Екатерина Максимова. Малышка Большого театра

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».
Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

1 февраля 2009 года Екатерина Максимова отметила 70-летний юбилей, а в ночь на 28 апреля ее не стало. Ее жизнь похожа на прекрасный танец с полетами, поддержками. О том, почему портрет балерины появился на листовке «Их разыскивает милиция», где она потеряла обручальное кольцо и за что ее сравнили с Аллой Пугачевой, рассказывает Олег ПЕРАНОВ.

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

Екатерина Максимова

Когда и где родилась: 1 февраля 1939 года в Москве

Знак зодиака: Водолей

Умерла: 28 апреля 2009 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве

Семья: мать — Татьяна Максимова, до пенсии журналист, редактор; муж — Владимир Васильев, артист балета, балетмейстер

Образование: в 1958 году окончила Московское хореографическое училище, в 1980-м — ГИТИС (педагог-балетмейстер)

Карьера: с 1958 по 1988 год танцевала в Большом театре. Снималась в фильмах: «Галатея» (1977), «Жиголо и Жиголетта» (1980), «Анюта» (1982), «Фуэте» (1986), «Чаплиниана» (1987), «Классная дама» (1994) и др. С 1982 года преподавала в ГИТИСе. С 1990-го — педагог-репетитор театра «Кремлевский балет». С 1998-го — балетмейстер-репетитор Большого театра

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

Васильев вошел в больничную палату. Катя лежала на кровати — взгляд в потолок. Увидев его, расплакалась, как ребенок.

— Очень больно, Володя, — прошептала она. — Врачи сказали: хорошо, если вообще ходить смогу. Но о балете придется забыть. Как же так?!

Он погладил ее по руке.

— Не думай ни о чем плохом, родная. Ты обязательно вылечишься. Я что-нибудь придумаю.

Беда случилась на репетиции балета «Иван Грозный». Партнер поднял Катю в сложной поддержке и не удержал. Повернувшись в воздухе, Катя «слетела» на пол, на ногах устояла, но тут же охнула от боли. От удара выскочил позвонок, да так хитро, что определить характер травмы смог только опытный специалист «кремлевки». Тогда врачи на всю жизнь приговорили балерину к инвалидной коляске.

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

Неправильный пальчик

— Вашу дочь надо обязательно отдать в балет, — уверяли Татьяну Густавовну Максимову знакомые, глядя, как грациозно Катя играет в классики или как носится — почти летает — по двору в догонялки. Мама отвела дочку в балетную школу, когда той исполнилось 10 лет.

Приемной комиссии она понравилась: яркая, подвижная, гибкая. Только уж очень маленькая. Но, увидев Татьяну Густавовну, женщину высокую, успокоились: подрастет!

На первом же уроке, 1 сентября 1949-го, Катя познакомилась с Володей Васильевым. Он был младше на год.

— Не знаю, когда у нас возникла любовь, наверное, лет в 15-16, — рассказывал позднее в интервью Владимир Викторович. — А до этого мы относились друг к другу, как все мальчики и девочки, — просто с любопытством. Постоянными партнерами в танце Катя и Володя стали к концу учебы.

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

Кстати, юную балерину чуть не забраковали из-за особенного строения ступней. Второй палец на ножке 35-го размера оказался намного короче большого, а это значит, что стоять на пуантах для подросшей девочки проблематично. Но педагог, известная еще до революции балерина Елизавета Гердт, помогла Кате «крепко встать на пуанты» (короткий пальчик приходилось потом всю жизнь перебинтовывать до нужного размера). Научила танцевать выразительно, осмысливая каждое движение: «Ноги должны говорить!»

Расписались и разбежались

— Когда Володя и Катя выпускались в 1958 году из хореографического, я был на первом курсе Щепкинского училища, — рассказывает «ТН» артист Федор Чеханков, друг Васильева и Максимовой. — Все знали, что она лучшая ученица в выпускном балетном классе. Но выглядела ребенком! Никто и не удивился, что Катю и Володю позвали в Большой театр. Поженились они 3 июня 1961 года. То есть только расписались в ЗАГСе: у Кати назавтра был спектакль. И после росписи она тут же убежала на репетицию. А свадьбу играли уже на следующий день в квартире Максимовых в Брюсовом переулке. Поздравить молодых пришла сама Галина Уланова, которая взяла Катю под свое крыло в Большом.

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

Мадам Нет

Постовой ГАИ был удивлен: едет «Волга», а за рулем — никого. Взмахнул жезлом — машина остановилась. На водительском месте сидит девочка.

— Что я нарушила-то?

