Выборы во Франции: обошлось без революции

Во Франции подводят итоги сенсационного второго тура региональных выборов. Победу одержала партия Николя Саркози. Правящие социалисты — вторые. А вот Национальный фронт Марин Ле Пен повторить успех первого тура не сумел.

Второй тур смешал все карты: счет 7:5 в пользу республиканцев. Еще неделю назад не стихали овации избирателей Национального фронта, а газета "Фигаро" вышла с Марин Ле Пен и словом "Шок" на обложке. Шок прошел, избиратель рассудил политиков.

Вот она, почти равновесная политическая карта Франции. Бретань, Долина Луары, Бургундияотмечены красным – это поле социалистов. Республиканские Нор, Па-де-Кале, Пикардия, где баллотировалась лидер Национального фронта. Прованс, Альпы, Лазурный берег верны буржуазным ценностям, мэр Ниццы Кристиан Эстрози поставил на место молодую и амбициозную Марион-Марешаль Ле Пен, племянницу Марин Ле Пен. И столичный регион Иль-де-Франс – за силы Саркози.

"Большое моральное поражение для социалистов – потеря столичного региона, там баллотировался глава Нацсобрания, важнейшая фигура после президентов, — говорит руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. —Хотя Национальный фронт не получил ни одного региона, каждый третий-четвертый избиратель голосовал за него. Говорит о том, что социалисты, которые контролируют Елисейский дворец и парламент не сохранят власть. А кто именно сможет сменить их – это большой вопрос".

Карта говорит одно – на ней будто бы нет места ультраправым, но избиратель держит в уме "Национальный фронт", словно кнут для расслабившихся политиков. На самом деле в политических симпатиях французов обрисовался треугольник. О чем и говорила победа сторонников Ле Пен в первом туре. Испортили триумф грамотные социалисты – объявили, что дружат с правыми – крайним назло, отозвали своих кандидатов в ключевых регионах.

"Ожидалась консолидация левых и правых, — говорит Заведующий сектором политических проблем европейской интеграции ИМЭМО РАН Сергей Уткин, — но можно было бы предположить, что Национальный фронт выступит хоть в одном регионе, мощно выступила даже не Марин, а Марион Марешаль Ле Пен, восходящая звезда французской политики. Показала результат порядка 45%. Буквально 5-6% не хватило, чтоб занять первое место".

Мобилизация избирателя видна по разнице в явке. Во втором туре она близка к 60% – очень хороший показатель для традиционно непопулярных региональных выборов. Почти на 10% выше, чем в первом туре.

"Политики боялись, — говорит писатель Марек Хальтер. — Два часа никто не знал, кто выиграл целые регионы. Есть регионы большие, величиной с Бельгию или Голландию, по несколько миллионов людей". В целом, по его словам, в стране возник кризис доверия. "Люди были недовольны политикой Олланда. Безработица, кризис экономический. Опасность терроризма, ИГИЛ. Люди хотели показать, голосуя за экстремистов, что они недовольны", — заявляет Хальтер.

В 2002, когда глава Национального фронта Жан-Мари Ле Пен боролся за президентское кресло с Жаком Шираком, многотысячные демонстрации против ультраправых захлестнули Париж. Спустя почти 15 лет, хотя Ле Пен-старший был изгнан из партии, признаться в симпатиях Национальному фронту – для француза более чем смелый поступок, своего рода стигма.

Но Марин Ле Пен не сдается. По ее словам, теперь нет правых и левых, а есть "глобалисты и патриоты". И впереди – президентская избирательная кампания. "Благодарю всех французов — более шести миллионов тех, кто отдал за нас свои голоса, а также сотни тысяч тех, кто присоединился к нам во втором туре. Поздравляю всех, что выстояли перед запугиваниями и манипуляциями. Заявления и действия исполнительной власти в период между двумя турами вызывают тревогу и заставляют задаться вопросом об опасностях, которые несет этот агонизирующий режим", — говорит она.

Если послушать комментарии главы республиканцев, бывшего президента Николя Саркози, и представителя социалистов — премьера Мануэля Вальса – в риторике их и правда почти нет отличий.

