США надеются на продолжение космического сотрудничества с Россией, готовой переориентироваться на Китай

США отреагировали на высказанные накануне российским вице-премьером предположения о возможном прекращении совместных проектов РФ и США в космической отрасли, в том числе касательно прекращения эксплуатации МКС после 2020 года.

Представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки заявила, что Соединенные Штаты надеются на продолжение сотрудничества. "Мы по-прежнему сотрудничаем по ряду вопросов. У нас действительно есть некоторые одинаковые материалы, которые мы можем использовать в будущем, и поэтому мы надеемся, что сможем продолжить нашу работу с Россией", - сказала она.

Псаки сообщила, что в NASA пока не получали никаких уведомлений от России о прекращении финансирования Международной космической станции. В официальном комментарии американского аэрокосмического агентства, которое цитирует ИТАР-ТАСС, говорится: "Космическое сотрудничество было отличительной чертой американо-российских отношений, в том числе в разгар холодной войны, но в особенности в последние 13 лет постоянного присутствия людей на борту Международной космической станции".

Вопрос о возможном разрыве американо-российских контрактов в космической сфере на фоне украинского кризиса и введения санкций со стороны Запада возникал неоднократно. В начале апреля Госдепу США уже приходилось опровергать слухи о том, что NASA даны указания о сворачивании сотрудничества с Россией. Тогда, как выяснилось, агентство попыталось использовать возникшее между Вашингтоном и Москвой напряжение для решения своих финансовых проблем.

А в конце апреля Дмитрий Рогозин, комментируя очередной пакет санкций со стороны Вашингтона, заявил, что Россия может отказаться доставлять американских астронавтов на МКС, посоветовав им вместо "Союзов" воспользоваться батутом. "Проанализировав санкции против нашего космодрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута", - написал вице-премьер в Twitter.

Рогозин отметил, что, "по сути, американцы хотят нас "зачистить" на рынке космических услуг, поставить под сомнение вообще способность российских предприятий создавать ракеты-носители и выводить (на орбиту) космические аппараты других стран. Он также предупреждал, что введенные санкции причинят ущерб и европейской космической отрасли, уточняет Forbes.

Отказ торгового государственного органа США в выдаче лицензии на экспорт в Россию продукции военного или двойного назначения, в том числе спутников, действительно ударил по американским союзникам. Европейцам фактически запретили запускать космические аппараты, в которых содержатся американские комплектующие, на российских ракетах-носителях.

Под действие санкций, в частности, попали телекоммуникационный космический аппарат Astra 2G люксембургской компании SAS, запуск которого планировался на июнь с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-М", два телекоммуникационных спутника Inmarsat 5 F2, которые также планировалось запустить "Протонами-М" в этом году, и турецкий спутник Turksat 4B.

Помимо этого, санкциями затронуты компании, которые намеревались запускать свои аппараты по контракту с International Launch Services (владелец - Космический центр им. Хруничева), а также аппараты, запускаемые в качестве попутной нагрузки на ракетах "Союз" и "Днепр", уточняет "Эксперт".

В ответ Россия, в духе последних геополитических тенденций, заявила о намерении развивать сотрудничество в космической сфере с Китаем. "19 мая в Пекине накануне саммита РФ-КНР обсудим с партнерами перспективные проекты двустороннего сотрудничества в космосе", - сообщил Дмитрий Рогозин в Twitter.

Вице-премьер уточнил, что, поскольку американская сторона больше не может считаться надежным партнером, правительство РФ "дало поручение Федеральному космическому агентству активизировать работу с нашими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чтобы с ними искать интересные проекты по освоению ближнего и дальнего космоса".

Решение об отказе от сотрудничества с США в космосе - взвешенное и обоснованное, подтвердил в интервью "Коммерсанту FM" зампред думского комитета по обороне Франц Клинцевич.

"Это реакция российской власти с точки зрения тех громких заявлений, которые в последние примерно три-четыре недели мы слышим, прежде всего, от американцев, от НАТО, когда нас не слышат, с нами не хотят разговаривать и не хотят воспринимать наши аргументы. Они привыкли к такой однозначности, привыкли к тому, что справедливо только то, что они говорят. Все остальное - это приведение к их ситуации с определенными наказаниями. Давно не понимают, что Россия уже совсем другая, что у нас будет и своя платформа в космосе, и мы в состоянии справиться со всеми проблемами, связанными со стратегическим планированием", - заявил он.

