детская психология


Мой ребенок – самый лучший

Конечно, ваш ребенок – самый лучший, по меньшей мере, для вас. Но вы хотите, чтобы это видели и окружающие, вы стремитесь удовлетворить родительское самолюбие и тщеславие, чтобы можно было гордиться своим чадом и его конкретными успехами.

Вы постоянно твердите своему ребенку о том, сколько в него вложено средств и усилий, какие большие надежды вы на него возлагаете. Вы контролируете его учебу, нагружаете всевозможными внешкольными занятиями: музыкальной школой, курсами иностранных языков, спортивными секциями, художественными кружками и пр., не забывая беспрестанно твердить, что он должен быть лучшим и первым везде и всюду.

А любая неудача: второе, а не победа на олимпиаде, четверка в дневнике, провал на соревнованиях воспринимается, как трагедия мирового масштаба. Вы искренне страдаете, упрекаете ребенка, снова и снова перечисляя, сколько вы для него сделали, а он не оправдывает ваших надежд.


Непослушный ребенок?

Многие родители представляют идеального ребенка, как абсолютно послушного. Только скажешь ему что-то, как он со всех ног бежит выполнять. И не спорит, не возражает, не пытается выяснить, зачем и почему нужно делать именно это, а не то, что ему самому нравится.

Может быть, такие дети и существуют в природе, но вот мне не довелось встретить, и это хорошо! Нет, я не за то, чтобы дети были непослушными. Я за разумное послушание, за пытливый детский ум, за их интерес к жизни и к событиям, за желание узнать, как можно больше.

Если в раннем детстве родительский авторитет практически абсолютный, то с взрослением у детей формируется осознание себя, как личности. Они начинают критически относиться к взрослым, у них появляется желание поспорить с родителями, поставить под сомнения их решения и указания. Часто это воспринимается, как детский каприз и вызывает негодование.


На первый-второй рассчитайся!

Какими будут наши дети? Этот вопрос задают себе родители с самого рождения ребенка и всей душой желают своим детям всего самого лучшего. От многого зависит будущее ребенка – от семьи, от школы, от общества, даже от того, каким по счету он родился.

Специалисты утверждают, что большую роль в формировании характера и даже склонности к разным видам деятельности играет то, каким по счету является ребенок в семье. Иногда родители удивляются, какими разными вырастают дети в одной и той же семье и при одинаковом воспитании. Но, оказывается, сам порядок рождения уже накладывает отпечаток на характер и способствует проявлению различий у детей одной семьи.

Так, психологи утверждают, что единственный ребенок в семье часто уверен в себе, целеустремленный и деятельный, с интересом и успешно учится, но с трудом переносит критику и замечания и даже склонен к перфекционизму.


Конкуренция среди детей

От чего человек больше всего страдает? От сравнения! Конечно, когда сравнение не в его пользу. Точно также, а, может, еще сильнее, страдают от сравнения и дети. Ведь родители, желая добиться от ребенка каких-то успехов, частенько говорят, мол, у соседки дети – отличники, а ты опять тройку принес! Они перечисляют детей своих подруг и знакомых, подчеркивая их успехи в школе, в музыке, в спорте, и при этом с сожалением смотрят на своего ребенка – а ты вот, совсем другой!

Это совсем не означает, что чужие дети больше своих нравятся, просто некоторые родители считают, что если сравнивать ребенка с другими детьми, он исправится, подтянется, догонит и перегонит лидера. Если бы все было так!

Постоянное сравнение вашего малыша с другими детьми может оказаться слишком болезненным ударом по самолюбию ребенка. Малыш начинает сомневаться в себе, в том, что родители любят его и начинает тихо ненавидеть тех, кого ставят ему в пример.


Что делать, если ребенок употребляет ненормативную лексику?

Услышав слова непристойности из уст собственного ребенка, родители впадают в панику и начинают рьяно с этим бороться, не слишком обдумывая методы и приемы.

А вот психологи уверяют, что нет ничего страшного, в том, что ребенок начинает ругаться матом. Практически все дети переносят эту «болезнь». Причем, если родители не делают ошибок, тем самым, заостряя детское внимание, дети как легко «набираются» подобных слов, так же легко их и забывают.

Как правило, такое случается в разные этапы взросления ребенка. Малыши, словарный запас которых еще невелик, просто повторяют неосознанно все, что слышат. Дети в возрасте от пяти до восьми лет употребляют слова вполне осознанно, но делают это, чтобы привлечь к себе внимание. Подрастая, вплоть до совершеннолетия, а то и старше, дети матерятся, чтобы самоутвердиться, казаться взрослее, стараясь быть «своим человеком» в компании.