проблемы общения


Конфликт родителей и детей или Долги наши

Конфликт родителей и детей – явление такое же древнее, как и само человечество. Причём, каждый из нас участвует в этом конфликте, примеряя на себя поочередно две роли. Сначала мы уверены, что «предки» - это реакционная, далеко не самая лучшая часть человечества, которая делает всё, чтобы затормозить прогресс. Спустя несколько десятков лет мы начинаем думать, что молодёжь нынешняя не может быть предметом гордости из-за распущенности нравов и завышенных требований.

Казалось бы, не стоит обращать внимание на этот устаревший конфликт, время всё равно всё расставляет по своим местам. Но не всё так просто, да и не получается претворять этот постулат в жизнь, когда речь заходит о собственном ребёнке, который бросает тебе в лицо нелепые обвинения.

Мудрецы говорят, что если вы начали говорить о том, что молодёжь сейчас не та, испорченная, это всего лишь означает, что вы стареете. Приобретаете налёт ханжества и консерватизма, отрицаете собственные пороки, выливаете неудовлетворение жизнью и даже имеете стойкое чувство зависти к молодым, сильным, красивым, у которых всё впереди.


Как заслужить уважение?

Мы все знаем прописную истину о том, что уважение – это основа любых отношений, особенно семейных. Но как это выглядит на практике?

На самом деле понятие уважения только-только начало укореняться в обществе, и еще очень далеко до того, чтобы оно стало нормой жизни. Пока что оно всего лишь идеал, потому что, для того, чтобы уважать человека, нужно уметь принимать его таким, какой он есть, оставлять ему право на ошибку, на собственное мнение, право на жизнь.

Положив руку на сердце, ответьте, сколько в вашем окружении человек, к которым вы именно так и относитесь, и есть ли они вообще? Еще хуже обстоит дело с уважением к самым близким, в общении с которыми мы позволяем себе гораздо больше, чем с другими людьми.


Кому нужна культура общения?

Вежливым быть не обязательно – такое впечатление складывается в наши дни довольно часто. Бытовое хамство, рабочие конфликты, хамство государственных служащих, хамство клиентов, пациентов, покупателей по отношению к обслуживающему персоналу и не меньшее хамство персонала по отношению к вышеперечисленным категориям граждан – всё это стало, чуть ли не нормой. Стоит ли упоминать про систематические семейные ссоры, про ссоры детей с родителями и наоборот?

Мы стали конфликтны, это факт. Но конфликтность свойственна людям, и это тоже факт. Вежливый человек при неизбежности конфликта будет так же предельно вежливо «ставить на место» своего обидчика. Только вот это искусство практически утеряно. Так что же происходит?

Одна моя знакомая пожаловалась недавно на то, что оказалось в эпицентре конфликта на работе, причём, совсем не старалась в этот эпицентр попасть. Двое её коллег «методом войны» пытались выяснить, кто из них больше «погибает на работе». Мою знакомую сначала пригласили в качестве рефери, а уже через две минуты она оказалась виноватой для обоих. Её авторитетное мнение не устроило обе стороны. «Меня трясло еще часов шесть после этого, - рассказывает она, - я просто в шоке была от того, насколько неожиданно все случилось, и как я вдруг оказалась для всех виноватой!»


Культура общения и «здоровая» конкуренция

Очень часто мир представляется неуютным местом, в котором надо уметь выживать. Особенно это чувствуется в больших городах, где «здоровая конкуренция» приобретает масштабы пандемии. Конечно же, ты будешь нервничать по любому поводу, станешь мнительным, будешь в каждом взгляде, обращённом на тебя, видеть скрытую угрозу. И будешь кусать. Заранее. Пока не укусили тебя. И дело здесь не уверенности и не в неуверенности в себе. Это не гиперкомпенсация и не самоутверждение. Это просто нахождение в постоянном стрессе, навязанном извне.

У нас не остаётся времени на культуру общения. У нас на то, чтобы просто насладиться осенним листопадом или первым снегом, времени нет. У нас времени нет, чтобы любить, чтобы понимать, чтобы чувствовать. Вечная гонка за самым важным – деньгами, чтобы «жить, как все». А так как гоняются за этим все, то отсюда и стресс, навязанный извне. Задача – выжить. Даже если придётся пройти по головам.

Но если известен механизм заболевания, то можно понять, каким должно быть лекарство. Стресс и вечное нервное напряжение, синдром хронической усталости – это реальные причины того, что в обществе хамство имеет такие масштабы. Человек, пребывающий в гармонии с самим собой, видящий положительные стороны жизни, хамить не будет. И не потому, что он весь такой из себя культурный. А потому, что это не вписывается в его представление о гармонии мира. Ему не нужен конфликт, он не желает идти по головам, не потому, что бесхребетен, а потому что не видит в этом смысла.


Культура общения: управление конфликтами

Так какие средства для погашения конфликтов или хотя бы для того, чтобы не срываться каждый раз, можно посоветовать?

Вот, например, можно предложить следующие правила поведения во время конфликта на работе:

1. Если вас спровоцировали на конфликт, и вы чувствуете, что ваши эмоции зашкаливают, дайте себе тайм-аут: не отвечайте, ничего не говорите, просто уйдите для того, чтобы успокоиться.