Для экспертов заявления Рогозина не были неожиданными, подтвердил в комментарии "Эху Москвы" академик Российской академии космонавтики Александр Железняков. Он уверен, что Россия может реализовывать альтернативные проекты в космосе и без сотрудничества с США.

Западная пресса тем временем продолжает зубоскалить по поводу российских космических амбиций. Журнал Time, ранее с иронией писавший о том, как "лунные наследники Юрия Гагарина вскарабкаются на борт лунной "Лады", направятся к морю Спокойствия и заменят звездно-полосатый флаг, установленный там Нилом Армстронгом, российским двуглавым орлом", теперь задается вопросом, не хочет ли Владимир Путин начать "звездные войны".

"Отложи свой световой меч, молодой Скайуокер!" - призывает издание, утверждая, что Россия отказывает США в продаже тех услуг, которыми никто и не собирался пользоваться, поскольку космические корабли Orbital Sciences и SpaceX должны приступить к полетам задолго до того, как программа МКС будет свернута.

"Космическая гонка закончилась, и Америка выиграла. Даже спустя десятилетия после славных дней лунных высадок NASA по-прежнему впереди и способно отправить корабли к Меркурию, Марсу, Юпитеру, Сатурну, Плутону и другим планетам. Россия? Да ладно. Мир может считаться с тем, как Россия нарушает законы в Европе или еще где-то, но в космосе? У нас все хорошо и без вас", - говорится в статье.

Приостановка работы наземных станций GPS, которой Вашингтону пригрозил Дмитрий Рогозин, может снизить точность американского высокоточного оружия по всему миру. Об этом "Интерфаксу" рассказал источник в российской ракетной отрасли.

"Отключение 11 этих станций окажет влияние на точность GPS по всему миру, прежде всего, это касается американского высокоточного оружия. Однако простым потребителям бояться нечего. Те же автомобильные навигаторы "не почувствуют" такого изменения точности", - утверждает эксперт.

11 станций, о которых идет речь, это станции системы International GNSS Service (IGS). Всего таких станций в мире установлено 150. Они позволяют строить точную модель геоида, то есть Земли, и чем точнее модель, тем более точными будут координаты, выдаваемые навигационными системами, в частности, GPS. Любая "дыра" скажется на точности всей модели, поясняет источник агентства.

В результате пострадают геодезисты, а также американские военные и их союзники, использующие высокоточное оружие, беспилотники и другую технику, для которой требуется точный GPS-сигнал.

Кроме 11 станций IGS, уточняет эксперт, в России располагается не поддающееся исчислению количество контрольно-корректирующих станций GPS. Только Москве их может быть десяток. "Их размещение ничем не регламентируется и никем не учитывается, а выглядят они как профессиональное геодезическое оборудование, умещающееся в чемоданчике. Эта аппаратура позволяет накапливать данные о координатах своего местоположения, выдаваемого навигационным сигналом GPS, и, устраняя ошибки и отклонения, вызванные внешними факторами, указывать точно местонахождение. В дальнейшем эти данные позволяют корректировать сигнал GPS на определенной площади", - говорится в комментарии.

Эти станции располагаются в России на основании соглашения от 1993 года в Калужской, Свердловской, Иркутской и Магаданской областях, в Красноярском крае, Якутии, на Чукотке и Сахалине.

В настоящее время энергоснабжение российского сегмента Международной космической станции зависит от американского. Изменить ситуацию станет возможно только после запуска многофункционального лабораторного (МЛМ) и научно-энергетического (НЭМ) модулей, утверждает источник "Интерфакса" в российской ракетно-космической отрасли.

"Американцы зависят от нас только в части доставки астронавтов, и они уже скоро избавятся от этой зависимости", - напомнил эксперт. А запуск МЛМ запланирован только в 2017 году. Сейчас он хранится в ГКНПЦ им. Хруничева.

МЛМ в сегодняшней конфигурации планировался к запуску к МКС весной 2014 года, однако специалисты Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" при проведении работ с модулем обнаружили посторонние частицы в его двигательной системе, с помощью которой в будущем планируется осуществлять коррекцию орбиты всей станции. Для устранения неисправностей в конце декабря 2013 года МЛМ был отправлен на завод-изготовитель, напоминает издание.

