США надеются на продолжение космического сотрудничества с Россией, готовой переориентироваться на Китай

США отреагировали на высказанные накануне российским вице-премьером предположения о возможном прекращении совместных проектов РФ и США в космической отрасли, в том числе касательно прекращения эксплуатации МКС после 2020 года.

Представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки заявила, что Соединенные Штаты надеются на продолжение сотрудничества. "Мы по-прежнему сотрудничаем по ряду вопросов. У нас действительно есть некоторые одинаковые материалы, которые мы можем использовать в будущем, и поэтому мы надеемся, что сможем продолжить нашу работу с Россией", - сказала она.

Псаки сообщила, что в NASA пока не получали никаких уведомлений от России о прекращении финансирования Международной космической станции. В официальном комментарии американского аэрокосмического агентства, которое цитирует ИТАР-ТАСС, говорится: "Космическое сотрудничество было отличительной чертой американо-российских отношений, в том числе в разгар холодной войны, но в особенности в последние 13 лет постоянного присутствия людей на борту Международной космической станции".

Вопрос о возможном разрыве американо-российских контрактов в космической сфере на фоне украинского кризиса и введения санкций со стороны Запада возникал неоднократно. В начале апреля Госдепу США уже приходилось опровергать слухи о том, что NASA даны указания о сворачивании сотрудничества с Россией. Тогда, как выяснилось, агентство попыталось использовать возникшее между Вашингтоном и Москвой напряжение для решения своих финансовых проблем.

А в конце апреля Дмитрий Рогозин, комментируя очередной пакет санкций со стороны Вашингтона, заявил, что Россия может отказаться доставлять американских астронавтов на МКС, посоветовав им вместо "Союзов" воспользоваться батутом. "Проанализировав санкции против нашего космодрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута", - написал вице-премьер в Twitter.

Рогозин отметил, что, "по сути, американцы хотят нас "зачистить" на рынке космических услуг, поставить под сомнение вообще способность российских предприятий создавать ракеты-носители и выводить (на орбиту) космические аппараты других стран. Он также предупреждал, что введенные санкции причинят ущерб и европейской космической отрасли, уточняет Forbes.

Отказ торгового государственного органа США в выдаче лицензии на экспорт в Россию продукции военного или двойного назначения, в том числе спутников, действительно ударил по американским союзникам. Европейцам фактически запретили запускать космические аппараты, в которых содержатся американские комплектующие, на российских ракетах-носителях.

Под действие санкций, в частности, попали телекоммуникационный космический аппарат Astra 2G люксембургской компании SAS, запуск которого планировался на июнь с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-М", два телекоммуникационных спутника Inmarsat 5 F2, которые также планировалось запустить "Протонами-М" в этом году, и турецкий спутник Turksat 4B.

Помимо этого, санкциями затронуты компании, которые намеревались запускать свои аппараты по контракту с International Launch Services (владелец - Космический центр им. Хруничева), а также аппараты, запускаемые в качестве попутной нагрузки на ракетах "Союз" и "Днепр", уточняет "Эксперт".

В ответ Россия, в духе последних геополитических тенденций, заявила о намерении развивать сотрудничество в космической сфере с Китаем. "19 мая в Пекине накануне саммита РФ-КНР обсудим с партнерами перспективные проекты двустороннего сотрудничества в космосе", - сообщил Дмитрий Рогозин в Twitter.

Вице-премьер уточнил, что, поскольку американская сторона больше не может считаться надежным партнером, правительство РФ "дало поручение Федеральному космическому агентству активизировать работу с нашими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чтобы с ними искать интересные проекты по освоению ближнего и дальнего космоса".

Решение об отказе от сотрудничества с США в космосе - взвешенное и обоснованное, подтвердил в интервью "Коммерсанту FM" зампред думского комитета по обороне Франц Клинцевич.

"Это реакция российской власти с точки зрения тех громких заявлений, которые в последние примерно три-четыре недели мы слышим, прежде всего, от американцев, от НАТО, когда нас не слышат, с нами не хотят разговаривать и не хотят воспринимать наши аргументы. Они привыкли к такой однозначности, привыкли к тому, что справедливо только то, что они говорят. Все остальное - это приведение к их ситуации с определенными наказаниями. Давно не понимают, что Россия уже совсем другая, что у нас будет и своя платформа в космосе, и мы в состоянии справиться со всеми проблемами, связанными со стратегическим планированием", - заявил он.

Для экспертов заявления Рогозина не были неожиданными, подтвердил в комментарии "Эху Москвы" академик Российской академии космонавтики Александр Железняков. Он уверен, что Россия может реализовывать альтернативные проекты в космосе и без сотрудничества с США.

Западная пресса тем временем продолжает зубоскалить по поводу российских космических амбиций. Журнал Time, ранее с иронией писавший о том, как "лунные наследники Юрия Гагарина вскарабкаются на борт лунной "Лады", направятся к морю Спокойствия и заменят звездно-полосатый флаг, установленный там Нилом Армстронгом, российским двуглавым орлом", теперь задается вопросом, не хочет ли Владимир Путин начать "звездные войны".

