Северные олени научились обходиться без биологических часов

У северных оленей нет биологических часов. К такому выводу пришла группа исследователей, работавшая с генетически модифицированными клетками кожи оленей. Новая работа опубликована в журнале Current Biology. Коротко она описана в журнале The Scientist.

Биологическими часами называют генетически обусловленные механизмы, работающие в клетках и определяющие периодический характер активизации различных процессов. Типичным примером является чередование сна и бодрствования. Такие колебания биологических процессов, обычно "завязанные" на уровень освещенности, получили название циркадных ритмов.

Часть биологов придерживается мнения, что циркадные ритмы могут отсутствовать у организмов, которые обитают в местности с нестандартной сменой света и тьмы. К ним могут относиться животные, населяющие Крайний Север или территории с чрезвычайно ярким освещением. Авторы новой работы решили проверить, присутствуют ли биологические часы у северных оленей, живущих в Арктике. Поведение этих животных никак не связано с временем суток - олени поедают траву и затем жуют жвачку периодами по 2-3 часа.

Циркадные ритмы регулируются целым набором генов. Ученые выбрали для исследования два таких гена - Bmal и Per2. В культурах клеток, выделенных из животных, которые обладают биологическими часами, эти гены "включаются" и "выключаются" в циклическом режиме в течение недели. Для того чтобы следить за работой генов, можно вставить в геном рядом с ними последовательности, кодирующие флуоресцентные белки. Тогда при активации гена будет синтезироваться продукт, светящийся при облучении светом определенной длины волны.

Исследователи получили культуру клеток кожи оленей - фибробластов - и провели описанную выше модификацию. Наблюдения за культурой показали, что Bmal и Per2 активируются не циклично. По мнению авторов, этот эксперимент доказывает, что организм северных оленей научился подавлять циркадные ритмы.

С заключением исследователей согласны не все коллеги. Некоторые биологи полагают, что отсутствие цикличности в работе генов Bmal и Per2 у фибробластов не означает, что ее нет в других клетках. Для того чтобы делать вывод о полном отсутствии биологических часов, необходимо провести дополнительные эксперименты.

Метки: культура
Использованы материалы:

СМИ сообщили об отказе Меркель возобновить переговоры о членстве Турции в ЕС
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что выступает против новых переговоров с Турцией о ее присоединении к Евросоюзу. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные немецкого издания Bild. Свою точку зрения Меркель высказала во время выступления перед однопартийцами по Христианско-демократическому союзу (ХДС). По мнению источников Bild, присутствовавших на собрании, это заявление фактически означает конец дискуссии относительно ведения переговоров с Анкарой о вступлении в ЕС.
До жизни "по карточкам" осталось 10 лет
В свете перехода штата Гоа Индии на безналичный расчет вице-премьер Игорь Шувалов отверг такие нововведения в России в ближайшие годы. По его словам, отход от наличных успешно реализуется в странах Евросоюза, но Россия технологически еще не созрела для жизни "по карточкам".
Яценюк дал деру с Украины
Бывший премьер Украины Арсений Яценюк больше не живет на родине. Он продал всю свою недвижимость, бизнес, включая доли дохода, и перевез свою семью за океан. По данным украинских СМИ, экс-глава кабмина обзавелся американским гражданством и обосновался в Вашингтоне.
Названа самая зависимая от России страна ЕС
Центр изучения демократии 29 ноября опубликовал результаты исследования, которое проводилось в пяти европейских государствах – Болгарии, Сербии, Латвии, Венгрии и Словакии. При этом западные эксперты продемонстрировали очередной наглядный пример использования в Евросоюзе двойных стандартов.
Рауля Кастро сменит "молодой" инженер
Будущим преемником Рауля Кастро на посту председателя Государственного совета может стать нынешний зампредседателя 56-летний Мигель Диас-Канель. Его характеризуют как прагматичного политика, который в то же время искренне предан революционным идеалам. Курс развития страны при нем радикально не изменится.
Анкара призвала отменить визы между Россией и Турцией
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу считает необходимым в полной мере возобновить безвизовый режим с Россией, об этом он заявил в преддверии визита в Турцию главы МИД Сергея Лаврова, который встретится с Чавушоглу 1 декабря в Аланье (город в провинции Анталья).
Греция отказалась участвовать в холодной войне против России
Греция никогда не согласится «играть в холодную войну» против России. Об этом в интервью РИА Новости заявил специальный советник премьер-министра страны по вопросам сотрудничества с Россией Димитриос Веланис. «Думать, что Греции можно что-то запретить — это большая ошибка, это полный абсурд. Никакого давления, а тем более запрета, не было и не будет. Пусть каждый выражает свое отношение к России, это их дело», — сказал Веланис.
Главу Белого дома выбрали с нарушениями
Результаты подсчета голосов на выборах президента США были сфальсифицированы в трех штатах. Речь идет о Вирджинии, Нью-Гэмпшире и Калифорнии. Об этом сообщил будущий глава Белого дома Дональд Трамп. Согласно официальным данным, во всех упомянутых штатах победу одержала кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон. В результате голоса выборщиков достались ей. Трамп убежден, что нарушения носили "серьезный" характер. Его возмущает молчание средств массовой информации по этому поводу. "Значительное предубеждение - это большая проблема!" - написал республиканец. По мнению Трампа, он победил с подавляющим преимуществом не только при голосовании выборщиков, но и по голосам избирателей, "если не учитывать те из них, которые были отданы незаконно". Прямых выпадов в адрес Клинтон в его заявлениях не содержалось. Выступление Трампа стало своеобразной реакцией на требование штабов Хиллари Клинтон и кандидата от "зеленых" Джилл Стайн провести пересчет голосов в Висконсине, Мичигане и Пенсильвании. В этих трех штатах Трамп выиграл у Клинтон с минимальным перевесом. Стайн, получившая на выборах около 1% голосов избирателей, хочет за счет пересчета голосов помочь демократке. Окружение Клинтон будет участвовать в пересчете, но подчеркивает, что не располагает доказательствами того, что кто-либо пытался незаконным путем повлиять на исход голосования. Выборы президента США прошли 8 ноября. После подведения итогов голосования по штатам Дональд Трамп получил 306 голосов выборщиков при 270 необходимых для победы. Его основной сопернице Хиллари Клинтон достались 232 голоса. При этом за кандидата от Демократической партии проголосовали больше избирателей - 64 млн против 62 млн голосов, отданных за Трампа. Однако избирательная система США устроена таким образом, что ключевое значение имеют голоса выборщиков, которые зависят от результатов голосования в каждом из штатов.