США надеются на продолжение космического сотрудничества с Россией, готовой переориентироваться на Китай

США отреагировали на высказанные накануне российским вице-премьером предположения о возможном прекращении совместных проектов РФ и США в космической отрасли, в том числе касательно прекращения эксплуатации МКС после 2020 года.

Представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки заявила, что Соединенные Штаты надеются на продолжение сотрудничества. "Мы по-прежнему сотрудничаем по ряду вопросов. У нас действительно есть некоторые одинаковые материалы, которые мы можем использовать в будущем, и поэтому мы надеемся, что сможем продолжить нашу работу с Россией", - сказала она.

Псаки сообщила, что в NASA пока не получали никаких уведомлений от России о прекращении финансирования Международной космической станции. В официальном комментарии американского аэрокосмического агентства, которое цитирует ИТАР-ТАСС, говорится: "Космическое сотрудничество было отличительной чертой американо-российских отношений, в том числе в разгар холодной войны, но в особенности в последние 13 лет постоянного присутствия людей на борту Международной космической станции".

Вопрос о возможном разрыве американо-российских контрактов в космической сфере на фоне украинского кризиса и введения санкций со стороны Запада возникал неоднократно. В начале апреля Госдепу США уже приходилось опровергать слухи о том, что NASA даны указания о сворачивании сотрудничества с Россией. Тогда, как выяснилось, агентство попыталось использовать возникшее между Вашингтоном и Москвой напряжение для решения своих финансовых проблем.

А в конце апреля Дмитрий Рогозин, комментируя очередной пакет санкций со стороны Вашингтона, заявил, что Россия может отказаться доставлять американских астронавтов на МКС, посоветовав им вместо "Союзов" воспользоваться батутом. "Проанализировав санкции против нашего космодрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута", - написал вице-премьер в Twitter.

Рогозин отметил, что, "по сути, американцы хотят нас "зачистить" на рынке космических услуг, поставить под сомнение вообще способность российских предприятий создавать ракеты-носители и выводить (на орбиту) космические аппараты других стран. Он также предупреждал, что введенные санкции причинят ущерб и европейской космической отрасли, уточняет Forbes.

Отказ торгового государственного органа США в выдаче лицензии на экспорт в Россию продукции военного или двойного назначения, в том числе спутников, действительно ударил по американским союзникам. Европейцам фактически запретили запускать космические аппараты, в которых содержатся американские комплектующие, на российских ракетах-носителях.

Под действие санкций, в частности, попали телекоммуникационный космический аппарат Astra 2G люксембургской компании SAS, запуск которого планировался на июнь с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-М", два телекоммуникационных спутника Inmarsat 5 F2, которые также планировалось запустить "Протонами-М" в этом году, и турецкий спутник Turksat 4B.

Помимо этого, санкциями затронуты компании, которые намеревались запускать свои аппараты по контракту с International Launch Services (владелец - Космический центр им. Хруничева), а также аппараты, запускаемые в качестве попутной нагрузки на ракетах "Союз" и "Днепр", уточняет "Эксперт".

В ответ Россия, в духе последних геополитических тенденций, заявила о намерении развивать сотрудничество в космической сфере с Китаем. "19 мая в Пекине накануне саммита РФ-КНР обсудим с партнерами перспективные проекты двустороннего сотрудничества в космосе", - сообщил Дмитрий Рогозин в Twitter.

Вице-премьер уточнил, что, поскольку американская сторона больше не может считаться надежным партнером, правительство РФ "дало поручение Федеральному космическому агентству активизировать работу с нашими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чтобы с ними искать интересные проекты по освоению ближнего и дальнего космоса".

Решение об отказе от сотрудничества с США в космосе - взвешенное и обоснованное, подтвердил в интервью "Коммерсанту FM" зампред думского комитета по обороне Франц Клинцевич.

"Это реакция российской власти с точки зрения тех громких заявлений, которые в последние примерно три-четыре недели мы слышим, прежде всего, от американцев, от НАТО, когда нас не слышат, с нами не хотят разговаривать и не хотят воспринимать наши аргументы. Они привыкли к такой однозначности, привыкли к тому, что справедливо только то, что они говорят. Все остальное - это приведение к их ситуации с определенными наказаниями. Давно не понимают, что Россия уже совсем другая, что у нас будет и своя платформа в космосе, и мы в состоянии справиться со всеми проблемами, связанными со стратегическим планированием", - заявил он.

Для экспертов заявления Рогозина не были неожиданными, подтвердил в комментарии "Эху Москвы" академик Российской академии космонавтики Александр Железняков. Он уверен, что Россия может реализовывать альтернативные проекты в космосе и без сотрудничества с США.

