США надеются на продолжение космического сотрудничества с Россией, готовой переориентироваться на Китай

США отреагировали на высказанные накануне российским вице-премьером предположения о возможном прекращении совместных проектов РФ и США в космической отрасли, в том числе касательно прекращения эксплуатации МКС после 2020 года.

Представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки заявила, что Соединенные Штаты надеются на продолжение сотрудничества. "Мы по-прежнему сотрудничаем по ряду вопросов. У нас действительно есть некоторые одинаковые материалы, которые мы можем использовать в будущем, и поэтому мы надеемся, что сможем продолжить нашу работу с Россией", - сказала она.

Псаки сообщила, что в NASA пока не получали никаких уведомлений от России о прекращении финансирования Международной космической станции. В официальном комментарии американского аэрокосмического агентства, которое цитирует ИТАР-ТАСС, говорится: "Космическое сотрудничество было отличительной чертой американо-российских отношений, в том числе в разгар холодной войны, но в особенности в последние 13 лет постоянного присутствия людей на борту Международной космической станции".

Вопрос о возможном разрыве американо-российских контрактов в космической сфере на фоне украинского кризиса и введения санкций со стороны Запада возникал неоднократно. В начале апреля Госдепу США уже приходилось опровергать слухи о том, что NASA даны указания о сворачивании сотрудничества с Россией. Тогда, как выяснилось, агентство попыталось использовать возникшее между Вашингтоном и Москвой напряжение для решения своих финансовых проблем.

А в конце апреля Дмитрий Рогозин, комментируя очередной пакет санкций со стороны Вашингтона, заявил, что Россия может отказаться доставлять американских астронавтов на МКС, посоветовав им вместо "Союзов" воспользоваться батутом. "Проанализировав санкции против нашего космодрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута", - написал вице-премьер в Twitter.

Рогозин отметил, что, "по сути, американцы хотят нас "зачистить" на рынке космических услуг, поставить под сомнение вообще способность российских предприятий создавать ракеты-носители и выводить (на орбиту) космические аппараты других стран. Он также предупреждал, что введенные санкции причинят ущерб и европейской космической отрасли, уточняет Forbes.

Отказ торгового государственного органа США в выдаче лицензии на экспорт в Россию продукции военного или двойного назначения, в том числе спутников, действительно ударил по американским союзникам. Европейцам фактически запретили запускать космические аппараты, в которых содержатся американские комплектующие, на российских ракетах-носителях.

Под действие санкций, в частности, попали телекоммуникационный космический аппарат Astra 2G люксембургской компании SAS, запуск которого планировался на июнь с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-М", два телекоммуникационных спутника Inmarsat 5 F2, которые также планировалось запустить "Протонами-М" в этом году, и турецкий спутник Turksat 4B.

Помимо этого, санкциями затронуты компании, которые намеревались запускать свои аппараты по контракту с International Launch Services (владелец - Космический центр им. Хруничева), а также аппараты, запускаемые в качестве попутной нагрузки на ракетах "Союз" и "Днепр", уточняет "Эксперт".

В ответ Россия, в духе последних геополитических тенденций, заявила о намерении развивать сотрудничество в космической сфере с Китаем. "19 мая в Пекине накануне саммита РФ-КНР обсудим с партнерами перспективные проекты двустороннего сотрудничества в космосе", - сообщил Дмитрий Рогозин в Twitter.

Вице-премьер уточнил, что, поскольку американская сторона больше не может считаться надежным партнером, правительство РФ "дало поручение Федеральному космическому агентству активизировать работу с нашими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чтобы с ними искать интересные проекты по освоению ближнего и дальнего космоса".

Решение об отказе от сотрудничества с США в космосе - взвешенное и обоснованное, подтвердил в интервью "Коммерсанту FM" зампред думского комитета по обороне Франц Клинцевич.

"Это реакция российской власти с точки зрения тех громких заявлений, которые в последние примерно три-четыре недели мы слышим, прежде всего, от американцев, от НАТО, когда нас не слышат, с нами не хотят разговаривать и не хотят воспринимать наши аргументы. Они привыкли к такой однозначности, привыкли к тому, что справедливо только то, что они говорят. Все остальное - это приведение к их ситуации с определенными наказаниями. Давно не понимают, что Россия уже совсем другая, что у нас будет и своя платформа в космосе, и мы в состоянии справиться со всеми проблемами, связанными со стратегическим планированием", - заявил он.

