Каждый теракт во Франции приближает президентство Марин Ле Пен

Теракт в день главного национального праздника Франции будет иметь более чем серьезные последствия. Шок от Ниццы может ускорить процесс осознания французским обществом тупиковости курса, которым движется Пятая республика. И снять последние препятствия к победе Марин Ле Пен на президентских выборах следующей весной.

Второй масштабный теракт за последние восемь месяцев произошел во Франции. А если вспомнить случившийся в начале прошлого года расстрел редакции «Шарли Эбдо», то в Ницце произошло уже третье нападение на республику.

Все теракты совершенно разные – и по манере исполнения, и по самим исполнителям. И самое страшное для французов, что невозможно свести все к внешнему врагу, к «халифату» или страшным исламистам. Убийца за рулем грузовика был уроженцем Туниса, но давно уже легально жил во Франции, был французским гражданином – и ему даже не понадобилось оружие, чтобы убить больше восьми десятков человек. Это война внутри самой Франции, внутри самого французского общества. Можно считать радикальных исламистов изгоями, говорить, что их не поддерживает абсолютное большинство живущих во Франции арабов-мусульман – но это не отменит того факта, что главные причины, приведшие к трагедии в Ницце, лежат внутри самой французской республики.

Франция заблудилась, потерялась – и в понимании самой себя, и в осознании своего места и роли в мире. Французское общество – это кто? Француз – это кто? Во что он верит? В потребление, в Христа, в Аллаха, в черта, в глобализацию, в «прекрасную Францию»? Какого он цвета? Какие у него ценности? Какое равенство и братство, если второе и третье поколение потомков переехавших из Северной Африки арабов прибегает к террору против своих соотечественников?

Они презирают их за то, что те не верят в Бога, что не хотят рожать детей, что мужчины уподобились женщинам, а политики все больше похожи на комиков. Ненавидят за то, что их считают людьми второго сорта, за то, что Франция по-прежнему ведет себя как колониальная держава – отправляет войска в Африку, свергает неугодных правителей африканских и арабских стран, результатом чего становятся гражданские войны и сотни тысяч погибших (причем часто мусульман). Исламистам мог быть глубоко неприятен Каддафи – но при чем здесь французы, которые устроили операцию по его свержению?

У радикальных французских исламистов много претензий к своим соотечественникам – что, естественно, не оправдывает организаторов терактов, но лишь объясняет симпатии к ним части мусульманской французской общины. Но все же арабы и негры пока что составляют лишь небольшую, хотя и очень быстро растущую часть населения Франции. Так что корень проблем не в них, а в обычных французских французах. Именно они позволили довести страну до нынешнего состояния – их равнодушие, молчание или соглашательство давало возможность политикам делать то, что они делали, вести страну туда, куда она пришла.

Марин уже давно самый популярный политик Франции – ее президентские рейтинги доходят до 30 процентов. И ей, и ее партии удалось переломить ту кампанию шельмования, которую десятилетиями вела против «Национального фронта» пресса и правящие партии. Партия уже не находится в «политическом гетто», и за нее голосует все больше и больше избирателей на выборах всех уровней, от муниципальных до европейских. С каждым терактом евроскептицизм, настрой на ужесточение правил для мигрантов, обращение к национальным чувствам и решимость навести порядок привлекают к Ле Пен все больше сторонников.

Партии элиты, социалисты и республиканцы, традиционно объединялись против кандидатов НФ – чтобы не допустить их победы. Получалось, что если кандидат НФ в первом туре набирал относительное большинство голосов и выходил во второй тур, то там он неизбежно проигрывал более слабому и менее популярному политику только потому, что «Фашизм не пройдет!».

Но уже в прошлом году на муниципальных выборах эта тактика стала давать сбой, и теперь уже победа Ле Пен на выборах весны 2017 года не представляется невозможной. Кого бы ни выдвинула соцпартия (а снова идут разговоры о Сеголен Руаяль), ее кандидат не станет президентом – слишком велико недовольство не просто Олландом, но и всей деятельностью социалистов. Даже если Саркози одолеет популярного в элите партии и еще более проатлантического Алена Жюппе и станет кандидатом республиканцев, его грехи слишком памятны многим французам.

И если он окажется во втором туре с Марин Ле Пен, пепел Ниццы и Парижа будет стучать в сердца французов в пользу новой Жанны Д'Арк.

Петр Акопов

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.