Западная пресса тем временем продолжает зубоскалить по поводу российских космических амбиций. Журнал Time, ранее с иронией писавший о том, как "лунные наследники Юрия Гагарина вскарабкаются на борт лунной "Лады", направятся к морю Спокойствия и заменят звездно-полосатый флаг, установленный там Нилом Армстронгом, российским двуглавым орлом", теперь задается вопросом, не хочет ли Владимир Путин начать "звездные войны".

"Отложи свой световой меч, молодой Скайуокер!" - призывает издание, утверждая, что Россия отказывает США в продаже тех услуг, которыми никто и не собирался пользоваться, поскольку космические корабли Orbital Sciences и SpaceX должны приступить к полетам задолго до того, как программа МКС будет свернута.

"Космическая гонка закончилась, и Америка выиграла. Даже спустя десятилетия после славных дней лунных высадок NASA по-прежнему впереди и способно отправить корабли к Меркурию, Марсу, Юпитеру, Сатурну, Плутону и другим планетам. Россия? Да ладно. Мир может считаться с тем, как Россия нарушает законы в Европе или еще где-то, но в космосе? У нас все хорошо и без вас", - говорится в статье.

Приостановка работы наземных станций GPS, которой Вашингтону пригрозил Дмитрий Рогозин, может снизить точность американского высокоточного оружия по всему миру. Об этом "Интерфаксу" рассказал источник в российской ракетной отрасли.

"Отключение 11 этих станций окажет влияние на точность GPS по всему миру, прежде всего, это касается американского высокоточного оружия. Однако простым потребителям бояться нечего. Те же автомобильные навигаторы "не почувствуют" такого изменения точности", - утверждает эксперт.

11 станций, о которых идет речь, это станции системы International GNSS Service (IGS). Всего таких станций в мире установлено 150. Они позволяют строить точную модель геоида, то есть Земли, и чем точнее модель, тем более точными будут координаты, выдаваемые навигационными системами, в частности, GPS. Любая "дыра" скажется на точности всей модели, поясняет источник агентства.

В результате пострадают геодезисты, а также американские военные и их союзники, использующие высокоточное оружие, беспилотники и другую технику, для которой требуется точный GPS-сигнал.

Кроме 11 станций IGS, уточняет эксперт, в России располагается не поддающееся исчислению количество контрольно-корректирующих станций GPS. Только Москве их может быть десяток. "Их размещение ничем не регламентируется и никем не учитывается, а выглядят они как профессиональное геодезическое оборудование, умещающееся в чемоданчике. Эта аппаратура позволяет накапливать данные о координатах своего местоположения, выдаваемого навигационным сигналом GPS, и, устраняя ошибки и отклонения, вызванные внешними факторами, указывать точно местонахождение. В дальнейшем эти данные позволяют корректировать сигнал GPS на определенной площади", - говорится в комментарии.

Эти станции располагаются в России на основании соглашения от 1993 года в Калужской, Свердловской, Иркутской и Магаданской областях, в Красноярском крае, Якутии, на Чукотке и Сахалине.

В настоящее время энергоснабжение российского сегмента Международной космической станции зависит от американского. Изменить ситуацию станет возможно только после запуска многофункционального лабораторного (МЛМ) и научно-энергетического (НЭМ) модулей, утверждает источник "Интерфакса" в российской ракетно-космической отрасли.

"Американцы зависят от нас только в части доставки астронавтов, и они уже скоро избавятся от этой зависимости", - напомнил эксперт. А запуск МЛМ запланирован только в 2017 году. Сейчас он хранится в ГКНПЦ им. Хруничева.

МЛМ в сегодняшней конфигурации планировался к запуску к МКС весной 2014 года, однако специалисты Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" при проведении работ с модулем обнаружили посторонние частицы в его двигательной системе, с помощью которой в будущем планируется осуществлять коррекцию орбиты всей станции. Для устранения неисправностей в конце декабря 2013 года МЛМ был отправлен на завод-изготовитель, напоминает издание.

МЛМ был задуман как дублер функционально-грузового блока "Заря". Его создание началось в 1995 году за счет собственных средств центра им. Хруничева. В 2004 году его было решено преобразовать в полноценный летный модуль научного назначения. Запуск на орбиту откладывается с 2007 года. Стартовая масса МЛМ составляет 20,3 тонны, на борту находится до трех тонн оборудования. НЭМ существует только в виде эскизного проекта.

