Северные олени научились обходиться без биологических часов

У северных оленей нет биологических часов. К такому выводу пришла группа исследователей, работавшая с генетически модифицированными клетками кожи оленей. Новая работа опубликована в журнале Current Biology. Коротко она описана в журнале The Scientist.

Биологическими часами называют генетически обусловленные механизмы, работающие в клетках и определяющие периодический характер активизации различных процессов. Типичным примером является чередование сна и бодрствования. Такие колебания биологических процессов, обычно "завязанные" на уровень освещенности, получили название циркадных ритмов.

Часть биологов придерживается мнения, что циркадные ритмы могут отсутствовать у организмов, которые обитают в местности с нестандартной сменой света и тьмы. К ним могут относиться животные, населяющие Крайний Север или территории с чрезвычайно ярким освещением. Авторы новой работы решили проверить, присутствуют ли биологические часы у северных оленей, живущих в Арктике. Поведение этих животных никак не связано с временем суток - олени поедают траву и затем жуют жвачку периодами по 2-3 часа.

Циркадные ритмы регулируются целым набором генов. Ученые выбрали для исследования два таких гена - Bmal и Per2. В культурах клеток, выделенных из животных, которые обладают биологическими часами, эти гены "включаются" и "выключаются" в циклическом режиме в течение недели. Для того чтобы следить за работой генов, можно вставить в геном рядом с ними последовательности, кодирующие флуоресцентные белки. Тогда при активации гена будет синтезироваться продукт, светящийся при облучении светом определенной длины волны.

Исследователи получили культуру клеток кожи оленей - фибробластов - и провели описанную выше модификацию. Наблюдения за культурой показали, что Bmal и Per2 активируются не циклично. По мнению авторов, этот эксперимент доказывает, что организм северных оленей научился подавлять циркадные ритмы.

С заключением исследователей согласны не все коллеги. Некоторые биологи полагают, что отсутствие цикличности в работе генов Bmal и Per2 у фибробластов не означает, что ее нет в других клетках. Для того чтобы делать вывод о полном отсутствии биологических часов, необходимо провести дополнительные эксперименты.

Метки: культура
Использованы материалы:

Распроданные снаряды спрятали в огне
Украинские военные организовали пожар на арсенале в Балаклее Харьковской области, чтобы скрыть от высшего руководства страны массовую недостачу боеприпасов. Такое мнение высказал официальный представитель народной милиции непризнанной Луганской народной республики (ЛНР) Андрей Марочко.
Венгры хотят создать автономию на Украине
В Киеве обеспокоены словами вице-премьера Венгрии Жолта Шемьена о необходимости создания автономий венгерского меньшинства в соседних странах. В связи с этим МИД Украины вызвал посла республики Яноша Тота для разъяснений, сообщила в среду, 22 марта, в эфире телеканала "112 Украина" официальный представитель украинского внешнеполитического ведомства Марьяна Беца. "Мы сегодня пригласили для беседы венгерского посла и услышим его комментарии. Он должен к нам прийти сегодня", - сообщила она.
Москвичей ждут мокрые выходные
В ближайший уик-энд в столице похолодает. Кроме того, город окажется во власти дождя и мокрого снега. Главный специалист Метеобюро Москвы и Московской области Татьяна Позднякова предупредила, что погода начнет меняться уже в пятницу, 24 марта. "Завтра во второй половине дня подойдет очередной холодный фронт, который сначала проявит себя дождем. С 19:00 до 20:00 этот дождь перейдет в мокрый снег, но максимальная температура будет в интервале 12:00-13:00. В Москве это около +6...+8, по области – +4...+9", – цитирует ее газета "Известия".
Вороненкова подставили украинские спецслужбы
Убийство бывшего депутаты Госдумы РФ Дениса Вороненкова могло быть устроено украинскими спецслужбами, чтобы бросить тень на Россию. Об этом заявили политики и эксперты, прокомментировавшие гибель экс-парламентария.
Клещи ринулись в атаку на россиян
Мартовское потепление вызвало раннюю активность опасных паразитов. От укусов клещей уже пострадали 163 человека. Такие данные приводит пресс-служба Роспотребнадзора. Все пострадавшие обратились за помощью к медикам, сообщается на сайте ведомства.
США ввели войска на Украину
Американские военные разворачивают свои части на Украине. Новость появилась на официальном сайте армии США, но ее быстро удалили. 45-я пехотная бригадная боевая группа готовится к развертыванию на Украине – информировал читателей официальный сайт американских военных army.mil. Однако ссылку на страницу быстро удалили, сообщив об ошибке, допущенной нерадивым сотрудником.
Эрдоган обвинил Европу в фашизме и расизме
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что после референдума о расширении президентских полномочий его страна может пересмотреть отношения с «фашистской и жестокой» Европой. Такое заявление он сделал во вторник, 21 марта, в ходе своего выступления на митинге в Анкаре, сообщает Reuters. «Эта Европа — как до Второй мировой войны: расистская, фашистская, жестокая Европа. Антиисламская и антитурецкая», — цитирует его «Русская служба "Би-би-си"». Он отметил, что референдум станет лучшим ответом Европе. Президент также подчеркнул, что власти Евросоюза (ЕС) больше не смогут воздействовать на Турцию под предлогом ее возможного вступления в межгосударственное объединение. Кроме того, он добавил, что не впустит в страну ни одного европейского политика, чтобы те не могли «вести слежку».
Лондон переходит на осадное положение
Происшествие с автомобилем, сбившим пешеходов на Вестминстерском мосту и врезавшимся в ограждение здания парламента Великобритании, признано терактом. Во время нападения два человека были расстреляны перед зданием парламента, один полицейский получил ножевое ранение при попытке остановить террориста. Злоумышленник, управлявший автомобилем, был ликвидирован после того, как атаковал полицейского с ножом. Как позднее сообщили СМИ, пострадавший полицейский скончался в больнице.