Северные олени научились обходиться без биологических часов

У северных оленей нет биологических часов. К такому выводу пришла группа исследователей, работавшая с генетически модифицированными клетками кожи оленей. Новая работа опубликована в журнале Current Biology. Коротко она описана в журнале The Scientist.

Биологическими часами называют генетически обусловленные механизмы, работающие в клетках и определяющие периодический характер активизации различных процессов. Типичным примером является чередование сна и бодрствования. Такие колебания биологических процессов, обычно "завязанные" на уровень освещенности, получили название циркадных ритмов.

Часть биологов придерживается мнения, что циркадные ритмы могут отсутствовать у организмов, которые обитают в местности с нестандартной сменой света и тьмы. К ним могут относиться животные, населяющие Крайний Север или территории с чрезвычайно ярким освещением. Авторы новой работы решили проверить, присутствуют ли биологические часы у северных оленей, живущих в Арктике. Поведение этих животных никак не связано с временем суток - олени поедают траву и затем жуют жвачку периодами по 2-3 часа.

Циркадные ритмы регулируются целым набором генов. Ученые выбрали для исследования два таких гена - Bmal и Per2. В культурах клеток, выделенных из животных, которые обладают биологическими часами, эти гены "включаются" и "выключаются" в циклическом режиме в течение недели. Для того чтобы следить за работой генов, можно вставить в геном рядом с ними последовательности, кодирующие флуоресцентные белки. Тогда при активации гена будет синтезироваться продукт, светящийся при облучении светом определенной длины волны.

Исследователи получили культуру клеток кожи оленей - фибробластов - и провели описанную выше модификацию. Наблюдения за культурой показали, что Bmal и Per2 активируются не циклично. По мнению авторов, этот эксперимент доказывает, что организм северных оленей научился подавлять циркадные ритмы.

С заключением исследователей согласны не все коллеги. Некоторые биологи полагают, что отсутствие цикличности в работе генов Bmal и Per2 у фибробластов не означает, что ее нет в других клетках. Для того чтобы делать вывод о полном отсутствии биологических часов, необходимо провести дополнительные эксперименты.

Метки: культура
Использованы материалы:

Украинских разведчиков обвинили в разжигании войны
Телеканал "112 Украина" разместил во вторник, 17 января, на своем сайте резонансную статью, в которой автор ставит под сомнение правдивость информации украинских разведчиков о происходящем на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса. Бывший креативный продюсер телеканала Виктор Зубрицкий, ранее столкнувшийся с безосновательными обвинениями в свой адрес со стороны Главного управления разведки Министерства обороны Украины (ГУР МО) и вынужденный выехать за пределы Незалежной, решил откровенно высказаться по поводу заявлений ведомства, опросив в Сетях проживающих в ДНР и ЛНР, а также непосредственно на улицах Донецка.
Президент УЕФА оставил мундиаль России
Чемпионат мира-2018 по футболу по праву принадлежит России и нет оснований переносить его в другую страну. Об этом в интервью ТАСС заявил президент Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) Александер Чеферин.
Россия и Молдавия возродили стратегическое партнерство
Впервые за девять лет президент Молдавии нанес визит в Москву, где объявил о восстановлении «стратегического партнерства» двух стран и сделал ряд громких заявлений, в том числе по Крыму и ПМР. Но все понимают, что успех Игоря Додона промежуточный. Реальная схватка за власть развернется на парламентских выборах, и Москва должна помочь Додону сохранить свою популярность.
ЕСПЧ показал истинную суть намерений усыновителей из США
Суд поддержал 45 американских истцов, которым отказали усыновлении детей в РФ, несмотря на то, что они уже начали процедуру оформления, иски были поданы от имени 45 граждан США и 27 российских детей.
Топилин пообещал увеличение зарплат
Реальные зарплаты в России будут расти. Об этом министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил в интервью «Российской газете», опубликованном во вторник, 17 января. «Заработная плата, по нашим оценкам, будет увеличиваться. Не только номинальная, но и реальная. По итогам 2016 года мы, скорее всего, увидим рост реальных зарплат, потому что уже с августа наметилась положительная тенденция к их повышению», — рассказал он. По словам Топилина, этому способствуют президентские указы об увеличении зарплат бюджетникам. «Безусловно, указы президента по повышению оплаты труда основным категориям работников бюджетной сферы будут выполнены», — заверил глава Минтруда, отметив, что для этого имеются «все необходимые ресурсы» и ведется необходимая работа с региональными властями. Вместе с тем, по словам Топилина, уровень безработицы в стране не повысится. «Я думаю, что безработица расти не будет, скорее всего, она будет колебаться в рамках показателей 2016 года», — сказал он. По его данным, в России около четырех миллионов безработных, это меньше, чем в 2015 году.
Польша испугалась «крушения ЕС» при победе Ле Пен на выборах во Франции
Победа лидера партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен на выборах французского президента может привести к «крушению ЕС», заявил министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. Ващиковский рассказал, что беседовал с Ле Пен в Париже. Как заявил глава МИД Польши, Ле Пен хочет осуществить «радикальную реформу ЕС», сделав из Евросоюза «совершенно иную структуру».
Порошенко придумал план возвращения Крыма
Президент Украины Петр Порошенко назвал введение безвизового режима с Евросоюзом шагом к возвращению Крыма. На полуострове уже высмеяли такую позицию. О планах по восстановлению территориальной целостности Украины Петр Порошенко рассказал на встрече с послами иностранных государств. "Соглашение об ассоциации и безвизовый режим с ЕС давно стали неотъемлемыми элементами стратегии возвращения Донбасса и Крыма", – цитирует главу государства его пресс-служба.
Трамп нашел повод для торга с РФ
Увязать два вопроса - сокращение ядерного арсенала и снятие санкций с России - предполагает избранный президент США Дональд Трамп. По его мнению, это принесет выгоду многим. Готовящийся к инаугурации американский лидер признал, что в настоящий момент склонен доверять главе России Владимиру Путину, но не знает, как долго это продлится.