— Вы же совсем ребенок, вам нельзя за руль! — восклицает милиционер. И только взглянув на права, понимает: перед ним взрослая женщина.

«Даже сейчас, когда мне семьдесят, вахтеры на служебном входе иногда, обознавшись, спрашивают: «Девушка, вы к кому?» — смеялась Максимова.

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра». Но французский фотограф Жак Анри Лартиг — друг Максимовой — дал ей другое прозвище: Мадам Нет. Это потому, что Катя на все предложения сначала отвечала: «Нет».

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

— Все из-за моего характера, моей неуверенности, — признавалась балерина. — Когда мне что-то предлагали, я всегда сначала говорила: «Нет, я этого не смогу». Слава Богу, вокруг были люди, которые вселяли в меня уверенность, заставляли что-то делать, поверить в себя, в свои силы. И тогда что-то рождалось.

В профессии Максимова всегда все старалась делать на отлично. Но курьезов во время представлений балерине избежать не удалось.

«Мы танцевали с Леонидом Ждановым «Мелодию», — рассказывала она в книге. — Леня выносил меня на руках из-за кулис. Идет, под ноги себе смотрит, нет чтобы вверх глянуть! А я вижу, он меня прямо на огромную хрустальную люстру несет. На моей голове была намертво прикреплена диадема. Ею я и зацепилась за люстру. Леня идет, ничего не видит, несет меня, а я на голове «несу» люстру. Потом решилась — и что было сил дернула ее с крючка!.. Когда мы выступали в Колонном зале через несколько дней, служители с опаской спрашивали меня, не намерена ли я опять люстру срывать. А однажды нас пригласили на концерт в Кремль. Руководство страны сидело за столами, а между ними мы крутимся. Я в паре с Геннадием Ледяхом танцевала «Весенние воды». В один момент прыгнула к нему «рыбкой» — и с размаху въехала выставленной в сторону рукой в мороженое маршала Ворошилова. Испугалась. Но облизнула руку и стала дальше танцевать».

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

Ноги по ветру

— Мы много раз бывали вместе с Володей и Катей в Италии, — продолжает Федор Чеханков. — Помню, Володя танцевал в Вероне балет «Грек Зорба». Невероятный успех. Выходил один через служебный подъезд для премьеров, где его уже ждала толпа — человек двести. Катя, как он ее ни просил, идти вместе с ним отказалась: «Я с тобой не пойду. Я спектакль не танцевала». Такая скромная была. Я лет двадцать просил Катю подписать книгу о ней. Но она всегда отнекивалась: «Потом». Однажды Васильев разозлился, сам надписал книгу: «Дорогой Федя! Прости меня, грешную и ленивую, за то, что так поздно подписываю тебе, любимому, эти басни. Спасибо тебе за терпение». Катя после этого благосклонно поставила на книжке свою подпись.

В Италии почти каждый вечер мы ездили куда-нибудь ужинать. Ужин для Кати и Володи был почти священнодействием. Они любили вкусно поесть и вечно пробовали что-то новенькое. Катя обожала морепродукты, омаров, каких-то улиток, все пробовала. Она была у нас главным специалистом по легкому красному вину. Ей официант наливал первой, рассказывал, какого урожая вино. Катя долго смаковала и, если ей нравилось, говорила: «Buono!» («Хорошо!») А как мы ехали в Рим из Вероны! Катя сидела на первом сиденье рядом с водителем, выставив свой потрясающий подъем в окно, — это называлось «проветрить ноги». А на заднем сиденье то же самое делал Володя. Представляете, едет машина, а из окон высовываются две пары гениальных ног.

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

— Я был тайно влюблен в Катю всю жизнь, — признался «ТН» артист Владимир Зельдин. — Такой красоты, как внешней, так и внутренней, таких артистов — единицы на Земле. Какая же это была красивая пара — Володя и Катя! Хотя оба и разные по характерам: Володя — темпераментный, общительный. Катя — спокойная, с малознакомыми людьми — закрыта.

«Многим кажется, что я такой замкнутый человек, — говорила Максимова. — Не знаю, почему такая. В силу характера или по иным причинам, но в жизни себя не расплескивала. Может, из-за этого создавалось впечатление, что я неприступна. Эмоции, силы я копила для сцены. В жизни могла эмоционально выплеснуться только с близкими людьми. Никогда не занималась своей внешностью, никогда сильно не красилась, не делала сложных причесок, была равнодушна к повседневной одежде. Как свитер надену, так в нем и хожу — удобно. Вечером решаю, что утром обязательно продумаю свой наряд, но встаю и... скорее, скорее в театр, едва натяну свитер. Но это не касалось театра. В театр приходила задолго до спектакля, тщательно гримировалась, продумывала все прически, костюмы. Сейчас мне кажется, что в каждом человеке заложена определенная сила и энергия для того, чтобы следить за своей внешностью. Наверное, я истратила их на сцену, а на жизнь не хватило».