МЛМ был задуман как дублер функционально-грузового блока "Заря". Его создание началось в 1995 году за счет собственных средств центра им. Хруничева. В 2004 году его было решено преобразовать в полноценный летный модуль научного назначения. Запуск на орбиту откладывается с 2007 года. Стартовая масса МЛМ составляет 20,3 тонны, на борту находится до трех тонн оборудования. НЭМ существует только в виде эскизного проекта.

Использованы материалы:

Москву отметелит
В ближайшие дни москвичи в очередной раз зададутся непатриотичным вопросом, почему их предки поселились именно на этой широте, а не южнее. Погода в столице будет по-настоящему зимней, с морозами, снегопадами и метелями. Только в конце следующей недели горожан ждет потепление, которое будет сопровождаться аномально низким атмосферным давлением.
Варшава и Киев тандемом двинулись на "Северный поток-2"
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Киев и Варшава договорились о совместных действиях в вопросе недопущения реализации международного газового проекта «Северный поток - 2». Об этом украинский лидер заявил во время выступления на пресс-конференции в Польше, сообщает «112 Украина» в пятницу, 2 декабря.
Stratfor: Россия усилится, а Запад ждет раскол
Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor сделала прогноз геополитической обстановки в ближайшем будущем. Компания считает, что избрание президентом США Дональда Трампа позволит реализовать "потепление" в отношениях с Россией. Автор анализа полагает, что новая администрация может отметь трехлетние санкции против Москвы. Это позволит России усилить влияние в странах бывшего СССР. Раскол в Евросоюзе также облегчит России выход из кризиса, обусловленного экономическими санкциями и низкими ценами на нефть. Stratfor полагает, что теперь "удача повернулась к России другой стороной". Бывшие советские республики, скорее всего, "переоценят позицию по отношению к Западу": 1. Новый президент Молдавии социалист Игорь Додон наверняка попытается установить более тесные экономические связи с Россией.
Дипломатов напугала бесцеремонность Трампа
Телефонные переговоры избранного президента США с мировыми лидерами пугает дипломатический корпус. Дональд Трамп не особо церемонится с собеседниками и не стесняется в выражениях. Белый дом обратился к Трампу с предложением провести "мастер-класс" по дипломатическому протоколу и регламенту. Пресс-секретарь Джош Эрнест призвал избранного президента принять "профессиональную помощь" – и научиться правильно разговаривать с президентами и премьерами.
Норвегия и Финляндия размораживают отношения с Россией
Финляндия и Норвегия возобновляют торгово-экономические контакты с Россией, несмотря на действующие санкции в отношении РФ. Это говорит о все меньшем желании этих стран продлевать санкции, считают эксперты. Норвегия и Финляндия начинают налаживать экономические и торговые контакты с Россией после введения санкций. Как отмечает Financial Times, это является признаком потепления в отношениях стран. Ранее на этой неделе норвежские чиновники встретились с министром природных ресурсов и экологии России Сергеем Донским и договорились обменяться данными сейсмических наблюдений для разведки нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе рядом с общей границей. Как сообщили в пресс-службе правительства Норвегии, стороны обсудили и возможное возобновление диалога по вопросам торговли и экономики.
Порошенко "погорел" на тотальной коррупции
Депутат Верховной рады Александр Онищенко назвал Петра Порошенко самым коррумпированным государственным деятелем в стране. Компромат на президента Украины чиновник передал американским спецслужбам. Онищенко заявил, что Порошенко "вместо ведения бизнеса в последнее время занимался только рейдерством и вымогал у всех крупных бизнесменов деньги". Он рассказал, что по указке главы Украины арестовывались активы несговорчивых предпринимателей.
Тимошенко списывает Порошенко в утиль с гарантиями
Юлия Тимошенко, которую, если бы выборы состоялись сейчас, большинство украинцев  хотели бы видеть в президентском кресле,  заявила в интервью в программе Евгения Киселева на телеканале NewsOne, что нынешний глава государства Петр Порошенко понимает, что его политической карьере пришел конец, и  готов оставить свой пост. Еще бы - рейтинг его поддержки составляет менее 3%, столь "популярного" президента, пожалуй, во всем мире еще надо сыскать.
ФСБ: Иностранные спецслужбы готовили кибератаки на финансовую систему России
Иностранные спецслужбы готовились начать с 5 декабря масштабные кибератаки с целью дестабилизации финансовой системы России, сообщила Федеральная служба безопасности России, добавив, что командные центры для кибератак расположены в Нидерландах и принадлежат украинской компании.