Политическое уравнение со множеством переменных, помноженных на страх – терроризма, безработицы, утраты идентичности – и национальную гордость – республиканскими ценностями. Борьба в 2017 будет жесткой и непредсказуемой.

"Кто будет главным соперников Марин Ле Пен через полтора года – социалист или представитель првоцентристов, Саркози или Жюппе? Это большая интрига и никто из политологов не возьмется предсказать расклад сил на президентских выборах в 17 году", — считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.

У всех политических сил Франции есть право отыграться – избиратель Пятой республики оказался эмоционален, но весьма неглуп. И сигнал недовольства подал, и революции не совершил.

Использованы материалы:

"Мерзавцы": Лукашенко пригрозил Евросоюзу перекрыть доступ к природному газу
Белоруссия готова ответить жесткими мерами на новый санкционный пакет со стороны Брюсселя. Такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко, выступая 11 ноября, на совещании руководством кабмина
Спустя 76 лет: новый глава МИД Японии заявил о планах на мирный договор с Россией
На днях в Японии прошли парламентские выборы, в результате которых новым премьер-министром страны стал бывший министр иностранных дел Фумио Кисида. Место Кисиды во главе японского МИДа получил Йошимаса Хаяси, который прежде занимал пост министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Шольц отверг опыт Шредера при выстраивании отношений с Москвой – Bild
Социал-демократ Олаф Шольц на посту канцлера ФРГ не намерен заигрывать с Москвой, хотя и готов вести с ней переговоры. Об этом сообщает немецкое издание Bild. По данным газеты, Шольц, которого все прочат на место нового канцлера Германии, не планирует идти по пути своего предшественника, представителя СДПГ Герхарда Шредера, который благоволил Москве, а после отставки вошел в российские энергетические структуры.
В Японии переизбрали 101-го премьера
Депутаты нижней палаты парламента Японии переизбрали председателя правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисиду на пост премьер-министра страны. Трансляция голосования велась на сайте парламента. Нижняя палата отдала большинство голосов – 279, заканчивается процедура голосования верхней палаты. Но его также предсказуем, поскольку правящий блок имеет большинство и там.
Когда поляки начнут стрелять по беженцам
Пока толпы курдов продолжают искать уязвимые места в польской границе, в Варшаве политики и генералы прямым текстом угрожают: ее нарушителей ждет расстрел на месте. Правозащитники, правда, предупреждают Польшу о необходимости соблюдения прав беженцев. Но переживающий наплыв мигрантов ЕС вряд ли осудит Варшаву за жесткие действия против нелегалов. Откроют ли огонь польские пограничники?
Холоду пока не удается покончить с теплом
В ближайшие дни Европейскую часть страны накроет последнее в этом году потепление. Насколько повысится температура? Продержится ли аномальное тепло до выходных? Погодные качели продолжают раскачиваться. После волны ноябрьских холодов в Европейскую часть страны возвращается аномальное тепло. Но надолго ли? Где в ближайшие дни будут активно расти сугробы? И когда в Москве температура устойчиво уйдет в плюс?
Политическая обстановка на Украине накаляется
Владимиру Зеленскому бросили вызов, но пока только в телеэфире. Однако бьют уже из всех медийных орудий. Телеканал "Наш", "Прямой", "Украина 24" пригласили всех политических тяжеловесов. Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, вернулся в большую политику. Это его первое появление на экранах после отставки. И сразу – жесткая критика действующей власти.
«Украина теперь рассказывает, что ей больше никто не угрожает»
Последние полторы недели американские СМИ писали о якобы стягивании российских войск к границе с Украиной. Дошло даже до того, что Киеву пришлось опровергнуть эти публикации, заявив, что на Украине не обладают такими сведениями. Тем не менее, ситуация на страницах американской прессы нагнетается: теперь с попытками «помешать России напасть на Украину» связывают недавний визит в Москву главы ЦРУ. Эксперты считают, что таким образом элиты в США спекулируют и давят на Белый дом после провального выхода Штатов из Афганистана и потери статуса державы №1.