Меркель выставила российским газопроводам политические требования

Заявление Меркель о том, что Украина должна сохранить свое значение как транзитер российского газа, стало новой попыткой европейцев совместить несовместимое. Иначе говоря – продолжать политику по отрыву Украины от России и заставить саму Россию эту политику оплачивать. Рано или поздно чем-то одним придется пожертвовать – и явно не российским газом.

Выступая после завершения саммита ЕС в Брюсселе, немецкий канцлер Ангела Меркель рассказала об одной из тем, обсуждавшихся лидерами европейских стран.

«Многие годы Запад обвинял Россию в том, что она использует трубу как геополитическое оружие – а теперь сам будет предлагать чисто политические условия экономической сделки»

Наряду с продлением санкций против России – которые во многом сохраняются благодаря жесткой позиции Меркель, послушной американскому диктату – речь шла и об отношениях с Украиной. Европа продолжает работу по евроинтеграции Украины, которая автоматически приводит к ослаблению и так падающих российско-украинских экономических связей. Главное, что беспокоит Европу – как сделать так, чтобы Украина не обрушилась на этом пути прямо сейчас.

Платить – в том числе и за украинские долги России – ЕС не собирается, но хочет, чтобы Россия продолжала содействовать процессу переваривания Европой украинской экономики. В первую очередь за счет транзита газа. Украина зарабатывает на нем сотни миллионов долларов и использует свой статус транзитера для шантажа как России, так и Европы.

После прихода к власти в Киеве антироссийского режима Россия совершено естественно взяла курс на лишение Украины этой возможности. Контракт на транзит истекает в 2019 году, и к этому времени Москва хочет сделать так, чтобы газ шел в Европу в обход Украины, через другие газопроводы. Уже существует «Северный поток», об удвоении мощности которого недавно договорились с европейцами (главную роль в проекте с их стороны играют немцы). Есть также два варианта южного пути – «Южный поток», который всячески блокировали американцы (через своих восточноевропейских сателлитов вроде Болгарии), и «Турецкий», переговоры по которому приостановлены после того, как был сбит наш Су-24.

Хотя Россия сама объявила об отказе от «Южного потока» – из-за тех препон, что ставили ему атлантисты – он нужен европейцам больше, чем нам: итальянскому и австрийскому бизнесу, балканским странам, нуждающимся в российском газе. Как совместить коммерческий интерес (заработать на продаже российского газа), потребность в поставках газа из России и желание продолжить процесс отрыва Украины от России? В пятницу в Брюсселе Меркель попыталась объять необъятное:

«Мы обсудили будущее «Северного» и «Южного» потоков. Я подчеркнула вместе с остальными, что это прежде всего экономический проект, там есть частные инвесторы. Вопрос в том, как сейчас могут быть обеспечены необходимые правовые основания. Еврокомиссия обсуждает это с нашими национальными регуляторами. Я также выразила пожелание, и это сделали многие, о том, что необходимо найти решение, при котором Украина... не потеряет полностью своего значения, при котором Украина как транзитер будет играть роль. Это политическое пожелание».

Попытки навязать России украинский транзит предпринимались и раньше. Но все понимают, что странно требовать от продавца, чтобы он поставлял свой товар покупателю через территорию ненадежного государства, из-за которого к тому же между покупателем и продавцом идет геополитический конфликт.

Давить на Россию через отказ от «Южного потока», надеясь, что ей все равно придется поставлять газ через Украину, не очень дальновидно. Москва уже пригрозила отправить газ в другом направлении, на Восток. Заменить российский газ Европе попросту нечем – то есть нужно заранее наращивать альтернативные украинскому пути его транзита. Это и делается – расширение «Северного потока» вдвое увеличит его пропускную способность и соответственно уменьшит объемы, получаемые через Украину.

Осталось разобраться с южными путями. И тут выясняется, что те же итальянцы подозревают немцев в сознательном блокировании «Южного потока» ради своих прибылей. На днях итальянский премьер Маттео Ренци возмущался тем, что «Северный поток» не попадает под действие антироссийских санкций – не потому, что Рим так хочет их продления, наоборот, там давно уже выступают за их отмену. Просто, пока Германия наращивает свой статус как транзитера российского газа, итальянцев лишают возможности занять свою долю в его транзите на европейском рынке.

То есть Меркель одной рукой принуждает всех европейцев соблюдать ради атлантической солидарности режим санкций, а другой строит трубу с Россией. Санкции рано или поздно отменят – и немцы останутся с трубой, а итальянцы – с зависимостью от северного соседа, упущенной прибылью и чувством, что их обманули.

Все эти внутриевропейские разборки, казалось бы, не принципиальны для России. Нам важно, чтобы в итоге страны Европы нашли в себе силы отстаивать свои интересы, а не участвовать в чужих и, главное, невыгодных им комбинациях. Но есть еще и чисто украинский аспект проблемы российско-европейских отношений – ведь именно через него и ведется англосаксонская игра на размежевание России и Европы.

В Киеве в открытую выступают против расширения «Северного потока», называя его «угрозой своей энергобезопасности», а США уже публично говорят европейцам, что нельзя одной рукой помогать Украине, а другой душить ее. То есть, проще говоря, толкают европейцев к тому, чтобы сделать украинский транзит частью сделки с Россией. Мол, будем покупать ваш газ, но только при условии поставки части его через территорию незалежной. Европейцы понимают, что это тупик – Москва не пойдет на такие условия.

Многие годы Запад обвинял Россию в том, что она использует трубу как геополитическое оружие – а теперь сам будет предлагать России чисто политические условия экономической сделки? Понятно, что американцам не привыкать принуждать европейцев к нелогичному и невыгодному поведению, но все же их возможности не безграничны.

Европейцы понимают, что Украина имеет принципиальное значение для США в их политике сдерживания России – но и дальше платить за эту политику они не хотят. Тем более расплачиваться собственной энергетической безопасностью. Да еще и в условиях жесткого продавливания американцами ускоренного заключения Трансатлантического партнерства, выгодного транснациональным корпорациям и США.

Сторонники как партнерства, так и борьбы за «Украину для американцев» в европейских элитах уже подвергаются все большей критике – и пока что все держится во многом благодаря жестко атлантической позиции Меркель. Но стоит пошатнуться позициям канцлера – а внутри германских элит она стремительно теряет влияние – как вся выстраиваемая англосаксами антироссийская комбинация может рухнуть. И гораздо раньше 2019 года. Тут уже не до украинского транзита будет.

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.