Для экспертов заявления Рогозина не были неожиданными, подтвердил в комментарии "Эху Москвы" академик Российской академии космонавтики Александр Железняков. Он уверен, что Россия может реализовывать альтернативные проекты в космосе и без сотрудничества с США.

Западная пресса тем временем продолжает зубоскалить по поводу российских космических амбиций. Журнал Time, ранее с иронией писавший о том, как "лунные наследники Юрия Гагарина вскарабкаются на борт лунной "Лады", направятся к морю Спокойствия и заменят звездно-полосатый флаг, установленный там Нилом Армстронгом, российским двуглавым орлом", теперь задается вопросом, не хочет ли Владимир Путин начать "звездные войны".

"Отложи свой световой меч, молодой Скайуокер!" - призывает издание, утверждая, что Россия отказывает США в продаже тех услуг, которыми никто и не собирался пользоваться, поскольку космические корабли Orbital Sciences и SpaceX должны приступить к полетам задолго до того, как программа МКС будет свернута.

"Космическая гонка закончилась, и Америка выиграла. Даже спустя десятилетия после славных дней лунных высадок NASA по-прежнему впереди и способно отправить корабли к Меркурию, Марсу, Юпитеру, Сатурну, Плутону и другим планетам. Россия? Да ладно. Мир может считаться с тем, как Россия нарушает законы в Европе или еще где-то, но в космосе? У нас все хорошо и без вас", - говорится в статье.

Приостановка работы наземных станций GPS, которой Вашингтону пригрозил Дмитрий Рогозин, может снизить точность американского высокоточного оружия по всему миру. Об этом "Интерфаксу" рассказал источник в российской ракетной отрасли.

"Отключение 11 этих станций окажет влияние на точность GPS по всему миру, прежде всего, это касается американского высокоточного оружия. Однако простым потребителям бояться нечего. Те же автомобильные навигаторы "не почувствуют" такого изменения точности", - утверждает эксперт.

11 станций, о которых идет речь, это станции системы International GNSS Service (IGS). Всего таких станций в мире установлено 150. Они позволяют строить точную модель геоида, то есть Земли, и чем точнее модель, тем более точными будут координаты, выдаваемые навигационными системами, в частности, GPS. Любая "дыра" скажется на точности всей модели, поясняет источник агентства.

В результате пострадают геодезисты, а также американские военные и их союзники, использующие высокоточное оружие, беспилотники и другую технику, для которой требуется точный GPS-сигнал.

Кроме 11 станций IGS, уточняет эксперт, в России располагается не поддающееся исчислению количество контрольно-корректирующих станций GPS. Только Москве их может быть десяток. "Их размещение ничем не регламентируется и никем не учитывается, а выглядят они как профессиональное геодезическое оборудование, умещающееся в чемоданчике. Эта аппаратура позволяет накапливать данные о координатах своего местоположения, выдаваемого навигационным сигналом GPS, и, устраняя ошибки и отклонения, вызванные внешними факторами, указывать точно местонахождение. В дальнейшем эти данные позволяют корректировать сигнал GPS на определенной площади", - говорится в комментарии.

Эти станции располагаются в России на основании соглашения от 1993 года в Калужской, Свердловской, Иркутской и Магаданской областях, в Красноярском крае, Якутии, на Чукотке и Сахалине.

В настоящее время энергоснабжение российского сегмента Международной космической станции зависит от американского. Изменить ситуацию станет возможно только после запуска многофункционального лабораторного (МЛМ) и научно-энергетического (НЭМ) модулей, утверждает источник "Интерфакса" в российской ракетно-космической отрасли.

"Американцы зависят от нас только в части доставки астронавтов, и они уже скоро избавятся от этой зависимости", - напомнил эксперт. А запуск МЛМ запланирован только в 2017 году. Сейчас он хранится в ГКНПЦ им. Хруничева.

МЛМ в сегодняшней конфигурации планировался к запуску к МКС весной 2014 года, однако специалисты Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" при проведении работ с модулем обнаружили посторонние частицы в его двигательной системе, с помощью которой в будущем планируется осуществлять коррекцию орбиты всей станции. Для устранения неисправностей в конце декабря 2013 года МЛМ был отправлен на завод-изготовитель, напоминает издание.

МЛМ был задуман как дублер функционально-грузового блока "Заря". Его создание началось в 1995 году за счет собственных средств центра им. Хруничева. В 2004 году его было решено преобразовать в полноценный летный модуль научного назначения. Запуск на орбиту откладывается с 2007 года. Стартовая масса МЛМ составляет 20,3 тонны, на борту находится до трех тонн оборудования. НЭМ существует только в виде эскизного проекта.