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

К своему звездному статусу Екатерина Сергеевна относилась иронически. Как-то со смехом рассказывала: «Обычно, когда начинаются разговоры: «Ах, вы такая звезда!», я вспоминаю, как танцевала в Октябрьском зале в Ленинграде. Там, в маленькой комнатке, где еще и гладили, и шили, мне обустроили уголок для переодевания. И вот после выступления собрались в нашей комнатке гримерши, костюмерши, портнихи, окружили меня, и я услышала (как высшую степень восхищения, одобрения, признания): «Екатерина Сергеевна! Мы вас так любим! У вас такой успех — ну... как у Аллы Пугачевой!»

Журналисты часто задавали паре вопрос об их любимых занятиях на досуге. Васильев говорил о картинах и рыбалке, а Максимова шутила: «Все свободное время я потратила на разбивание туфель. Уланова подарила мне свой маленький молоточек, и я им на досуге разбивала носы туфель, чтобы пальцы чувствовали пол».

Но многих прежде всего интересовал очень личный вопрос: почему у супругов нет детей.

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

...Это случилось в том самом 1975 году, когда она лечилась от травмы позвоночника. Когда силы начали возвращаться, но о сцене врачи запрещали даже думать, оказалось, что Катя ждет ребенка. Но сердце ее малыша остановилось — на шестом месяце беременности. Катя не сразу в это поверила. Умоляла врачей: «Проверьте еще, может быть, вы ошиблись!» У них с мужем оказались разные резусы. «А значит, шансы родить нормального ребенка, — сказал врач, — у вас малы».

«Раз я не могу быть матерью, то и балериной мне быть незачем!..» — в отчаянии решила тогда Катя.

Но отказаться от балета не смогла. Васильев разработал для нее комплекс реабилитационных упражнений. Год она носила специальный корсет. И наконец 10 марта 1976 года вышла на сцену. Катя танцевала Жизель, а за кулисами дежурили врачи. В ложе белым от от волнения сидел супруг. После спектакля зрители устроили ей такую овацию, какие редкость даже в Большом!

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

Внимание, розыск

В 1989 году 50-летняя балерина играла в основном на сценах Италии, Англии, Канады, Австралии. А между тем в России была объявлена в розыск.

«Таким образом друзья выразили свое отношение к тому, что слишком редко видят меня здесь, — писала Максимова. — Они сочинили и распечатали листовки по образцу милицейских «Их разыскивает милиция» — и прикрепили на сцены, разложили на подоконниках и столах банкетного зала Дома актера, где я отмечала свой юбилей».

В последний раз она вышла на сцену через 10 лет на праздновании своего 60-летнего юбилея.

«Мне говорили, что уходить на пенсию страшно, мол, сны о танцах замучают, но у меня этого не было, — говорила Максимова. — Скорее всего, плавный переход к преподаванию, еще когда я продолжала танцевать, мне и помог пережить уход от сцены».

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

Она просто вышла...

— В середине 1990-х в Кремле был устроен «Бенефис Кати Максимовой», — рассказывает Федор Чеханков. — Долго думали, как его лучше сделать. Потом родилась идея, чтобы Катя станцевала «Золушку», второй акт — на балу. Ее партнер был раза в два моложе нее. Но, поверьте, это было совершенно незаметно! На сцене была прежняя Катя, необыкновенная породистая красавица. Золушку на балу приветствовали иноземные гости, которых изображали Василий Лановой, Марк Захаров, Галина Вишневская...

Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «беби Большого театра».

Часы били полночь. Золушка роняла туфельку и убегала. Тогда появлялся Володя — в смокинге, лакированных туфлях. Он брал балетную туфельку в руки. И молчал. Но зрителю были понятны его чувства к удивительной женщине, которой эта туфелька принадлежит. Но не к Золушке, а к Кате. К каждому из прожитых с ней мгновений. Потом Катя возвращалась на сцену, Володя поднимал ее на руки — и на этом спектакль заканчивался. Сегодня я вспоминаю о том представлении — и у меня ощущение, будто бы наша Золушка просто вышла за кулисы и вот-вот снова появится перед своим любимым принцем...

Олег ПЕРАНОВ


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: