Новости


У столичных чиновников плохо с математикой
Очевидно, что плачевная ситуация на транспортных магистралях столицы уже давно требует от городских властей принятия самых скорых и решительных мер. Однако последние инициативы московских властей производят довольно-таки странное впечатление. Они отдают если не авантюризмом, то уж точно интеллектуальной беспомощностью. Речь, в частности, идет о предложении чиновников Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы увеличить пропускную способность московских дорог за счет... сужения полос для движения транспорта. Сотрудники мэрии, которые, очевидно, видят московские дороги только из-за тонированных стекол своих служебных автомобилей, посчитали, что иметь полосы шириной 375 см - это непозволительная для российских водителей роскошь. По их замыслу, если сузить каждую из 4-5 полос с 375 до 325 сантиметров (европейский стандарт), то на высвобожденных метрах можно разместить дополнительную (пятую или шестую) полосу. Однако даже человеку, поверхностно знакомому с правилами математики, очевидно, что 50 сэкономленных сантиметров от каждой из пяти полос в сумме дадут только 250 сантиметров. А этого совершенно недостаточно для того, чтобы построить дополнительную шестую полосу (на что требуется не менее 325 см). Кроме того, существующие семиполосные трассы «перешивать» тем более не имеет смысла - пробок на них и так, как правило, не бывает. Таким образом, вместо того чтобы расширять проезжую часть, московские градостроители предпочитают заниматься имитацией бурной деятельности, переставляя заплатки на тришкином кафтане столичных автодорог.
Создана бумага прочнее чугуна
Группа ученых из Швеции и Японии создала листы бумаги, которые превосходят по прочности чугун и немного уступают стали. По словам одного из авторов работы Ларса Берглунда из Королевского технологического института, новинку можно будет использовать, к примеру, для создания сверхпрочной клейкой ленты или синтетических заменителей биологических тканей, пишет Membrana. В отличие от давешней сверхпрочной бумаги из титанового нановолокна или «электробумаги» с нанотрубками, новинка по сути — самая обычная бумага, состоящая из той же самой целлюлозы. Весь секрет в параметрах волокон и их расположении. По словам ученых, естественные волокна целлюлозы, пока они находятся в дереве, очень прочны, однако они разрушаются при традиционных методах производства бумаги и, соответственно, теряют свои механические свойства. Сейчас же удалось придумать метод изготовления бумаги, при котором исходные биополимерные цепочки переносятся в толщу листа с минимальными повреждениями. Для этого был подобран набор ферментов (для предварительного разложения древесины), а также был придуман новый способ механической обработки, нежно отделяющий нужные волокна. Последние сначала плавают в воде, а после выжимания листа сплетаются в сеть, прочно фиксируемую водородными связями. После испытаний было установлено, что лист длиной 40 миллиметров, шириной 5 миллиметров и толщиной 50 микрометров имеет прочность на разрыв 214 мегапаскалей, что выше, чем у чугуна (130 мегапаскалей), и немногим хуже, чем у конструкционной стали (250 мегапаскалей). Отметим, что обычная бумага имеет прочность на разрыв менее 1 мегапаскаля. Авторы технологии отмечают, что секрет этой бумаги основан на следующих деталях. Как мы уже говорили, это перенос естественных волокон целлюлозы в лист почти без привнесения дефектов; далее — толщина волокон, в новинке она составляет порядка 20 нанометров, что в тысячу раз меньше, чем волокна, из которых состоит обычная бумага (а по отношению к своему диаметру тонкие нити держат намного большее разрывное усилие, нежели толстые); наконец, сама сеть дает волокнам немного сдвигаться друг относительно друга, что «рассеивает» напряжения.