Использованы материалы:

Вмешательство без последствий: 81 страна мира может наложить санкции на США
США отказываются предоставлять доказательства, но продолжают утверждать, что Россия повлияла на результаты президентских выборов в США, якобы публикуя через Wikileaks письма, украденные хакерами в компьютерных системах Демократической и Республиканской партий. Более того, президент Барак Обама наказал Москву новыми санкциями, хотя, как отмечают американские ученые, Вашингтон сам уже много лет вмешивается в чужие президентские выборы, в том числе в России. При этом делает это без всяких для себя последствий. По данным ученого-политолога Университета Карнеги-Меллон Дова Левина, которые приводит Los Angeles Times, со времен Второй мировой войны США пытались повлиять на 81 избирательную кампанию за рубежом. Причем реальных вмешательств Вашингтона в дела чужих стран много больше, так как в список не входят государственные перевороты, которые последние 15 лет называют «цветными революциями». Кроме того, данные ограничиваются временными рамками — 2000-м годом. По определению Дова Левина, вмешательство в выборы — это затратные действия по влиянию на результаты выборов в пользу одной из сторон. В двух третях случаев американские операции проходили под завесой секретности и включали в себя финансирование и организацию избирательных кампаний, дезинфморацию и пропаганду, подготовку специалистов только одной стороны, а также оказание и прекращение финансовой помощи государству, где проходят выборы. Как отмечает ученый Университета Карнеги-Меллон, в 59% кампаний в других странах Вашингтон добился успеха, хотя его действия и приносили поддерживаемому кандидату в среднем около 3% дополнительных голосов. Россия, по данным Дова Левина, пыталась повлиять с 1946 по 2000 год на результаты 36 избирательных кампаний заграницей. Таким образом, делает вывод ученый, две супердержавы вмешивались в ход каждых девятых выборов. В качестве примера американской интервенции Дов Левин приводит Италию. В 1948 году мы бросили в этой средиземноморской стране все силы для победы христианских демократов над коммунистами, говорит ученый. По его словам, речь идет как о «сумках с деньгами» на финансирование кампании и американских специалистах, так и публичных угрозах прекратить помощь Италии в случае победы коммунистов. Подобная активность американцев, по данным Левина, сохранялась и во время следующих семи выборов. Никарагуа. В 1990 году ЦРУ организовало утечку материалов о коррупции марксистов в немецкие газеты и нанесло мощный удар по действующему президенту Даниэлю Ортега. Он проиграл оппозиционному кандидату Виолете Чаморро. В Чехословакии США обеспечили подготовку избирательного штаба и финансирование кампании партии Вацлава Гавела на первых демократических выборах в стране в 1990 году. «Идея была в том, чтобы полностью добить коммунизм», — рассказал Дов Левин Los Angeles Times. Впрочем, вмешательство Вашингтона в избирательные кампании других стран не ограничивалось целью не допустить коммунистов к власти. Белый дом стремился иметь контроль над государствами, в которых США видели собственные интересы. В 1986 году на Гаити свергли диктатора и союзника США Жан-Клода Дювалье и на выборах победил католический священник Жан-Бертран Аристид. Как писало The New York Times, ЦРУ взяло на содержание членов военной хунты Дювалье, чтобы убрать неугодного президента, который победил на выборах ставленника Вашингтона — бывшего служащего Всемирного банка и министра финансов Марка Базена. В России, как считает Левин, США пытались вмешаться в выборы с 1996 года, когда поддержали президента Бориса Ельцина тем, что одобрили кредит МВФ в $ 10,2 млрд. Деньги частично пошли на социальные траты в канун выборов — на пенсии и зарплаты. В Израиле США поддерживали кандидатов, которые выступали за процесс палестино-израильского мирного урегулирования. В 1996 году Билл Клинтон открыто поддержал на выборах Шимона Переса. Американский президент одобрил мирный саммит в египетском Шарм-эль-Шейхе и пригласил кандидата в Белый дом за месяц до выборов. «Мы считали, что если победит кандидат „Ликуда“ Биньямин Нетаньяху, то о мирном процессе на какое-то время можно забыть», — рассказал Los Angeles Times экс-сотрудник Госдепартамента Аарон Дэвид Миллер. В 1999 году стратеги Билла Клинтона помогали уже лейбористскому кандидату Эхуду Бараку противостоять Нетаньяху. В Югославии же американцы стремились изолировать сербских националистов и их лидера Слободана Милошевича, проведя военную операцию и наложив экономические санкции. Кроме того, в 2000 году Вашингтон потратил миллионы долларов на