"Отложи свой световой меч, молодой Скайуокер!" - призывает издание, утверждая, что Россия отказывает США в продаже тех услуг, которыми никто и не собирался пользоваться, поскольку космические корабли Orbital Sciences и SpaceX должны приступить к полетам задолго до того, как программа МКС будет свернута.

"Космическая гонка закончилась, и Америка выиграла. Даже спустя десятилетия после славных дней лунных высадок NASA по-прежнему впереди и способно отправить корабли к Меркурию, Марсу, Юпитеру, Сатурну, Плутону и другим планетам. Россия? Да ладно. Мир может считаться с тем, как Россия нарушает законы в Европе или еще где-то, но в космосе? У нас все хорошо и без вас", - говорится в статье.

Приостановка работы наземных станций GPS, которой Вашингтону пригрозил Дмитрий Рогозин, может снизить точность американского высокоточного оружия по всему миру. Об этом "Интерфаксу" рассказал источник в российской ракетной отрасли.

"Отключение 11 этих станций окажет влияние на точность GPS по всему миру, прежде всего, это касается американского высокоточного оружия. Однако простым потребителям бояться нечего. Те же автомобильные навигаторы "не почувствуют" такого изменения точности", - утверждает эксперт.

11 станций, о которых идет речь, это станции системы International GNSS Service (IGS). Всего таких станций в мире установлено 150. Они позволяют строить точную модель геоида, то есть Земли, и чем точнее модель, тем более точными будут координаты, выдаваемые навигационными системами, в частности, GPS. Любая "дыра" скажется на точности всей модели, поясняет источник агентства.

В результате пострадают геодезисты, а также американские военные и их союзники, использующие высокоточное оружие, беспилотники и другую технику, для которой требуется точный GPS-сигнал.

Кроме 11 станций IGS, уточняет эксперт, в России располагается не поддающееся исчислению количество контрольно-корректирующих станций GPS. Только Москве их может быть десяток. "Их размещение ничем не регламентируется и никем не учитывается, а выглядят они как профессиональное геодезическое оборудование, умещающееся в чемоданчике. Эта аппаратура позволяет накапливать данные о координатах своего местоположения, выдаваемого навигационным сигналом GPS, и, устраняя ошибки и отклонения, вызванные внешними факторами, указывать точно местонахождение. В дальнейшем эти данные позволяют корректировать сигнал GPS на определенной площади", - говорится в комментарии.

Эти станции располагаются в России на основании соглашения от 1993 года в Калужской, Свердловской, Иркутской и Магаданской областях, в Красноярском крае, Якутии, на Чукотке и Сахалине.

В настоящее время энергоснабжение российского сегмента Международной космической станции зависит от американского. Изменить ситуацию станет возможно только после запуска многофункционального лабораторного (МЛМ) и научно-энергетического (НЭМ) модулей, утверждает источник "Интерфакса" в российской ракетно-космической отрасли.

"Американцы зависят от нас только в части доставки астронавтов, и они уже скоро избавятся от этой зависимости", - напомнил эксперт. А запуск МЛМ запланирован только в 2017 году. Сейчас он хранится в ГКНПЦ им. Хруничева.

МЛМ в сегодняшней конфигурации планировался к запуску к МКС весной 2014 года, однако специалисты Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" при проведении работ с модулем обнаружили посторонние частицы в его двигательной системе, с помощью которой в будущем планируется осуществлять коррекцию орбиты всей станции. Для устранения неисправностей в конце декабря 2013 года МЛМ был отправлен на завод-изготовитель, напоминает издание.

МЛМ был задуман как дублер функционально-грузового блока "Заря". Его создание началось в 1995 году за счет собственных средств центра им. Хруничева. В 2004 году его было решено преобразовать в полноценный летный модуль научного назначения. Запуск на орбиту откладывается с 2007 года. Стартовая масса МЛМ составляет 20,3 тонны, на борту находится до трех тонн оборудования. НЭМ существует только в виде эскизного проекта.

