамой - любят погулять перед сном. В подъезде маме стало плохо, она потеряла сознание. Мобильный телефон с собой не взяли. Соседи двери не открывают. Надо помочь старушку занести домой и вызвать скорую. Признаться, меня поразил этот рассказ. Что за люди наши соседи, если отказывают в помощи умирающему человеку?! Куда мы попали?! Конечно же, мы с мужем помогли незамедлительно, и чувствовали себя такими героями среди равнодушных черствых людей!

После этого я стала с демонстративным осуждением смотреть на всех соседей по подъезду. Наша квартира на седьмом этаже, в поисках помощи женщина прошла от первого по седьмой этаж. Никто не помог, кроме нас. На одной лестничной площадке – три квартиры. Итого: в 20 квартирах живут нелюди. Вот так я думала. Пожилая женщина, Наталья Степановна, отделалась сердечным приступом, вскоре ее выписали из больницы, и между нами завязалась дружба.