помощь оппозиционным политическим партиям и поддержку «независимых» средств массовой информации. Содержание СМИ и закупка оборудования для вещания стали решающим фактором в победе оппозиционного кандидата Воислава Коштуницы на выборах президента, считает Дов Левин: «Если бы этого не было, Милошевич, скорее всего, выиграл бы кампанию и остался на следующий срок». Вмешательство США в чужие выборы и дела иностранных государств до 2000 года имело последствия для всего мира. Но далеко не такие, как события последних 16 лет, о которых не говорит Дов Левин. Сегодня можно утверждать, что в новом веке стратегия Вашингтона по отстаиванию собственных интересов ушла далеко за пределы мирного влияния на избирательные процессы. «Оранжевая революция» и «Революция достоинства» на Украине, «Революция роз» в Грузии и, наконец, «Арабская весна» принесли хаос и войну в целые регионы. Причем, в большинстве случаев США не достигли желаемых результатов, если только не быть сторонником версии «управляемого хаоса». В провалах уже признаются и в самом Вашингтоне. Как сообщало EADaily, директор ЦРУ Джон Бреннан заявил вчера телеканалу CNN, что администрация Барака Обамы неверно представляла себе последствия «арабской весны» и нереалистично надеялась, что авторитарные режимы уйдут и придет демократия, которую хочет народ. Однако, по словам главы ЦРУ, «концепт демократии на самом деле не был укоренен во многих людях, культурах и странах». Правда, какие последствия США готовы нести за то, что, например, война в Сирии унесла около полумиллиона жизней, Джон Бреннан не уточнил.
Кроликам и кошкам присвоят номера
Единая система идентификации домашних и сельскохозяйственных животных появится в России к 2019 году. Для этого хозяева должны получить 15-значный буквенно-цифровой номер для своих питомцев. По поручению вице-премьера России Аркадия Дворковича до 15 февраля текущего года Минсельхоз, Минэкономразвития и Минфин должны разработать "дорожную карту" внедрения системы.
Голландия уничтожает материалы по крушению MH-17
Голландский суд изъял снимки и записи журналистов, сделанные на месте крушения MH-17 в Донбассе. Власти страны решили уничтожить часть материалов, которые могут пролить свет на обстоятельства катастрофы. О скандальном решении голландского суда рассказали репортеры Стефан Бек и Мишель Спеккерс, которых задержали после поездки в Донбасс. По их словам, власти хотели начать использовать изъятые материалы, но передумали после вмешательства Немецкого союза журналистов, представители которого призвали прекратить вопиющее беззаконие.
Отношения с Россией и лживые СМИ: что сказал Трамп на первой пресс-конференции
Дональд Трамп провел свою первую пресс-конференцию после победы на президентских выборах. Причем во вступительном слове говорил он, в основном, о внутренней политике США. Ну а вопросы журналистов касались по большей части России. В частности, Трамп заявил, что сотрудничество с нашей страной необходимо для победы над терроризмом.
Россия вернется в ПАСЕ после изменения регламента организации
Участие России в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы нецелесообразно, пока регламент организации позволяет лишать страны права голоса, убежден Вячеслав Володин. Заявление спикера Госдумы прозвучало в преддверии его встречи с главой ПАСЕ Педро Аграмунтом.
Минобороны Украины спешно правит биографию русского богатыря Ильи Муромца
Около полутора десятков правок внесли украинские чиновники в "Википедию", переписывая общеизвестные исторические факты, только в декабре 2016 года. Особо активно правилась статья в "Википедии" о былинном русском богатыре Илье Муромце. Как пишет украинский портал "Вести", правки вносились с ip-адресов Минобороны Украины. Цель правок – доказать приоритетность версии о происхождении Ильи Муромца из украинского села под Черниговом (Украина), а не из села Карачарово, что под Муромом Владимирской области. Кроме того, в статье, исправленной украинскими "редакторами", утверждается, что звали богатыря вовсе не Муромец (поскольку это очевидно указывает на место его рождения), а Моровлином или Муровцем:
Борис Джонсон удивил заявлением о России
Министр иностранных дел Великобритании кардинально поменял свое мнение о России. На встрече с американскими конгрессменами глава британской дипломатии призвал не демонизировать Москву и ее политику.
Глава Госдепа пойдет в атаку на РФ
Россия предпринимает действия, не беря во внимание интересы США. Такие слова, по данным издания Washington Post, прозвучат в среду от Рекса Тиллерсона, кандидатуру которого избранный президент США Дональд Трамп выдвинул на должность нового госсекретаря.