Использованы материалы:

Ле Пен может победить Макрона, что пугает банкиров и политиков
Успехи предвыборной риторики лидера партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен, а также перспектива ее победы в первом туре вызывает растущую озабоченность во Франции. О нарастающей опасности высказываются и политики, и финансисты, указывая, что национализм в Европе неизбежно приведет к войне.
В Польше заявили о желании НАТО расследовать катастрофу самолета Качиньского
НАТО готово присоединиться к расследованию авиакатастрофы 2010 года под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский. Об этом в четверг, 16 февраля, сообщил министр обороны страны Антони Мачеревич, передает агентство PAP. По его словам, о том, что Североатлантический альянс намерен присоединиться к Комиссии по исследованию авиаинцидентов гражданской авиации, рассказали главнокомандующий сил НАТО в Европе американский генерал Кертис Скапаротти и министр обороны Великобритании Майкл Фэллон. «Варшава ожидает полного сотрудничества, в частности, в области передачи всей информации, которой располагает как НАТО, так и отдельные государства, а также технической помощи в исследованиях, которые не может провести Польша», — отметил Мачеревич.
Трамп пожаловался на унаследованный от Обамы бардак в США и за рубежом
Президент США Дональд Трамп считает, что его предшественник Барак Обама оставил после себя бардак как в своей стране, так и в мире. Об этом он заявил на пресс-конференции, передает CNN. «Наша администрация унаследовала много проблем, в том числе экономических. Честно говоря, я унаследовал бардак, как в своей стране, так и за рубежом», — заявил Трамп. Среди трудностей в США он назвал утечку рабочих мест и низкую оплату труда. За рубежом, по его словам, нестабильная ситуация наблюдается на Ближнем Востоке и в Северной Корее. Кроме того, республиканец упомянул запрещенную в России международную террористическую организацию «Исламское государство», сравнив ее с раковой опухолью. «Но мы позаботимся обо всем этом», — отметил он. По словам республиканца, его администрация с первого дня работы приступила к решению унаследованных проблем. При этом Трамп обвинил СМИ в попытке умалчивать положительные результаты деятельности Белого дома. «Я включаю телевизор, открываю газеты, и вижу, что нашу работу описывают как хаос. А на самом деле все как раз наоборот. Эта администрация работает как отлично настроенный механизм, несмотря на то, что Конгресс до сих пор полностью не утвердил кабинет», — добавил президент. Победивший на выборах 8 ноября 2016 года республиканец Дональд Трамп стал 45-м президентом США. Его инаугурация состоялась 20 января в Вашингтоне. В ходе предвыборной кампании он представил программу на первые сто дней президентства. В частности, он обещал отменить «все неконституционные действия исполнительной власти», меморандумы и распоряжения Обамы, пересмотреть соглашение о свободной торговле в Северной Америке NAFTA или выйти из него. Также он заявлял о необходимости выйти из Транстихоокеанского партнерства. Этот пункт своей программы Трамп уже выполнил — соответствующий указ он подписал 24 января 2017 года.
Киев пугает ЕС толпой украинских беженцев
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков пригрозил Европе большими неприятностями, если та предоставит России свободу действий. Политик пообещал, что в этом случае страны Евросоюза наводнят толпы беженцев.
Генсек ООН договорился о Крыме до каминг-аута
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш заявил о приверженности организации принципу территориальной целостности. По мнению депутата Госдумы России Руслана Бальбека, тем самым он утвердил принадлежность Крыма России.
Президенту США хотят запретить отмену санкций законодательно
Американские конгрессмены хотят законодательно лишить президента США Дональда Трампа возможности отменять санкции без согласования с Конгрессом. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение законодателей.
Фийон предложил России «новое партнерство» и отказался быть вассалом США
Кандидат в президенты Франции от партии «Республиканцы» Франсуа Фийон заявил, что французы не являются вассалами США, а России предложил «новое партнерство». На митинге в городе Компьень он сказал, что хотел бы напомнить США, что Париж и Вашингтон – союзники, передает ТАСС. Москве он «честно и твердо» предложил преодолеть «холодную войну, которая разделяет европейский континент». Он призвал к совместной борьбе против террористической организации «Исламское государство*».
Украина ввела чрезвычайные меры из-за дефицита угля
Украинские радикалы, заблокировавшие все железнодорожные выезды из ДНР и ЛНР, в результате чего прекратились поставки антрацита в Незалежную, довели-таки до цугундера энергетику собственной страны. Обсуждаемое с понедельника возможное введение на Украине особых условий по потреблению электричества, сегодня приняло официальные формы.