В Арктике найдены вулканы
В ходе исследований подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане группой ученых из Океанографического института Вод Холл (WHOI ) были обнаружены следы извержения вулканов, а также три вулканических кратера, которые получили названия скандинавских богов: Локи (Loke), Один (Oden) и Тор (Thor). Примечательно, что в ходе исследования также были найдены пирокластические отложения, которые никогда ранее не встречались в столь высоких широтах. Следует отметить тот факт, что вулканы в Антарктиде находили и ранее, однако это первый случай, когда были обнаружены следы извержения, которое предположительно произошло в 325 году до нашей эры. Обнаружить следы удалось благодаря толстому слою пепла на дне. Скорее всего, извержение было самым сильным в Антарктиде за последние 10 тысяч лет. Столб раскаленного газа и пепла, который пробил во льду гигантскую дыру, мог достигать 12 километров в высоту. В данный момент ученые продолжают работы в Антарктиде и пытаются выяснить, когда стоит ждать нового извержения. Напомним, в начале этого года ученые нашли также в Арктике подо льдом вулкан, который извергался сравнительно недавно – около 2 тысяч лет назад. При этом он и сейчас остается действующим.
Сбежавший преступник оставил надзирателям розу из туалетной бумаги
Луис Камачо-Мендоза, арестованный властями американского штата Арканзас по обвинениям, связанным с наркотиками и незаконным переходом границы, сбежал из тюрьмы, оставив на память о себе свернутую из туалетной бумаги розу, сообщают местные СМИ. Его обнаружили спустя сутки после побега в одном из частных домов. Камачо- Мендоза прятался в платяном шкафу с наволочкой на голове. "Особого сопротивления при задержании он не оказал. Когда мы его спросили, зачем он оставил розу, Луис сообщил, что ему было жаль начальника тюрьмы", - рассказал журналистам представитель полиции Кен Ховард. Большого впечатления жест арестанта на полицию не произвел - Камачо-Мендозу по- прежнему ожидает депортация и суд на родине в Мексике.
На Земле раз в год взрывается метеорит мощностью первой атомной бомбы
В земной атмосфере примерно раз в год происходит тунгусская катастрофа в миниатюре - взрыв астероида или кометы, мощностью примерно равный атомной бомбе, сброшенной на Хиросиму. Об этом в интервью РИА Новости сообщил доктор наук Валерий Шувалов, заведующий лабораторией математического моделирования геофизических процессов Института динамики геосфер РАН. Шувалов совместно с коллегами разрабатывал математические модели тунгусского события, которые позволяют объяснить его главную загадку - отсутствие на месте катастрофы следов космического тела и его осколков. По словам ученого, в самой тунгусской катастрофе нет ничего необычного: "Такие явления происходят на Земле где-то один раз в 100-300 лет. Это не какое-то единичное, уникальное явление, они происходят по геологическим масштабам времени достаточно часто". Шувалов отмечает, что тела разного размера падают на Землю регулярно - чем больше тело, тем реже. "Тела размером в несколько метров с энергией, равной бомбе, которая взорвалась над Хиросимой, падают каждый год. Но эти тела тормозятся на высотах порядка 30-40 километров, выделяют энергию там, поэтому на Земле никаких разрушений не происходит", - сказал он. Подобные события регулярно фиксируются специальной службой, созданной с США для слежения за ядерными испытаниями. "У американцев есть специальная служба, которая организована для того, чтобы следить именно за ядерными взрывами, она фиксирует вспышки в атмосфере. И они записывают именно такие вспышки (мощностью несколько килотонн). У нас в нашем институте был совместный проект с лабораторией Sandia, они давали нам световые кривые этих вспышек, мы их анализировали и по ним делали оценку того, какое тело упало", - рассказал Шувалов. "Данные о том, что каждый год такие тела падают - они как раз вот из этих наблюдений получены", - добавил он.
Скоро можно будет путешествовать во времени
В ближайшее время могут появиться первые путешественники во времени, которые придут к нам из будущего. Эксперимент по запуску Большого адронного коллайдера (БАК) ценой 4,65 миллиардов фунтов - самого мощного ускорителя частиц в истории - уже на правильном пути. Цивилизации будущего скорее всего узнают об этом из учебников истории и, вычислив этот момент, с помощью продвинутых технологий нанесут нам визит. Как прочат физики всего мира, это устройство позволит получить новую информацию о частицах и силах, которые действуют в космосе. Также ученых интересует возможность воспроизведения условий, близких к тем, которые были во время «большого взрыва», породившего Вселенную. Масштабный эксперимент в европейском Центре физики частиц может привести к появлению первой в мире машины времени. Намеченный на лето запуск коллайдера может стать исторической вехой, поскольку покажет, возможны ли путешествия во времени.