Использованы материалы:

Турция не будет терпеть двуличие ЕС, заявил Эрдоган
Анкара не будет терпеть двуличную политику Евросоюза, который не сдерживает своих обещаний перед Турцией, заявил президент страны Тайип Эрдоган, выступая на внеочередном съезде правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в воскресенье.
Украина вынуждает Москву применить к ней настоящие санкции
Россия решила пожаловаться в ВТО на ограничения в экономической деятельности, которые применила против нее Украина. Эксперты подчеркивают: для ВТО это шанс доказать свою необходимость или как минимум свою пользу для России. В противном случае против Украины могут быть введены действительно серьезные санкции – иных способов диалога с Киевом у РФ уже не осталось.
Рейтинг одобрения деятельности Трампа в США достиг рекордно низких значений
После того, как президент США Дональд Трамп уволил директора ФБР Джеймса Коми и якобы передал России сверхсекретную информацию о борьбе с террористами, рейтинг одобрения его деятельности опустился до рекордно низкого уровня. По данным исследования, проведенного агентством Reuters и социологической службой Ipsos, политику главы государства сейчас поддерживают лишь 38 процентов американцев. Отрицательно работу Трампа оценили 56 процентов опрошенных, а оставшиеся 6 процентов пока не определились с выводами. При этом среди сторонников Республиканской партии доля противников деятельности Трампа составила 23 процента - на 7 процентов больше, чем на минувшей неделе. Именно этот фактор, как считают эксперты, повлиял на столь негативные общие показатели. Опрос проводился на английском языке на территории всех Соединенных Штатов. В нем приняли участие 1971 человек, включая 721 сторонника Республиканской партии и 795 - Демократической. Как отмечается, статистическая погрешность составляет не более 3 процентов. Отметим, что в конце апреля, когда результаты собственного опроса обнародовали телеканал ABC и газета The Washington Post, президент Трамп назвал низкий рейтинг одобрения его деятельности не отражающим реального положения дел. По его словам, все это - следствие "негатива", который публикуют в его отношении средства массовой информации. В середине этой недели Трамп, комментируя последние события, назвал их "охотой на ведьм". "Идет самая крупная "охота на ведьм" против политика за всю американскую историю", - написал он в своем Twitter. И добавил, что "за время предвыборной кампании Хиллари Клинтон и за время работы администрации Барака Обамы было сделано много незаконного. Но никто не назначал спецпрокурора для расследования".
Россия подает в ВТО иск к Украине за все
Москва направила в орган по разрешению споров Всемирной торговой организации (ВТО) запрос на проведение консультаций в связи с постоянно вводимыми Украиной санкциями против России, передает ТАСС. Такой же запрос направлен в правительство Украины.   Запрос подан в связи с постоянными "ограничениями, запретами, особыми требованиями и процедурами в отношении российских товаров, услуг и лиц на украинском рынке, а также в отношении транзита через Украину", - рассказал журналистам глава Минэкономразвития Максим Орешкин, находящийся на встрече министров торговли стран АТЭС. "Число антироссийских мер, их характер, охват подпадающих под ограничения отраслей свидетельствуют о том, что Украина системно и сознательно нарушает свои международные обязательства, игнорируя правила международной торговли, другие нормы международного права", - подчеркнул российский министр экономики. По словам Орешкина, есть серьезные основания предполагать, что ограничительные меры в отношении России Киев предпринимает в нарушение собственных обязательств в ВТО. Комплексный иск, который Россия подала в ВТО, касается не только торговых ограничений – таких, как запретах на ввоз из России мясных и молочных продуктов, вино-водочных изделий, оборудования для железных дорог, удобрений и других товаров. "Также мы классифицируем ограничения на операции с украинской валютой, запрет на аккредитацию журналистов российских новостных агентств и других СМИ", - подытожил Орешкин.
Роухани победил на выборах президента Ирана
Хасан Роухани одержал победу на выборах президента Ирана, набрав 59% голосов избирателей, за него проголосовали 22 млн 800 тыс. жителей страны; Роухани переизбран на пост главы государства, передает Associated Press.
Правозащитники из США смягчают санкции по Крыму
Крымскому региону прогнозируют в ближайшей перспективе послабление западных санкций. Такое мнение высказала глава делегации США в Крыму, президент американского Центра гражданских инициатив Шэрон Теннисон, сообщает РИА "Новости" в пятницу, 19 мая. Члены делегации США в Крыму посетили "Артек". Фото: "Крыминформ" Она считает, что ситуация с ограничительными мерами, введенными против крымчан, изменится "не в долгосрочной перспективе", а уже в ближайшем будущем. "И здесь я говорю о сроках в 6 месяцев, в 12 месяцев. Это то, что я вижу, анализируя информацию, которую получаю с американских и европейских источников", - отметила Теннисон на пресс-конференции в Симферополе.
Конец маября
Погода в Москве в ближайшие дни будет склонной к перемене, причем дело касается не только ветра в мае, но также и температуры, и вероятности осадков. Стабильно только одно: к дневным холодам, которые царили с начала месяца, столица этой весной не вернется.
Удар по Польше и Литве: Британия планирует поставить барьер гастарбайтерам
Тереза Мэй в минувший четверг, 18 мая, объявила, что в случае победы на выборах 8 июня, правительство консерваторов удвоит ставки, которые британские предприятия должны будут платить в бюджет за каждого нанимаемого ими работника из числа неграждан Великобритании и ЕС. В настоящее время обязательная годовая выплата за одного такого сотрудника составляет £ 1000 (1170 €). Новый же тариф, обещанный Мэй, составит £ 2000 (2340 €).